- Продвижение продукции на ярмарках и выставках


5.9. Продвижение продукции на ярмарках и выставках: правовая регламентация

Выставки и ярмарки служат мощным средством популяризации новых товаров и повышения престижа фирм. В мире ежегодно проводится порядка 4000 крупных международных специализированных выставок, на которых реализуется целый комплекс маркетинговых функций. Прежде всего это функция исследования рынка.

Здесь происходит общение производителей с потенциальными клиентами, обнаруживаются актуальные для них проблемы, конкретизируются запросы и возможности.

По России за период 1991-2002 гг. количество выставок выросло более чем в 10 раз, причем в наибольшей степени - специализированных. Выставки в России переориентировались по целевой функции: от политизированной демонстрации достижений народного хозяйства к информационно-рекламным функциям, исследованию рынков, налаживанию коммерческих контактов, т.е. к маркетингу. Однако пока выставочная активность в России существенно отстает от мировой практики.

Имея 1 в мировом ВНП, Россия по выставочной площади и другим общепринятым критериям в этой сфере едва достигает 0,5.

Вместе с тем состояние выставочного бизнеса характеризуется специалистами как непрекращающееся динамичное развитие. За период 1990-2000 гг. в России, СНГ и странах Балтии зарегистрировано и действуют свыше 100 специализированных предприятий, профессионально занимающихся организацией и проведением выставок и ярмарок.

Рассмотрим правовые аспекты регулирования отношений, связанных с деятельностью ярмарок и выставок. В практике хозяйственной деятельности, а также в судебно-арбитражной практике часто приходится сталкиваться с различным толкованием коммерческими организациями и государственными органами понятий рынок и ярмарка. В таких случаях следует руководствоваться постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. 242-ст, которым утвержден и с 1 января 2000 г. введен в действие ГОСТ 51303-99 Торговля.

Термины и определения1. В указанном документе содержатся основные стандартизованные понятия и термины, в том числе относящиеся к оптовой и розничной торговле (рынки, ярмарки, киоски и т.д.).

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе уточнять и детализировать содержание отдельных понятий и терминов. В Москве подробные уточненные определения рынков, ярмарок выходного дня, торговых комплексов и других терминов, используемых в торговле, а также порядок организации и осуществления торговли и предоставления услуг на их территории даны в постановлении Правительства Москвы от 3 июля 2001 г. 580-ПП Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве и утверждении Правил работы рынков2.

Организация деятельности ярмарок и выставок подлежит государственно-управленческому воздействию. Например, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК России создана постоянно действующая Комиссия, входящая в состав Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоза России)3. Права, обязанности, задачи Комиссии определены Положением О Комиссии по развитию и координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России, утвержденным приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2001 г. 944.

Данная Комиссия является постоянно действующей структурой, создаваемой для координации выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном комплексе. В этих целях она взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления АПК субъектов Российской Федерации, организациями и предприятиями, акционерными обществами, общественными организациями, отраслевыми ассоциациями.

Минсельхозом России рекомендовано органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации согласовывать с Комиссией вопросы выставочно-ярмарочной деятельности в части координации проведения агропромышленных

выставок и ярмарок, определения направленности, тематики и сроков их проведения.

Основными задачами Комиссии являются: выработка и реализация современной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России; определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в АПК России; содействие продвижению на международный рынок отечественных передовых научно-технических разработок и товарной продукции, представленных на выставках и ярмарках; анализ проектов нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России.



Для решения указанных задач Комиссия осуществляет связь с выставочно-ярмарочными организациями, проводящими агропромышленные выставки-ярмарки на территории России, а также с международными выставочными организациями; координирует проведение агропромышленных выставок и ярмарок в Российской Федерации; определяет приоритетные направления и организует независимую экспертизу проектных предложений по организации и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий; оказывает содействие выставочным структурам в организации выставок-ярмарок по агропромышленной тематике; содействует проведению маркетинговых исследований; рассматривает и дает заключения по проектам законодательных и нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России.

Примером правового обеспечения деятельности ярмарок и выставок на уровне субъекта Федерации может служить Положение о московских международных ювелирных ярмарках и выставках, утвержденное Российской Государственной пробирной палатой и ЗАО Ювелирэкспо 20 августа 1997 г.1 В нем определены порядок проведения московских международных ярмарок и выставок; требования к их участникам; порядок обеспечения сохранности экспонируемых изделий на выставках и ярмарках, а также ответственность организаторов и участников выставки или ярмарки в период ее работы.

Целями и задачами московских международных ювелирных ярмарок и выставок, в частности, являются демонстрация коллекций ювелирных изделий, предлагаемых изготовителями для реализации через торговую сеть России, показ новых перспективных разработок и уникальных изделий российских ювелиров; заключение договоров на поставку ювелирных изделий между изготовителями и

торгующими организациями России, стран СНГ, а также контрактов с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья; укрепление творческого и производственного сотрудничества дизайнеров и производителей ювелирных изделий и расширение взаимовыгодных торговых операций на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

На московских международных ярмарках и выставках представляются: ювелирные изделия из драгоценных металлов с драгоценными, полудрагоценными и синтетическими камнями; предметы сервировки стола из драгоценных и недрагоценных металлов; камнерезные изделия из полудрагоценных и поделочных камней; ритуальные изделия и изделия религиозного культового назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней; широкая гамма оборудования, оснастки, инструмента и вспомогательных материалов для ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности; системы безопасности, охранные сигнализации, сейфы и т.д.; коллекции ювелирных и поделочных камней, сувениры, бижутерия. Кроме того, на ярмарках и выставках для расширения знаний их участников могут проводиться семинары и лекции по вопросам обмена опытом, изменения законодательства, новой техники, таможенным процедурам.

При проведении ярмарок, выставок-продаж и других кратковременных мероприятий, на которых реализуются изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, юридическое лицо, организующее данное мероприятие, должно иметь лицензию на торговлю на срок проведения мероприятия. Лицензия, полученная организатором, дает ему право выдавать разрешение на розничную торговлю указанными изделиями всем участникам, имеющим лицензии на право розничной торговли, на территории проведения мероприятия.

Российские фирмы и организации, заключающие договоры с иностранными участниками, должны иметь соответствующие разрешения на экспорт или импорт ювелирных изделий и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Договоры на участие в ярмарках (выставках) имеют свои особенности. Обычно на основании такого договора ярмарочный комитет организует проведение ярмарки и способствует заключению взаимовыгодных торговых соглашений как между участниками ярмарки, так и между ними и третьими лицами, а участник предоставляет на ярмарку товары для последующей продажи.

В качестве обязательств участника ярмарки в таком договоре могут быть обозначены: предоставление на ярмарке товаров в

соответствии с прилагаемым к договору перечнем, в котором указываются количество, развернутый ассортимент и первоначальная цена товаров, предлагаемых к продаже; доставка товаров на ярмарку либо обеспечение их последующей выдачи на своих складах.

В качестве обязательств ярмарки обычно указывают: обеспечение условий для успешного функционирования ярмарки; снабжение участника необходимыми помещениями (складами, хранилищами, демонстрационными площадками), документацией, предоставление услуг по маркетингу, финансовому и юридическому консультированию; изготовление на основе сведений, предоставленных участником, каталогов, проспектов и т.п.; обеспечение сохранности (хранение и охрана) товаров участника; разрешение споров между участниками либо поручение разрешения споров образуемому им третейскому суду; реализация переданных участником образцов товаров и элементов оформления ярмарочной экспозиции.

Такова специфика правовой регламентации продвижения продукции на ярмарках и выставках.
1Текст ГОСТа опубликован в официальном издании Госстандарта России. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
2Вестник мэрии Москвы. - 2001. - 26.
3Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. 901 // СЗ РФ. - 2000. - 49. - Ст. 4824.
4Официально не опубликован.
1Официально не опубликован.



Содержание раздела