Формирование и применение свободных цен



Обязанность оплаты полученных товаров, работ, услуг сохраняется и при отсутствии условия о цене в тексте договора. Предусмотрено правило, которое во всех случаях позволяет установить размер подлежащей уплате суммы за переданные товары, выполненную работу, оказанные услуги, когда из содержания договора невозможно определить, по какой цене должен быть осуществлен расчет. Данное правило, закрепленное в п. 3 ст. 424 ГК РФ, основано на соответствующем положении Венской Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) и корреспондируется с международной практикой.

Суть его состоит в том, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, его исполнение должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Ссылки на п. 3 ст. 424 ГК РФ содержатся, например, в п. 1 ст.

709, п. 2 ст. 972 ГК РФ.

Однако необходимо иметь в виду, что нормы об отдельных видах договоров, в частности п. 1 ст. 555 (Цена в договоре продажи недвижимости), п. 1 ст. 654 (Размер арендной платы для договора аренды здания или сооружения) ГК РФ, исключают действие п. 3 ст.

424 ГК РФ. Неприменимо это правило и при продаже индивидуальной вещи, поскольку нет аналогичных товаров.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. 6/8 О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации1 при разрешении

спора, вызванного неисполнением или ненадлежащим исполнением возмездного договора, необходимо учитывать, что в случае, когда в договоре нет прямого указания о цене и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. При этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной.

При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.

Исходя из содержания ст. 317 ГК РФ цена должна быть выражена в рублях. Между тем п. 2 ст.

317 ГК РФ допускает определение цены в размере, эквивалентном сумме стабильной иностранной валюты, например в евро, долларах США или условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Некоторые особенности предусмотрены законодательством для формирования и применения свободных цен предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольных цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Монопольные цены дифференцируются на монопольно высокие и монопольно низкие.

Под монопольно высокой понимается цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.



Монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Отдельную сферу рыночного ценообразования составляет формирование цен на продукцию, производимую и поставляемую для государственных нужд. Рынок товаров для государственных нужд - это рынок для бюджетных сфер деятельности. Управляемый ограничениями бюджетного порядка, данный рынок работает на невысоком уровне цен, но достаточно масштабен и стабилен и в этой связи привлекателен для предпринимателей, стремящихся получить прибыль от экономии на масштабах производства.

Высока зависимость этого рынка от решений органов государственной власти и местного самоуправления, от политической конъюнктуры; он (в той или иной степени) может быть коррумпирован. Главным принципом формирования цен государственных контрактов является обеспечение экономической эффективности производства и поставки товаров, выполнения работ и услуг для государственных нужд при эффективном использовании соответствующих средств государственного (муниципального) бюджета.

На систему формирования цен на продукцию, производимую и поставляемую для государственных нужд, оказывают воздействие экономические особенности производства и формирования затрат предприятий и отраслей. Имеет также значение и степень однородности поставляемых товаров, работ, услуг. Скажем, в отношении товаров массового производства, с неограниченным предложением на рынке, цена контракта определяется прежде всего уровнем свободной рыночной цены.

Однако, когда необходимая продукция является дефицитной, для гарантированного заключения контрактов на ее поставку используется система надбавок и льгот.

При разработке цен на продукцию для государственных нужд, необходимо использовать фактор конкуренции. Так, в случае заключения контрактов на производство и поставку продукции, не являющейся монополизированной, обычно проводятся торги, на которых создается климат конкуренции между потенциальными поставщиками. Это позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия поставки, включая оптимальную цену контракта.

Когда контракт заключается на поставку монополизированной продукции для государственных нужд, поскольку организовать торги не представляется возможным, контрактная цена формируется по специальным экономическим методикам.

В соответствии с указанной спецификой современное российское законодательство предусматривает контрактные цены на продукцию для государственных нужд:


  • устанавливаемые без проведения торгов;

  • устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов.



В первом случае цены могут быть фиксированными или возмещающими издержки, что зависит от распределения хозяйственных рисков между заказчиком и поставщиком. При этом фиксированные цены, как правило, в ходе исполнения контракта не изменяются, если в нем не предусмотрено иное. Цены, возмещающие издержки, включают затраты, которые увеличились по объективным причинам в процессе исполнения контракта.

Что касается второго вида контрактных цен, то они устанавливаются на стандартную немонополизированную продукцию, имеющуюся в наличии на рынке, по результатам проведения конкурсов и аукционов. Контрактная цена по стандартной продукции формируется на основе свободной рыночной цены и может разниться с ней в границах, определяемых в ходе торгов, на величину скидки или надбавки, например, за объем поставляемой партии, за условия и сроки поставки. Предельные величины скидок или надбавок устанавливаются государственными органами.

Отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками, исполнителями) в процессе проведения конкурса, регулируются Федеральным законом от 6 мая 1999 г. 97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд1.

Кроме того, особенности проведения конкурсов на размещение заказов на строительные работы, поставки топлива, закупку и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для государственных нужд, а также на поставки топлива и продовольствия для этих нужд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности могут быть предусмотрены иными федеральными законами, например Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. 53-ФЗ

О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд1.

Рассмотрим кратко особенности цены, определяемой условиями поставки в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС, разработанными Международной торговой палатой, где в зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены распределяются на несколько групп. Все термины в данном документе дифференцированы на четыре категории в зависимости от условий договора.

1.Группа условий Е предполагает, что продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях.

2.Группа условий F (FCA, FAS, FOB) предполагает, что продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем.

3.Группа условий С (CER, GIF, CIP) предусматривает, что продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара либо каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара.

4.Группа условий D (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) предполагает, что продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.

Помимо этого, в правилах ИНКОТЕРМС по всем терминам определены обязательства сторон, в том числе и тип расчетов. Так, цена FAS означает, что продавец несет все расходы до момента доставки товара до причала; цена FOB включает доставку на борт корабля; цена CER - оплату стоимости товара и фрахта, цена CIF оплату стоимости, страхования и фрахта.
1Официально не опубликованы.
1См. также письмо Минэкономразвития России от 6 ноября 2001 г. 05-959 // Официально не опубликовано.
1Вестник ВАС РФ. - 1996. - 9.
1СЗ РФ. - 1999. - 19. - Ст. 2302.
1СЗ РФ. - 1994. - 32. - Ст. 3303.



Содержание раздела