- Ответственность предпринимателей в сфере ценообразования


6.4. Ответственность предпринимателей в сфере ценообразования

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 221 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) провозглашено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.

В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления

монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, в силу ст. 5 Закона РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках установление и поддержание монопольно высокой цены является формой злоупотребления своим доминирующим положением.

Поэтому, руководствуясь ст. 12 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание об изменении условия договора о цене. Такое предписание дает покупателю возможность обратиться в арбитражный суд с иском об изменении договора.

При разрешении указанных споров предписание антимонопольного органа оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами по делу. Основанием изменить условия договора о цене может служить подтвержденный в ходе рассмотрения дела факт использования предприятием-монополистом при заключении договора монопольно высокой цены. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу с привлечением специалистов органов ценообразования.

Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования. Так, завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, а также установленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:


  • на граждан - в размере от двадцати до двадцати пяти РОТ;

  • на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ;

  • на юридических лиц - от четырехсот до пятисот РОТ.



Законодательство о регулировании и контроле за ценами принимается также на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в Москве принят Закон от 26 февраля 1997 г. 3 О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии1.

К нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии Закон г. Москвы относит:

завышение (занижение) установленных или регулируемых уполномоченными на то государственными органами цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен и

тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и др.);


  • завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок;

  • завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в городской, отраслевой и территориальный заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;

  • включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции, а также применение цен, установленных договором на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции; .

  • завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

  • установление разного уровня цен и тарифов на однородную продукцию организациями, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии со ст. 426 ч. 1 ГК РФ заключать публичный договор (за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);

  • нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляетмые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;

  • включение предприятиями и организациями, цены на продукцию, товары и услуги которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством;

  • прочие нарушения порядка применения цен и тарифов.

<

p>

Контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов в Москве осуществляется: органами контроля цен, к которым относятся Государственная инспекция цен1 и отделы цен административных округов; другими органами исполнительной власти г. Москвы, имеющими полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Круг полномочий органов контроля цен очерчен в ст. 4 московского Закона, согласно которой эти органы вправе:


  • беспрепятственно проверять действующие на территории г. Москвы все субъекты предпринимательской деятельности и организации Российской Федерации в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;

  • давать субъектам предпринимательской деятельности в ходе проверки или после нее обязательные предписания об устранении нарушений;

  • принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании суммы штрафа;

  • привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности;

  • налагать штрафы за несоблюдение лицензионных условий;

  • осуществлять другие полномочия, установленные федеральными законами и законами г. Москвы.



Органы контроля цен вправе, учитывая финансово-экономическое состояние предприятий, предоставлять отсрочку по взысканию экономических санкций на срок не более шести месяцев. Субъекты предпринимательской деятельности и организации обязаны по требованию органов контроля цен предоставлять всю информацию, касающуюся установления и применения ими регулируемых цен и тарифов, включая документы бухгалтерской и статистической отчетности, оригиналы договоров, контрактов, и давать необходимые объяснения в письменной форме. Сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.

Жалоба, поданная на решение органов контроля, не приостанавливает его действия. Если решение обжаловано не в административном, а в судебном порядке, то вопрос о приостановлении решает суд.

В заключение необходимо отметить, что для отечественных предприятий настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой и быстро меняющейся рыночной ситуации, находить собственные способы борьбы с зарубежными конкурентами на внутрироссийских и мировых рынках. И именно в этой связи сегодня столь важно помочь российским предпринимателям и юристам познакомиться с законодательством, регламентирующим ценообразование, которое занимает одно из центральных мест в системе современной предпринимательской деятельности, а также со спецификой его правильного применения. Совершенствование государственно-правового регулирования ценообразования и цен - важнейшее направление правовой реформы, а знание предпринимательского законодательства, регулирующего эту область общественных отношений, - обязательное условие высокой квалификации российских ценовиков и юристов.
1Ведомости Московской Думы. - 1997. - 4.
1Положение о Государственной инспекции цен г. Москвы утверждено распоряжением мэра Москвы от 5 июня 2000 г. 588-РМ // Вестник мэрии Москвы. -2000. - 14.



Содержание раздела