Определение рыночной цены товара



Статья 40 НК РФ дает легальное определение рыночной цены товара (работы, услуги), которой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рынком товаров является сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) продукцию на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.

Под идентичными понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночной цены учитываются обычные для сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Например, учитываются скидки, вызванные:


  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;



  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.



Рыночная цена товара, работы или услуги устанавливается на основе официальных источников информации о рыночных ценах на них и биржевых котировок.

Исходя из положений ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут учитываться только в случаях, когда эта взаимозависимость не повлияла на результат сделок.

Кроме того, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент их реализации сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии -однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам, в том числе из-за отсутствия предложения таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности соответствующих информационных источников используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой они перепроданы покупателем, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли.

В случае невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене

товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.


Итак, как юридическая категория цена выступает базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок. Кроме того, цена выступает существенным условием некоторых договоров и имеет ряд других правовых значений. В этой связи чрезвычайно важную роль играют нормы ГК РФ, регулирующие условие договора о цене.

Цена в большинстве видов договоров не отнесена к существенным условиям. Исключение составляют, договоры купли-продажи недвижимости и предприятий, в которых цена должна быть согласована сторонами в письменной форме. В соответствии со ст. 555 ГК РФ при отсутствии согласованного условия о цене недвижимости договор ее продажи считается незаключенным. Кроме того, п. 1 ст.

489 ГК РФ относит цену к существенному условию договора в случаях, когда соглашением сторон предусмотрена продажа товара в кредит с рассрочкой платежа.

Общим правилом для возмездных договоров является оплата товаров, работ, услуг по ценам (тарифам, расценкам, ставкам), установленным договором или иным соглашением сторон. Стороны сами устанавливают цену или включают в договор условия, позволяющие ее определить в момент оплаты товаров, работ, услуг.

В публичных договорах, а также договорах присоединения цена устанавливается одной стороной. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена должна устанавливаться одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

При твердой цене сделки, установленной государством, в договоре указывается данная цена. Если она регулируется с учетом установленной предельной цены или размера коэффициента, то определяется в договоре согласно критериям, установленным государственным органом. Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, недействительны, а оплата принятой потребителем продукции осуществляется по установленным или регулируемым ценам. При этом применяются ст.

168 и п. 1 ст. 422 ГК РФ,

поскольку правила о регулируемых государством ценах носят императивный характер и, следовательно, им должны отвечать условия договора о ценах.

Пункт 2 ст. 424 ГК РФ исключает возможность одностороннего либо произвольного изменения договорной цены и ориентирует стороны на четкое определение в договоре случаев и порядка ее изменения (по согласованию сторон, при условии уведомления другой стороны и т.п.). Случаи, когда указанная в договоре цена может быть изменена после его заключения, а также условия такого изменения могут быть определены законом или в установленном им порядке.

Из данного положения вытекает принцип стабильности (невозможности изменения) согласованной сторонами цены, если в договор не включены условия ее изменения.

Согласно ст. 500 ГК РФ не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи. Кроме того, исходя из существующей практики цена не подлежит изменению, если договор продажи недвижимости (предприятия) уже исполнен.

Другой подход должен быть применен в случаях существенных изменений обстоятельств, имевших место при заключении договора. Согласно ст. 451 ГК РФ стороны могут в предусмотренных ею случаях изменить цену своим соглашением, что позволяет приспособить договор к рыночной конъюнктуре.

В случае недостижения сторонами согласия об изменении цены заинтересованная сторона имеет право обратиться в суд. Для удовлетворения судом требования одной из сторон необходима совокупность следующих условий, предусмотренных ст. 451 ГК РФ:

1)в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2)изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть (после их возникновения) при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3)исполнение договора на прежних условиях настолько нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4)из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Для отдельных видов договоров нормами части второй ГК РФ установлены правила определения цены. Так, для договоров

купли-продажи такие правила изложены в ст. 485 ГК РФ, для договора подряда - в ст. 709 ГК РФ. Например, согласно ст.

485 ГК РФ, когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но в данном случае не определен способ ее пересмотра, то цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором, а если он договором не предусмотрен, - на момент, определенный в соответствии со ст.

314 ГК РФ.



Содержание  Назад  Вперед