- Правовые аспекты формирования и применения свободных рыночных цен


6.3. Правовые аспекты формирования и применения свободных рыночных цен

Свободной (договорной) рыночной ценой признается цена, устанавливаемая по соглашению сторон при отсутствии на нее государственного воздействия. Применение свободных цен отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются потребностями, покупательной способностью, спросом, конкуренцией и другими экономическими факторами. В свою очередь цены влияют на производство. Свободное рыночное ценообразование призвано нацелить производителей на выпуск товаров, пользующихся спросом.

Гибкость и оперативность в формировании свободных рыночных цен делает экономику динамичной, ориентирующейся на удовлетворение общественных потребностей.

Установление продажной цены на товар предполагает определение размера торговой надбавки, которая должна возмещать издержки обращения, уплату косвенных налогов (акцизов) и обеспечивать получение прибыли. Данный вопрос рассматривается в Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Министерством экономики РФ 6 декабря 1995 г. СИ-484/7-9821 и

призванных помочь хозяйствующим субъектам в сфере ценообразования. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть применен любыми субъектами хозяйственной деятельности1.

Правила формирования свободных цен изложены в названных рекомендациях применительно к ценам трех видов:


  • свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки);

  • ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации;

  • розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.



Согласно указанным Методическим рекомендациям свободные оптовые и отпускные цены и тарифы предприятий-изготовителей или других поставщиков на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, товаров, услуг. В свободных оптовых и отпускных ценах учитывается себестоимость товаров и услуг; в нее также включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации товаров или услуг по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

Таким образом, в свободной отпускной или оптовой цене можно выделить следующие три составляющие: себестоимость; налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость; прибыль изготовителя или другого поставщика. Изменяются свободная оптовая и отпускная цены по согласованию с потребителями.

Свободные цены на продукцию (товары, услуги), реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации (заготовительные, торгово-посреднические, торгово-закупочные), устанавливаются исходя из сложившихся спроса и предложения, качества и потребительских свойств продукции. В них учитывается свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также снабженческо-сбытовая надбавка. Последняя включает расходы посреднических организаций по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке, реализации товаров и прибыль, необходимую для

нормальной деятельности. Она может применяться к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки.

Изменение данного вида цен осуществляется по согласованию с потребителями, без изменения свободной отпускной цены предприятия-изготовителя. В случае применения предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок свободная цена изменяется в пределах этих надбавок.

Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению, определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно, а также с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товаров и услуг и включают свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или другого поставщика и торговую надбавку. Последнюю составляют издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франке, предусмотренного в свободной отпускной цене закупки продукции предприятия-изготовителя или цене закупки продукции другого поставщика, и условия поставки, указанных в договоре на поставку) и другие расходы по закупке и реализации товаров. Кроме того, в торговую надбавку включаются налог на добавленную стоимость, акцизы и прибыль.


Если предприятие-изготовитель реализует продукцию и товары собственного производства непосредственно населению через кассу, то свободная розничная цена складывается из свободной отпускной цены с добавлением торговой надбавки. Если для продукции и товаров действуют регулируемые торговые надбавки, то предприятия применяют торговую надбавку не выше установленных размеров.

В предприятиях общественного питания цены формируются исходя из свободных отпускных или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) либо торговой надбавки и наценки. Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты этого налога), и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. .

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Свободные цены фиксируются в специальном протоколе согласования, который подписывается сторонами (продавцом и

покупателем). Возможно фиксирование указанных цен в договорах на поставку продукции, в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (телефонограммах, телексе, телефаксе и т.п.).

Свободные розничные цены обозначаются торговыми предприятиями на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги). На товарных и упаковочных ярлыках, а также в технических паспортах предприятия-изготовителя по договоренности с торговыми предприятиями и другими покупателями могут указываться реквизиты: свободная отпускная цена и розничная цена. При этом предприятиями-изготовителями при необходимости могут указываться свободные отпускные цены на соответствующие товары.

Что касается свободных розничных цен, то они могут обозначаться предприятиями-изготовителями (непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах) только по договоренности с предприятиями торговли.

Организации, реализующие товары по свободным рыночным ценам, фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах. Свободные отпускные цены указываются поставщиками в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).

Порядок определения рыночных цен для целей налогообложения установлен ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в которой закреплены принципы определения цены, а также установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения этой презумпции налоговым органом.

В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверяют правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:


  • между взаимозависимыми лицами;

  • по товарообменным (бартерным) операциям;

  • при совершении внешнеторговых сделок;

  • при отклонении более чем на 20 (в любую сторону) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.



Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:


  • одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

  • лица состоят (в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации) в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.



Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).



Содержание  Назад  Вперед