- Правовые основы информационныхресурсов в сфере предпринимательской деятельности


3.2. Правовые основы информационныхресурсов в сфере предпринимательской деятельности

В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исходя из нормы, записанной в п. и ст. 71 Конституции РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации.

Сердцевиной законодательства, регулирующего отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю информации, а также при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации (дальше - Закон).

Заметим, что указанный Закон не затрагивает участка предпринимательских отношений, регулируемых Законом РФ от 9 июля 1993 г. 5351-1 Об авторском праве и смежных правах, Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. 3517-1, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. 3523-1 О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Информация - это один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Однако в самом ГК РФ не содержится дефиниции понятия информация и предусмотрена защита только для более узкого объекта данного вида - служебной и коммерческой тайны. Согласно ст.

2 Закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений Закон определил только документированную информацию (документы), составляющую информационные ресурсы. Документированная информация, или документ, - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационные ресурсы могут складываться из отдельных документов, отдельных массивов документов, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:

1)порядок документирования информации;

2)собственника данного вида ресурсов;

3)категорию информационных ресурсов по критерию доступа к ним;

4)порядок пользования информационными ресурсами;

5)порядок правовой охраны информации.

Раскроем перечисленные элементы правового режима информационных ресурсов.

1. Поскольку Закон в качестве объекта правоотношений избрал документированную информацию, документирование информации является обязательным условием ее включения в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических

средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Для обеспечения правовых условий использования электронной цифровой подписи, при соблюдении которых она в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. 1-ФЗ Об электронной цифровой подписи1, который распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Однако его действие не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи. В соответствии со ст.



17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности2, вступившего в силу 11 февраля 2002 г., право удостоверения идентичности электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии.

Порядок документирования информации регламентируется законодательными и иными правовыми актами. Например, в ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете3 устанавливаются требования к первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Так, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:


  • наименование документа;

  • дату составления документа;

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;

  • содержание хозяйственной операции;

  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

  • личные подписи указанных лиц.



В статье 10 Закона о бухгалтерском учете определены требования к регистрам, в которых систематизируется и накапливается

информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Так, в силу положений данной статьи регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Кроме того, в Положении по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. 43Н1, устанавливаются требования, предъявляемые к документам бухгалтерской отчетности - бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, приложениям к ним.

Чрезвычайно важным документом в рассматриваемой области является Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. 2992, который является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.

ОКУД предназначен для решения следующих задач:


  • регистрации форм документов;

  • упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;

  • сокращения количества применяемых форм;

  • исключения из обращения неунифицированных форм документов;

  • обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;

  • контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, используемой в сфере управления;

  • рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.



Всю документацию ОКУД делит на системы и перечисляет формы документов, разрешенных к применению в каждой из систем. Выделяются следующие системы документации:


  • организационно-распорядительная;

  • система первичной учетной документации;

  • банковской документации;

  • финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;

  • отчетно-статистической документации;

  • документации по труду;

  • документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

  • внешнеторговой документации и др.



Каждая система делится на подсистемы. Например, унифицированная система отчетно-статистической документации включает подсистемы документации по:


  • институциональным преобразованиям в экономике, развитию негосударственного сектора;

  • макроэкономическим показателям и экономическим балансам;

  • доходам и уровню жизни населения;

  • статистике научно-технического потенциала и инновационного прогресса;

  • демографическим показателям и правонарушениям;

  • трудовым ресурсам, заработной плате и занятости населения;

  • оптовой торговле;

  • финансам (государственные финансы и денежное обращение, финансы организаций);

  • природным ресурсам и охране окружающей среды, жилищно-коммунальному хозяйству, здравоохранению, туризму и отдыху, образованию и культуре, платным услугам;

  • статистике промышленности;

  • статистике сельского хозяйства и заготовок сельскохозяйственной продукции;

  • строительству;

  • внешнеэкономической деятельности;

  • розничной торговле и общественному питанию;

  • статистике транспорта и связи;




Содержание раздела