Правовой режим устанавливается федеральным законом.



Организационно упорядоченные совокупности государственных информационных ресурсов представляют собой информационные системы, которые создаются по различным направлениям хозяйственной деятельности и обычно представляют собой кадастры. Так, согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. 73-ФЗ1 предполагается формирование государственного градостроительного кадастра, представляющего собой государственную информационную систему сведений, необходимых для градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.

Этот кадастр ведется Государственным комитетом Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроем России)2.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России)3 ведет государственный кадастр отходов, который формируется в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ Об отходах производства и потребления4 и включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Кроме того, МПР России на основании положений Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. 22-ФЗ5 занимается сбором документированной информации о лесном фонде. Информационная система данных о лесном фонде включает данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства, иные данные.

Государственные информационные ресурсы могут формироваться в виде различных регистров и реестров. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий

на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним1 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. 266, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России)2 ведется государственный реестр налогоплательщиков.

Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов федеральным законом могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Их правовой режим устанавливается федеральным законом.

3. Определение категорий информационных ресурсов по критерию доступа к ним. По критерию доступа информация делится на открытую (общедоступную) и информацию с ограниченным доступом.


По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными, изъятия из данного правила могут устанавливаться только законом. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.


Правовой режим негосударственных информационных ресурсов определяется их собственником. Хозяйствующие субъекты в порядке, не противоречащем законодательству, вправе самостоятельно установить режим конфиденциальности в отношении той или иной маркетинговой информации.

Закон содержит следующий перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую,

санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;


  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.



Нередко интересная для предпринимательской деятельности информация относится к сведениям, составляющим государственную тайну. В связи с этим чрезвычайно важно в процессе рыночных исследований учитывать, что возможности предпринимателей по сбору информации и доступу к интересующим сведениям небезбрежны, они ограничиваются, в частности, нормами законодательства о государственной тайне. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, пользованием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляется Законом РФ от 21 июля 1993 г. 5485-1 О государственной тайне1.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В их числе:

1) сведения в военной области.


  • о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 г. 61-ФЗ Об обороне2, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов;



  • о планах строительства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

  • о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении и утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

  • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

  • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

  • о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;



2) сведения в области экономики, науки и техники:


  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

  • об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в

  • целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

  • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

  • об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном



выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;


  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

  • об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации согласно списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. 2101;




Содержание  Назад  Вперед