- Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы


5.6. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы

Специализированным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и его территориальные органы, которые, в частности:


  • предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

  • направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;

  • направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или о досрочном аннулировании.



  • направляют в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.



МАП России (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением субъектами рекламной деятельности законодательства о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой. Иски МАП России и его территориальных органов освобождены от уплаты государственной пошлины.

МАП России и другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять (в пределах своей компетенции) функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной деятельности, которые, как показывает практика, приносят немалую пользу их участникам.

Важно отметить, что сотрудники МАП России (его территориальных органов) имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные уполномоченными лицами, разглашению не подлежат. Нарушение этого запрета влечет возмещение федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) причиненных убытков в порядке, установленном законодательством.

В Законе О рекламе упомянут только один государственный орган по контролю в сфере рекламы -федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения (ст. 26). В то же время нормативные акты, принятые после издания Закона О рекламе, наделяют этими полномочиями и другие органы исполнительной власти, однако эти полномочия касаются лишь рекламы определенных товаров или рекламы, размещаемой в определенных местах.

К примеру, контроль за соблюдением норм, регламентирующих рекламу ценных бумаг, возложен Федеральным законом О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Кроме того, Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог предусмотрено, что железные дороги в пределах

своей компетенции проверяют состояние рекламы, размещаемой в полосе отвода.

Контроль за размещением наружной рекламы на транспортных средствах возложен на подразделения ГИБДД. При регистрации, перерегистрации и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих рекламу, соответствующие отметки вносятся в талон о прохождении и журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.

Государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. 168-ФЗ)1.

В субъектах Российской Федерации также создаются и функционируют специальные органы, в компетенцию которых входит управление рекламной деятельностью. Так, в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 13 июля 1998 г. 713-РМ2 в Москве создано Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Постановлением Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. 1072-ПП3 это Управление реорганизовано в Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы и утверждено положение о нем. Кроме того, распоряжением Мэра Москвы от 5 июля 2000 г. 715-РМ4 создан Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы.

В настоящее время этот Комитет действует на основании постановления Правительства Москвы от 17 июня 2003 г. 461-ПП Об утверждении Положения о Комитете по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы5.

Договоры на размещение средств наружной рекламы и на право пользования рекламным пространством в Москве заключаются государственными унитарными предприятиями Городская реклама и информация и Территориальные агентства по рекламному и информационно-художественному оформлению. Такие договоры подлежат регистрации в течение десяти дней после их подписания в едином городском реестре рекламных мест. Разработаны и утверждены тарифы за использование рекламного пространства в Москве, а также порядок распределения полученных средств. В целях

пополнения бюджета и совершенствования внешнего облика города проводятся конкурсы на право размещения средств наружной рекламы.

Саморегулирование рекламы - - это взаимодействие участников рекламной деятельности и средств массовой информации с целью выработки единых норм и правил, осуждения порочной предпринимательской практики и эффективного взаимодействия с представителями общественности, потребителями, органами государственной власти. Саморегулирование позволяет решать конфликтные вопросы в досудебном порядке, создает климат доверия и открытости, благоприятный как для рекламного сообщества, так и для потребителей. Основой механизмов саморегулирования являются социально-этические нормы, содержащиеся, например, в Международном кодексе рекламной практики МТП.

Закон О рекламе определяет права органов саморегулирования в области рекламы. К таким органам относятся общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, которые:


  • привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов;

  • проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;

  • привлекаются МАП России (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;

  • направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства о рекламе.



Органы саморегулирования в области рекламы вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд (арбитражный суд) обязывает правонарушителя довести свое решение до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.

Сегодня в Российской Федерации функционирует несколько органов саморегулирования в сфере рекламной деятельности. Среди них Комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты России, Российская ассоциация рекламодателей, Ассоциация рекламных агентств России, Общественный совет по рекламе.

В качестве иллюстрации сферы деятельности можно сослаться на задачи Общественного совета по рекламе, к которым, в частности, относятся:

1)организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями, распространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами;

2)предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере;

3)разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий для развития механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке;

4)содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы;

5)создание условий для профессионального общения и обслуживания совместных программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций;

6)развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями как в России, так и за рубежом;

7)организация и проведение мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров, конкурсов и т.д.), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе;

8)содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса, защиты авторских прав и интересов членов Совета;

9)проведение независимой экспертизы рекламной продукции.

При этом надо отметить, что в Попечительский совет Общественного совета по рекламе входят представители Торгово-промышленной палаты РФ, Международной конфедерации общества потребителей, Российской ассоциации рекламных агентов, Фонда поддержки рекламопроизводителей, Союза журналистов России, Ассоциации главных редакторов и издателей, Ассоциации работников рекламы, Международной академии информатизации. Главной функцией Попечительского совета является всемерное содействие Общественному совету по рекламе, создание материальных, финансовых и организационных условий его деятельности.
1СЗ РФ. - 1995. - 47. - Ст. 4472.
2Вестник мэрии Москвы. - 1998. - 20.
3Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2003. - 8.
4Вестник мэрии Москвы. - 2000. - 17.
5Текст постановления размещен на сайте Правительства Москвы в Internet (http://www.mos.ru).



Содержание  Назад  Вперед