Дело рассматривается по месту нахождения нарушителя.



Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 31 Закона О рекламе к ответственности за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены только юридические или физические лица - индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями, рекламопроизводителями или рекламораспространителями, и исключительно за действия, указанные в ст. 30 Закона.

Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе Законом О рекламе не предусмотрена. Такая ответственность не предусматривалась и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Этим

Кодексом не предусматривалась и ответственность юридических лиц за любые административные правонарушения, а также ответственность физических лиц за нарушение законодательства о рекламе.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ1, вступивший в силу 1 июля 2002 г.2, впервые такую ответственность устанавливает. Согласно ст. 14.3 Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти РОТ; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.

Статьей 4.5 Кодекса определена давность привлечения к административной ответственности, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении месяца со дня совершения административного правонарушения.

В ст. 31 Закона О рекламе говорится, что ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, а также заведомо ложная реклама, совершенная с целью получения прибыли (дохода) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влекут уголовную ответственность. Между тем такая уголовная ответственность не предусмотрена ни действующим УК РФ, ни Уголовным кодексом, действовавшим до него. Поэтому часть вторая п. 2 ст.

31 Закона О рекламе в настоящее время не действует, хотя и не отменена.

В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы - заведомо ложную (ст. 182). К ответственности по этой статье могут быть привлечены индивидуальные предприниматели за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Понятие значительный ущерб относится к числу оценочных.

Является ли ущерб значительным для потерпевшего, в каждом случае определяет суд с учетом всех обстоятельств дела.

Понятие заведомо ложная реклама в УК РФ значительно шире, чем в ст. 9 Закона О рекламе. В качестве мер наказания за это преступление предусмотрены штрафы в размере от 200 до 500 РОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Следует отметить, что за рубежом уголовная ответственность установлена не только за это, но и за иные преступления в области рекламы.

Нарушитель законодательства о рекламе обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. В соответствии со ст. 2 Закона О рекламе под контррекламой понимается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.



В данном случае нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Однако не всякое нарушение законодательства о рекламе влечет обязанность осуществить контррекламу. Так, необоснованное употребление в рекламе слова лучший безусловно обязывает к контррекламе, тогда как отсутствие в рекламе лицензируемой деятельности номера лицензии и наименования органа, выдавшего ее, или отсутствие в рекламе отметки подлежит обязательной сертификации не может быть опровергнуто контррекламой. Иногда она содержит решение антимонопольного органа о контррекламе.

Контррекламу нарушитель обязан осуществить от своего имени, а не от имени антимонопольного органа.

Если контрреклама не произведена в установленный срок, то антимонопольный орган, принявший решение о контррекламе, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до момента распространения им контррекламы. О своем решении данный орган обязан незамедлительно поставить в известность всех контрагентов по договорам с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Как следует из положений раздела 4 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ГАК от 13 ноября 1995 г. 147, под неисполнением в срок решения о контррекламе понимается уклонение от исполнения либо несвоевременное исполнение, либо несоблюдение в установленные решением сроки указанных в нем средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы, либо непредоставление в срок достаточных доказательств осуществления контррекламы.

Принимая решение о полном или частичном приостановлении рекламы, МАП России и его территориальные управления должны учитывать степень вины нарушителя и наступившие последствия, а также является ли реклама основным видом его деятельности. В решении должны быть указаны наименование нарушителя, место его нахождения, реклама как вид деятельности, которая подлежит приостановлению полностью или в соответствующей части (в какой именно части), факты, свидетельствующие о неисполнении в установленный срок решения о контррекламе, какие именно условия контррекламы нарушены при исполнении этого решения (относительно средства распространения, характеристики продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы), порядок обжалования решения. Копия решения о полном или частичном приостановлении рекламы направляется сторонам по делу, а также рекламораспространителю, если нарушителем является рекламодатель и (или) рекламопроизводитель, в трехдневный срок со дня его принятия.

Действие решения прекращается при исполнении решения о контррекламе.

Контрреклама осуществляется с использованием того же средства распространения, тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая (ненадлежащая) реклама. Содержание контррекламы согласовывается с МАП России (его территориальным органом), который принял соответствующее решение. В отдельных случаях антимонопольный орган допускает замену средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы.

Законодательством Российской Федерации о рекламе установлены общая процедура и сроки рассмотрения дел о его нарушении антимонопольным органом.


Относительно каждого дела создается Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Дело рассматривается по месту нахождения нарушителя. Однако данное правило препятствует территориальным антимонопольным органам рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе, распространяемой центральными СМИ по всей территории России и потребляемой на местах. Рассмотрение дел территориальными антимонопольными органами тех регионов, где находятся непосредственные потребители рекламы центральных СМИ, снизило бы количество нарушений в данной сфере.

Решение принимается Комиссией в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле. Оно выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление

решения может быть отложено на срок до пяти дней, но его резолютивную часть Комиссия объявляет в том же заседании, где закончилось разбирательство дела. Копия мотивированного решения направляется сторонам, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его составления.
1СЗ РФ. - 1997. - 29. - Ст. 3510.
1СЗ РФ. - 2002. - 1 (Часть I). - Ст. 1.
2С - вступлением в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) утратили силу все правовые нормы федеральных законов, в которых установлены конкретные административные санкции; теперь такие нормы носят отсылочный (к КоАП РФ) характер.



Содержание раздела