розничного товарооборота обеспечивает негосударственный сектор.


В 1999 году территориальным управлением Банка России по Томской области был проведен анализ инкассации торговой выручки, которая тесно связана с объемом розничного товарооборота и ценами на продукцию. От объема инкассации торговой выручки зависит объем выпуска денег в обращение или изъятия их из обращения области, так как инкассация торговой выручки составляет наибольший удельный вес в структуре прихода кассовых оборотов.
Розничный товарооборот в Асино в сопоставимых ценах сократился примерно на 25%. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров 70% и 30% соответственно. Процент инкассации сократился, что объясняется использованием выручки на приобретение товаров торговыми организациями.
В Колпашево напротив объем товарооборота вырос в 1,7 раза. 70% розничного товарооборота обеспечивает негосударственный сектор. Процент инкассации сократился на 14%.

Соотношение наличных и безналичных перечислений составляет 80% и 20%.
В Северске товарооборот формируется в основном крупными и средними предприятиями, а также за счет продаж на вещевых рынках. Наблюдается снижение товарооборота. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в структуре 40% и 60%.
Произошел рост объема товарооборота на 1,1% в Кожевниково. Процент инкассации снизился на 2,6 процентного пункта. Торговая выручка либо расходуется на месте, либо вывозится за пределы района представителями рыночной торговли. Большое влияние на снижение процента инкассации оказало закрытие счета в РКЦ филиалом ОСБ.

Из-за этого происходит неоправданная миграция денег в другой район.
В Мельниково продано товаров через все каналы реализации больше в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом. Увеличение произошло за счет роста цен. Лидирующее место в структуре товарооборота занимает негосударственный сектор торговли, около 90%.

Разрушение системы потребкооперации привело к отсутствию товаров повседневного спроса в селах, удаленных от райцентра. Инкассация торговой выручки возросла на 15%.
Процент инкассации в Молчаново вырос на 10%, рост произошел за счет увеличения поступления торговой выручки на 80%. Общий объем товарооборота вырос на 16%.Удельный вес частной торговли составляет 70%, государственной торговли 8%, потребкооперации 2%, другие формы собственности 20%.
В Парабели розничный товарооборот по району вырос на 32%. Товарооборот предприятий вырос на 2%, предпринимателей в 2 раза. Доля товарооборота предпринимателей выросла относительно 1998 года на 17 процентных пунктов и составила 45%. Процент инкассации снизился и составил 20%.

Снижение обусловлено увеличением использования выручки на заработную плату, командировочные, приобретение товаров.
В Тегульдете объем розничного товарооборота в абсолютном сравнении вырос на 19%, с учетом индекса цен уменьшился на 23%. Инкассация торговой выручки уменьшилась в 2 раза. Товарооборот на 100% обеспечен продажей товаров частным сектором и на продовольственно-вещевом рынке. Предельный размер расчета наличными деньгами 10 тыс. рублей вполне устраивает торговые организации беспрепятственно производить оптовые закупки в Томске, Новосибирске, в Кемеровской области, так как оборот товаров небольшой.

За 1999 год количество торговых точек сократилось, закрылись магазины торгующие непродовольственными товарами. В связи с резким повышением цен и снижением доходов население района большую часть доходов тратит на продукты питания и алкогольные напитки.
Анализ розничного товарооборота и процента уровня инкассации наличной денежной выручки, образующейся в сфере потребительского рынка, свидетельствует о том, что изменения в сторону уменьшения процента инкассации связаны с недостаточностью денег в обращении в Томской области и необходимостью дополнительной денежной эмиссии.
Прогнозирование наличного денежного оборота в Томской области в 1999 году осуществлялось, исходя из требований Положения Банка России от 5 января 1998 года N14-П. Базой составления прогнозных расчетов являлись динамика кассовых оборотов за предыдущие периоды, расчеты структурных подразделений банка о прогнозируемых оборотах в разрезе символов, эмиссионном результате с использованием данных обслуживаемых кредитных организаций, сведения Департамента регулирования денежного обращения, статистические данные о размере просроченной задолженности по заработной плате, объеме розничного товарооборота, сообщения Управления социальной защиты о фактических и предстоящих размерах выплат срочных пенсий, а также в счет погашения имеющейся задолженности, фактические и плановые данные Томского банка Сбербанка России и соответствующих служб и управлений областного уровня. В 1999 году отклонения фактических показателей от плановых сложились следующим образом: по эмиссионному результату колебания от 2% до 10%, по расходной части кассовых оборотов от 15% до 40%, по приходной от 30% до 100%.

Основная причина отклонений неравномерность поступлений денежных средств на счета клиентов, открытие расчетных счетов хозяйствующими субъектами в нескольких банках, что ведет к недостоверному учету поступлений и выдач, одновременно, рост удельного веса предприятий негосударственного сектора в объеме товарооборота, выручка которых на счета в банки не сдается, наличие просроченной зарплаты, несбалансированность бюджетов всех уровней, нестабильность экономического и финансового рынка.
Целенаправленная деятельность по усилению банковского контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций способствовала активизации проведения проверок кредитными организациями. В 1999 году было охвачено проверками каждое 2-ое предприятие области (в 1998 году каждое 4-ое). В процентном отношении это составило 46,4% против 24,8% в 1998 году. Количество проверенных организаций увеличилось более чем в 1,3 раза. Соотношение за последние 3 года количества предприятий, допустивших нарушения п.9 Указа Президента от 23.05.94г., к общему числу контролируемых, позволяет судить об эффективности банковского контроля и о большей информированности хозяйствующих субъектов нормативных правовых актах в области денежного обращения.

Так, если в 1998 году нарушителем являлось каждое 8-ое предприятие, в 1999 году каждое 12-ое.
От общей суммы нарушений 66% пришлось на несоблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, 33% - превышение лимита остатка кассы, в 2-х случаях установлено неоприходование денег, полученных в банке. В большей степени рост суммы нарушений определился увеличением более чем в 3 раза предельного платежа до 10 тыс. рублей. Количество других нарушений увеличилось, но по отношению к общему числу проверок осталось на уровне предыдущего года, исключение нарушения по несоблюдению согласованных условий расходования выручки (в 1998 году нарушило каждое 12-ое предприятие, в 1999 году каждое 6-ое).

Отсутствие штрафных санкций за подобные нарушения позволяет предприятиям продолжать такую практику, а кредитным организациям на осложнять взаимоотношения с клиентами, выявляя эти нарушения.

3.2. Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в регионах 3.2.1. Организация анализа налично-денежного обращения в Иркутской области
В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения претерпел существенные изменения, по сравнению с плановой экономикой. Стал более интересным и более сложным.
Для более глубокого и подробного изучения налично-денежного обращения в Иркутской области Управление регулирования денежного обращения проводит следующий анализ:
1. Анализ состояния денежного обращения и кредитных вложений;
2. Анализ доходов и расходов населения;
3. Анализ состояния расходования средств на заработную плату и выплаты социального характера;
4. Анализ инкассации торговой выручки.
Все эти виды анализа взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь заключается в следующем:
- во-первых, на основании анализа денежного обращения и кредитных вложений можно определить тенденцию роста объемов производства или его спада; сколько было перевезено грузов различными видами транспорта, в какие отрасли направлены инвестиции, эффективность этих вложений в производстве; объем розничного товарооборота, уровень цен на промышленную продукцию, уровень безработицы, дебиторская и кредиторская задолженность и объем наличной и безналичной денежной массы.
- во-вторых, анализ доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, о факторах нарушающих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения и отражает ту часть валового национального дохода, которые поступают в распоряжение населения в форме денежных доходов. Кроме того, баланс денежных доходов и расходов населения является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующий уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются номинальные и реальные денежные доходы и покупательная способность населения, рассчитывается распределение населения по уровню дохода и доля населения, живущая ниже уровня бедности.



Содержание  Назад  Вперед