Снижение высоких показателей прибыли


Напротив, при сравнительно низкой норме процента на рынке краткосрочных капиталов требуется принять меры для ее роста, например за счет сокращения чистого внешнего притока капиталов.
Если норма процента по краткосрочным сделкам зависит от доходности краткосрочных спекулятивных операций, торговли деньгами, то норма процента по долгосрочному капиталу определяется нормой прибыли, создаваемой на вложенный в сферу производства капитал. Норма прибыли зависит от доходности реализации товаров на рынке, разницы между ценой и стоимостью товаров. Норма прибыли, достигая своих высших значений в странах с переходной экономикой и будучи гораздо менее высокой в развитых странах, часто свидетельствует о соотношении внутренних спроса и предложения на рынке товаров.

В странах, где отечественное производство не Wокрывает внутреннего спроса на товары, производители, как правило, имеют возможность завышать цены товаров по сравнению с их стоимостью. Такая ситуация наблюдается, в частности, в ряде стран с переходной экономикой, где прибыли, получаемые предприятиями, формируют до 60% ВВП. Эти страны, как правило, нуждаются в притоке капитала из-за рубежа для финансирования развития их реального сектора.
Снижение высоких показателей прибыли или поднятие нормы прибыли до уровня других стран возможно, если норма процента на вложенный в производство капитал отражает прибыльность экономики, а его миграция между странами в зависимости от национальных норм прибыли обеспечивает усреднение норм прибыли и процента.
В условиях развитого рынка норма процента определяется нормой прибыли. В странах с развитой финансово-банковской системой высокая норма прибыли отражается в более высоком проценте на вложенный долгосрочный капитал (проценте по долгосрочным банковским депозитам, по долгосрочным облигациям и дивиденде, выплачиваемом по акциям). Таким образом, чем выше норма прибыли в производстве, тем больше долгосрочного капитала поступает при посредничестве финансового рынка в распоряжение предприятий.
Капитал может поступать в производство, минуя финансовый рынок, в виде прямых иностранных инвестиций. В этом случае показателем прибыльности производства может быть прибыль, получаемая при осуществлении инвестиционных проектов.
В развитой экономике высокая норма прибыли не может существовать вечно. Перераспределение капитала из отраслей и стран с меньшей нормой прибыли в отрасли и страны с более высокой нормой прибыли, опосредуемое финансовым сектором, в силу закона средней нормы прибыли приводит к усреднению норм прибыли, создаваемой отдельными производителями. Изъятие капитала из стран с меньшей нормой прибыли и аккумуляция его в странах с большей нормой приводит к тому, что предприятия стран, испытывающих приток капитала, производят дополнительное количество товаров, наполняют рынок товаров и снижают рыночные цены.
В условиях российской экономики банки слабо связаны с реальным сектором, а доходность банковских операций в большей мере определяется не доходностью кредитования реального сектора, а маржой, получаемой при проведении операций на денежном рынке. Ввиду того, что процент, выплачиваемый банками, недостаточно учитывает прибыльность предприятий экономики, международные капиталовложения ориентируются на доходность краткосрочных операций, осуществляемых на денежном рынке (торговли деньгами), а не на рынке долгосрочного капитала. Поскольку процент на денежном рынке в странах с переходной экономикой выше, чем в развитых, рынок краткосрочных капиталов притягивает деньги, поступающие от иностранных инвесторов.
Рынок корпоративных ценных бумаг в странах с переходной экономикой недостаточно развит, поэтому его вклад в изъятие и перераспределение капитала незначителен.
Таким образом, для того, чтобы норма процента на вложенный долгосрочный капитал служила ориентиром для инвесторов и приводила к необходимому изъятию и перераспределению капиталов, необходимо, чтобы доходность операций на финансовом рынке учитывала норму прибыли. Лишь в этом случае цена привлеченного долгосрочного капитала может служить ориентиром для регулирования международных капиталовложений.


Итак, ориентирами при регулировании статей платежного баланса должны быть не чистые потоки активов (товаров и услуг, капитала), а внутренние цены, складывающиеся на данные активы. Регулирование статей платежного баланса должно быть нацелено не на формальную сбалансированность потоков ценностей, а на приведение внутренних цен и норм процента в соответствие с их уровнями за границей.
Например, при темпах инфляции в стране, превышающих темпы инфляции за границей, инструментом воздействия на уровень инфляции является, как уже упоминалось, регулирование внешней торговли. При норме кратко- и долгосрочного процента, превышающей норму процента за границей, регулирование ее осуществляется путем изменения чистого притока кратко- и долгосрочных капиталов.
Рассматриваемые макроэкономические величины лишь частично являются продуктом влияния политики платежного баланса. Огромное воздействие на них оказывают операции с активами, проводимые резидентами внутри страны. Таким образом, регулирование платежного баланса представляет собой лишь один из методов воздействия на внутренние рынки.

При этом чем больше вовлеченность страны в систему международной торговли и международных инвестиций, тем более сбалансированными являются ее рынки товаров и капитала.
Среди основных методов регулирования международных операций с товарами, услугами и капиталом можно выделить следующие: 1) валютное регулирование, то есть регулирование определенных видов валютных операций; 2) политика валютного курса; 3) регулирование процентных ставок; 4) меры налоговой политики. Рассмотрим эти методы по отдельности.
j Валютное регулирование включает комплекс методов и инструментов воздействия на приток и отток валюты по отдельным видам внешних операций. В странах с переходной экономикой, где остро не хватает инвестиций в реальный сектор, валютное регулирование должно быть нацелено на ограничение притока капиталов на рынок краткосрочных капиталов и поощрение притока долгосочных капиталовложений. Меры по ограничению спекулятивных инвестиций включают в себя резервирование части привлекаемых финансовых ресурсов, установление квот для иностранных инвесторов, разрешительный порядок привлечения внешнего финансирования.

Данные меры должны ослабить привлекательность инвестиций в краткосрочные инструменты денежного рынка, носящие спекулятивный характер.
k Политика валютного курса занимает важное место среди методов регулирования внешней торговли. Ключевым вопросом при определении ориентиров курсовой политики является определение равновесного обменного курса, т.е. курса, который служит центром тяготения при рыночном курсообразовании.
Согласно концепции паритета покупательной способности (ППС) величина равновесного валютного курса в торговых отношениях между двумя странами с течением времени определяется соотношением уровней цен в этих странах. Как правило, уровень цен в стране определяется как рыночная стоимость набора наиболее репрезентативных товаров, производимых в стране (обычно потребительской корзины).
Принцип, лежащий в основе теории ППС, состоит в том, что при установлении обменного курса на базе ППС корзина товаров и услуг, производимых в данной стране, может быть обменена на такую же корзину товаров и услуг, произведенных за рубежом, т.е. в достижении эквивалентного обмена стоимостями.
Основной предпосылкой эквивалентного обмена является отражение рыночными ценами стоимости товаров, которая определяется затратами на их производство. Однако в практической жизни цены чаще всего отклоняются от стоимости товаров.
Это объясняется рядом причин. Во-первых, особенностями выполнения современными деньгами функции меры стоимости. Современные деньги, количество которых в обращении определяется эмиссионными органами (центральными банками), не являются надежной мерой стоимости, поскольку стоимость товара, выраженная в кредитных деньгах, очень часто зависит от количества денег в обращении. Во-вторых, некорректным ценообразованием, которое не всегда строится на основе стоимости товаров (например, при ценовом демпинге).

В-третьих, отклонения цены от стоимости вызываются конъюнктурными колебаниями на рынке товаров, часто носящими весьма хаотический и непредсказуемый характер, а также косвенным налогообложением, т.е. взиманием налогов со стоимости.
Анализируя данную проблему, Д.Рикардо пришел к выводу, что пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются количеством затраченного при их производстве труда*.
Развивая теорию стоимости Д. Рикардо, К. Маркс разработал положение, составившее основу его теории трудовой стоимости: Чем больше производительная сила труда, тем меньше рабочее время, необходимое для изготовления известного изделия, тем меньше кристаллизованная в нем масса труда, тем меньше его стоимость*. Согласно закону стоимости К. Маркса пропорции взаимного обмена товарами определяются общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) на их производство — затратами рабочего времени при общественно нормальных условиях производства.



Содержание раздела