Основываясь на этом, можно, например, определить уровень равновесного курса е, обеспечивающего эквивалентность обмена определенным товаром, исходя из уровней общественно необходимой трудоемкости (ОНЗТ на производство единицы товара) в стране и за рубежом Tx и Tm , ставок почасовой заработной платы в отраслях, производящих данный товар, в стране и за рубежом qx и qm:
.
Если валютный курс отражает ОНЗТ на производство обмениваемых товаров, то он позволяет сравнивать уровни национальных затрат труда на производство товаров и услуг. Это обеспечивает основу для действия механизмов международной конкуренции производителей, при которой сопоставлению подлежат национальные затраты труда на производство одинаковых товаров. С течением времени конкуренция производителей аналогичных товаров приводит к выравниванию национальных уровней трудоемкости в среднемировой уровень затрат труда.
Таким образом, действие закона стоимости неизбежно приводит к формированию рыночных цен на базе стоимости, а обменный курс образуется на основе общественно необходимых затрат труда, формирующихся при производстве товаров и услуг.
Монополизация рынков и слабость механизмов рыночного ценообразования иногда искажают формирование рыночных цен на базе стоимости товаров, однако по мере развития рыночных механизмов стоимость производства в виде ОНЗТ во все большей степени выступает стоимостной основой валютного курса. Практика многих стран показывает, что на изменение стоимости валют все большее влияние оказывает такой фактор, как темпы роста производительности труда в странах (см. приводимую ниже таблицу).
Как следует из приведенных данных, в 1990-х годах наибольшие показатели девальвации валюты (до 217% в год) наблюдались в странах, где темпы роста производительности труда были отрицательными. В России, где производительность труда уменьшалась в среднем за рассматриваемый период на 7% в год, ежегодная девальвация рубля составила в среднем 79%.
ДИНАМИКА ВАЛЮТНОГО КУРСА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
РЯДА СТРАН, В СРЕДНЕМ ЗА 1990-2000 ГГ.
Страны | Среднегодовое изменение валютного курса*, % | Среднегодовое изменение производитель- ности труда**, % |
Россия | 79,0 | -7,0 |
Украина | 217,5 | -8,7 |
Польша | 16,0 | 5,5 |
Чехия | 4,4 | 3,5 |
Словакия | 6,14 | 5,5 |
Словения | 14,0 | 41,3 |
Венгрия | 17,3 | 2,7 |
Латвия | -2,1 | 1,65 |
Литва | 17,25 | 0,14 |
Эстония | 3,65 | 6,5 |
Болгария | 146,6 | -3,4 |
* Увеличение означает понижение стоимости, т.е. девальвацию национальных валют.
** Производительность труда рассчитывается как отношение ВВП в сопоставимых
ценах к численности занятых в экономике.
Рассчитано по: International Financial Statistics Yearbook. Washington: IMF, 2001.
l Регулирование процентных ставок, в том числе ставок по привлекаемым денежным ресурсам, влияет главным образом на доходность инструментов денежного рынка и может способствовать ограничению движения краткосрочных капиталов. В странах с переходной экономикой ставки доходности на денежном рынке высоки по сравнению с показателями промышленно развитых стран.
Так, ставка доходности по краткосрочным государственным ценным бумагам России в среднем за 2001 г. составила 12,5% годовых, ставка доходности казначейских векселей правительства США – 3,45%. Ставки по привлекаемым Банком России краткосрочным депозитам также превышают аналогичные ставки промышленно развитых стран. Высокие ставки доходности краткосрочных операций могут дезориентировать иностранных инвесторов и вызвать аккумуляцию инвестиций на денежном рынке в ущерб рынку долгосрочных капиталов.
m Меры налоговой политики включают использование таких способов регулирования внешнеэкономической активности, как таможенно-тарифное регулирование, изменение ставок налога на прибыль, ставок других налогов. Прямые налоги влияют на норму прибыли и могут серьезно уменьшить приток капитала в реальный сектор. В России до недавнего времени действовал налог на прибыль в размере 35%, а с 2001 г. его ставка была снижена до 24%, что является одним из самых низких показателей среди промышленно развитых стран. Чем ниже налог на прибыль, тем в меньшей степени норма прибыли искажается налогами и может использоваться как ключевой ориентир для инвесторов.
То же самое относится к налогам на доходы акционеров и доходы, выплачиваемые по облигациям.
Таможенно-тарифное регулирование как метод протекционистской политики начиная с 90-х годов утрачивает свою роль в большинстве стран мира. Таможенные тарифы могут серьезно ограничивать свободное движение товаров между странами. Поэтому их снижение является необходимым условием для свободного перемещения товаров между странами в зависимости от сложившихся уровней цен и стихийного выравнивания рыночной конъюнктуры.
Обобщая все сказанное, можно сделать следующие выводы.
Первое. При составлении платежного баланса следует абстрагироваться от операций, которые не сопровождаются денежными поступлениями и платежами в рамках отчетного периода.
Второе. Условное разделение операций в платежном балансе на основные и балансирующие лишено практического (и теоретического) смысла, поскольку между обеими группами операций в действительности не существует устойчивых причинно-следственных связей. С этой точки зрения, более целесообразным для аналитических целей представляется соотносить сальдо первичных операций не с сальдо балансирующих операций, а с состоянием внутренних рынков товаров, услуг, валют и капитала.
Третье. Роль платежного баланса в достижении равновесия на национальных рынках проявляется в том, что благодаря регулированию основных компонентов платежного баланса (баланса товаров и услуг, баланса капиталов) достигается равновесие между спросом и предложением на этих рынках.
Четвертое. Основными методами регулирования платежного баланса являются валютное регулирование, политика валютного курса, регулирование процентных ставок и налоговые методы. Главной задачей валютного регулирования является ограничение притока валюты на рынок краткосрочных капиталов и поощрение притока капиталов на рынок долгосрочных инвестиций.
В политике валютного курса ключевая роль принадлежит обеспечению эквивалентности международного обмена. Политика процентных ставок должна способствовать выравниванию процентных ставок по операциям с краткосрочным капиталом до уровня зарубежных рынков. Налоговые методы должны быть использованы для того, чтобы уменьшить нежелательное искажение нормы прибыли и товарных цен.
Комплексное регулирование платежного баланса должно основываться на анализе взаимосвязей между платежным балансом и состоянием экономики, ее основных рынков.
M
* Руководство по платежному балансу. 5-е изд.: Пер. с англ. Вашингтон: МВФ, 1993.
С.21.
** Machlup F. Three Concepts of the Balance of Payments and the So-Called Dollar Shortage / Collected Essays of Fritz Machlup. N.Y.: Charles Scribner, 1964. P. 69-92.
* Рассчитано по данным официального представительства Банка России в сети Internet (www.cbr.ru).
** Помимо концепции официальных расчетов для анализа платежных балансов применяются также концепции баланса товаров и услуг, баланса текущих операций, базисного баланса, баланса международных капиталовложений и ряд других.
* Данная концепция, применяемая в насZоящее время в национальном счетоводстве, исходит из предположения, что за счет сальдо текущих операций формируется разница между национальными сбережениями и инвестициями, а сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса, в свою очередь, определяется разницей сбережений и инвестиций.
* См.: Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. М.: ЭКОНОВ, 1991. С. 402-416.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 49.