Экономические учения дорыночной экономики
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
С появлением первых государств перед обществом стоит проблема построения идеальной модели социально-экономического устройства общества. В Древнем мире:
* крупные философы и ряд правителей рабовладельческих государств идеализировали рабовладение и стремились сохранить его и натуральное хозяйство как главные условия непреходящего порядка, открытого разумом и охраняемого государственными законами;
* доказательства тех или иных идей базировались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых авторы видели нарушение принципа эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
1.1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.
Основные идеи и воззрения дошли до нас в виде литературных памятников древней цивилизации. Главная особенность восточного рабства заключается в масштабах хозяйственных функций государства Именно ведущая роль в национальной экономике собственности государства, чрезмерное государственное регулирование натурального хозяйства путем регламентации торговли, ссудных операций, долговой кабалы, налогов и т.д. - стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций сегодня называют азиатским способом производства.
Древний Египет. Отсюда дошли до нас два самых ранних памятника экономической мысли: Поучение гераклеопольского царя своему сыну (XXII век до н.э.) - в нем приведены правила государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важны как и овладение другими сферами искусств и Речение Ипусера (XVI11 век до н.э.) - главная идея - недопущение бесконтрольности ссудных операций и долгового рабства в целях предотвращения обогащения простолюдинов и гражданской войны
Вавилония - древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) В основе свода законов жесточайшие правовые нормы, например:
• посягнувший на чужую собственность, в т.ч. на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
• срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытию срока наказания;
• предел денежной ссуды не может превышать 20%, а натуральной 33% от первоначальной суммы Древний Китай Конфуций (Кон-Фу-цзы - 551-478 до н.э.) Сборник Лунь-Юй (Беседы и суждения):
• только образованный правитель, являясь отцом народа, способен реально повлиять на равномерное распределение общественного богатства;
• деление людей по сословиям - это божественное и природное начало;
• обязательный долг каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе братьев;
• у народа будет достаток когда хозяйствование будет умелым, а труд, преумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным и в условиях великой общности (коллективной собственности крестьянской общины), и при частном владении потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев
Второй памятник китайской истории - коллективный трактат Гуань-цзы (IV-III века до н. э. ) Подобно Конфуцию его авторы:
• главной задачей видели сделать государство богатым и народ довольным посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков;
• стояли на незыблемости сословного деления общества, данного Богом - без Богом избранных знатных и высших сословий страна не имела бы доходов и не может быть, чтобы все были знатны, т.к. некому было бы трудиться;
• в целях стабилизации натурально-хозяйственных отношений очень важно государственное регулирование цен на хлеб, чтобы в селениях парило спокойствие, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замена прямых налогов на железо и соль косвенными, перекладывая их на производимые с их использованием товары;
Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля и т.п. относятся к естественной сфере, экономике. Бесчестные крупные торговые, посреднические, ростовщические операции в целях создания состояния, богатства - к неестественной сфере, хрематистнке Последнее может происходить только при наличии денег, возникших в результате соглашения между людьми, и которые представляют собой удобный в обиходе товар, и в нашей власти, чтобы они стали неупотребительными. Он - за употребление денег по прямому назначению, а не как средства ростовщичества.
Экономическая мысль Древнего Рима. Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было земледелие, что и наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы. Идеологом римских рабовладельцев был Катон Старший (234-149 до н.э.).
В сочинении О земледелии обосновал его преимущества над другими отраслями экономики (доход от земледелия - самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти), призывал больше продавать излишков, причем в период высоких цен, и меньше покупать, причем лишь то, чего нет на вилле. Обобщил опыт ведения хозяйства на базе рабского труда и дал ряд советов по повышении его доходности.
Аналогичные проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства затронуты в трудах римских агрономов Варрона (116-27 до н.э.) и Колумеллы (1 век до н.э.). Первый рекомендовал сочетать земледелие со скотоводством (фундамент всякому состоянию - скотина), отождествляя рабов с говорящими орудиями. Второй отразил неэффективность экстенсивных латифундий и рабского труда, рекомендуя хозяевам передавать землю для обработки свободным колонам, т.е. перейти к мелкому производству.
Марк Туллий Цицерон (104-44 до н э.) одобряя крупную торговлю, третировал мелкую. Сравнивал отдачу денег в рост с убийством человека. В то же время, защищая ростовщиков, заявлял что государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обязательна.
Представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 до н.э.-65 н.э.) призывал относится к рабам как к людям, которые по природе равны свободным. Именно среди рабов получило широкое распространение христианства, которое позднее стало государственной религией Древнего Рима, идеологией будущего феодального общества.