Тема 14. Теории о рынке с несовершенной конкуренцией


Тема 14. Теории о рынке с несовершенной конкуренцией
1. Предпосылки переосмысления теоретической концепции совершенной конкуренции.
В конце 19-го и особенно в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929-1933гг. (годы великой депрессии).
Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которая к рубежу 19-го -20-го веков стала самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. США стали пионерами антимонопольных мер в экономике, которые апробировались там в виде антитрестовского законодательства еще в конце 19-го века
Закон рынков Сея, на который более 100 лет опирались классики, а потом и маржиналисты, утратил свое незыблемое значение Вслед за институалистами и у неоклассиков предметом исследования экономической теории стала несовершенная экономика.
Проблемы несовершенного рынка из числа неоклассиков почти одновременно рассматривали профессоры Гарвардского университета Э. Чемберлин и Кембриджского - Дж. Робинсон.
При всей несхожести их работы объединяет глубокий анализ действия рыночного механизма в условиях несовершенной конкуренции Но в отличие от институционалистов основную причину нарушения равновесия в экономике они рассматривают только в категориях и законах экономики. М Фридмен характеризует их работы следующим образом: Теория несовершенной или монополистической конкуренции, развитая Чемберлином и Робинсон, является попыткой ... построить более общую теорию... К сожалению она не обладает ни одним из признаков, которые сделали бы ее действительно полезной общей теорией. Ее вклад был в значительной степени ограничен улучшением изложения экономической теории индивидуальной фирмы и, следовательно, выводом следствий из маршаллианской модели, усовершенствованием машаллианского анализа монополии и обогащением словаря, пригодного для описания промышленной практики.

Но заслуга их в том, что они показали главное: конкуренция - монополистическая или совершенная - обязательно нуждаются в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение.
По словам Ф. Хайека - они были близки к пониманию его правила: Поставьте монополиста в положение мальчика для битья ( в экономическом смысле), и вы увидите, как быстро способные предприниматели вновь обретут вкус к конкуренции.

2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
Эдвард Хейстингс Чемберлин (1889-1967) - глава отделения экономической теории Гарвардского университета, работал с В.В. Леонтьевым, Э Хансенон, И Шумпетерем и др. именитыми учеными. В 1965г. избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации.
Основные труды Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) (1933), На путях к более общей теории стоимости (1957), в которых содержится всесторонняя характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия - такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей.
Основные теоретические положения:
1) Одно из главных теоретических положений: главным условием овладения рынка или сутью монополий является контроль над предложением, следовательно - ценой, который достигается усилением взаимозаменяемостью соперничества товаров - дифференциацией продукта Вместе с дифференциацией появляется монополия, а по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Рынки в реальной действительности более или менее несовершенны, наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно стремиться к равновесию, не имеет под собой оснований.

Отсюда он делает вывод: все продавцы - конкурирующие монополисты в условиях действия сил монополистической конкуренции, но при обязательном наличии главного условия - дифференциации продукта. Каждый продавец-монополист формирует собственный круг покупателей, свой субрынок за счет обладания своим уникальным товаром, уровень дифференциации которого отражает в какой степени продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. го значит также, что реальный объем предложения товаров и услуг будет меньше, а цена на них будет выше, чем в условиях чистой конкуренции.
Категорию дифференциация продукта Э Чемберлин увязывает с теорией стоимости Основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, который может реальным или воображаемым (неважно!) - лишь бы он привел к предпочтению именно данной разновидности данного продукта. Там где существует такого рода дифференциация покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а соответствии с выбором, основанным на предпочтении. Именно поэтому фирма-монополист может позволить себе увеличивать объем продаж путем снижения цен, разрабатывать новый конкурирующий товар, не боясь конкурентов, т.к. те не смогут поступить также сразу из-за фактора времени.
Кроме ценовых факторов Э. Чемберлин обосновывает растущее влияние на процесс конкуренции неценовых факторов конкуренции - качества товаров и услуг и рекламы. Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю ... удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связываю его клиентов с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Он убежден, совокупность названных факторов необходимо учитывать в рамках истиной теории стоимости.
Э. Чемберлин полагает, что монополия и конкуренция - не взаимоисключающие друг друга категории: учет обеих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен... даже само выражение монополистическая конкуренция кажется многим парадоксом, жонглированием словами. При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников, при условиях же с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходится считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами по одному на каждого
Чемберлин соглашается, что при чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец производит и продает любое количество товаров - но по цене действующего рынка, на который он влиять не может, и которого в природе нет. Но в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной мере обособлен от рынков его соперников и объем сбыта товаров лимитирован и определяется тремя новыми факторами: ценой, особенностями продукта и затратами на рекламу.
Он убежден, что продавцы инициируют факторы для влияния на потребительское решение покупателей и особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены. Отсюда - специфическая особенность монополистической конкуренции - устранение ценовой конкуренции и перевод ее в область неценовую. Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и издержек., дифференциация и издержки сбыта - выпадают совершенно Поэтому неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты, подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию - более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой.
Его вывод: эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров, а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков.
Э. Чемберлин доказал, что: во-первых, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе дифференциации продукта (у классиков и неоклассиков решающее условие экономического роста - чистая конкуренция на слитом воедино рынке), а во-вторых, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь и в ценовой конкуренции и в неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукции и рекламы (неоклассики вытеснение чистой конкуренции монополией видели в затухании ценовой борьбы).
Заслуги Э. Чемберлина
1) Его суждения впервые подвели исследователей экономического либерализма к тому, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров.

Интересные записи



Содержание  Назад  Вперед