Задачи обучения


Написание сценария
После того как до участников донесут идею ролевой игры, следующим логическим шагом становится их знакомство с фабулой. Это обращает нас к написанию сценария - задаче, в которую входят создание предыстории, способы ее описания и написание партий для каждого игрока.
 
Задачи обучения
 
Написание сценария можно начать с наброска общего сюжета с последующей проработкой деталей, и наоборот. Если предполагается подход от общего к частному, то следует продумать общий сценарий. Что это будет - интервью в офисе, касающееся производственного спора; собрание комиссии, на котором рассматривается решение местных властей; семья; торговая операция и т. д.?

Любая эта ситуация будет развиваться исходя из общих задач сессии. При обдумывании этих задач прежде всего надо решить, на что направлена основная цель обучения:

  • на усвоение методов и навыков;
  • на изучение проблем и принципов;
  • на рост самосознания и повышение сенситивности.

Выбор цели естественным образом подводит нас к обдумыванию и постановке конкретных обучающих задач.
Задачи могут иметь обобщенный характер. Например: дать возможность попрактиковаться в техническом английском, объяснить причины, по которым комиссия Уильямсона и Билль 1919 года оправдали британскую энергетическую промышленность, помочь учащимся осознать, что значит принадлежать к еврейской национальности, обучить чиновников более эффективному ведению переговоров, улучшить межличностную коммуникацию в проектных группах. Иногда же задачи могут быть конкретизированы. Например, при преподавании языка наставник может составить список действий, которые следует выполнить ученику, и сделать это он может либо в операционнальных терминах, то есть: вести*записи, проводить интервью, делать заявки, описывать, спорить, советовать и т. д.; либо в лингвистических выражениях: использовать прошедшее время, сослагательное наклонение, условные предложения, развивать словарный запас и т. д.
Альтернативным подходом в работе над сценарием будет определение ситуации с позиций занятых в ней персонажей и, исходя из этого, разработка общего сценария. Такой подход меж тем таит в себе опасность, поскольку чрезмерный акцент на отдельных персонажах может завуалировать центральную проблему ролевой игры. На практике проблемные ситуации могут быть подсказаны реальными, знакомыми сценаристу лицами, и это стимулирует его исходные творческие планы.

В этом случае можно попытаться выделить из частных примеров общие принципы и руководствоваться ими при разработке сценария.
 
Ограничения и факторы, требующие учета
 
Определив общие задачи и принципы обучения, следует обратить внимание на ряд дополнительных факторов, которые необходимо учесть при подготовке ролевых игр. Во-первых, возникает вопрос об отношении ролевой игры ко всему учебному курсу. Будет ли она использована как вступление, как иллюстрация к конкретной проблеме или как подведение черты под всем, что было пройдено?

Является ли она центральным пунктом процесса обучения либо пребывает на периферии? Решение вопроса о месте и функции ролевой игры имеет большое значение для ее структуры и проведения.
Во-вторых, следует учитывать имеющийся опыт и знания учащихся. В любой учебной ситуации разумно начинать с того уровня, на котором находится ученик, то есть использовать ту информацию, примеры, идеи, которые имеют непосредственное отношение к конкретной группе учащихся или тренируемых и легко ими понимаются. Принимая решения о преамбуле вводимой ситуации, проблемах и персонажах, которые будут представлены в ролевой игре, следует учитывать возраст учеников, их опыт работы, интелект, социальное происхождение и - самое главное - их ожидания.
В тех случаях, когда объектом изучения становится конкретная структура или организация, следует подумать о степени приближенности сценария к фактической ситуации. Хотя ролевые игры полезнее моделировать на основе реальных примеров, есть аргументы и в пользу небольших расхождений с ними, поскольку:

  • можно ввести факты, не имеющие отношения к делу;
  • при идентификации главных актеров может включиться защитное поведение;

• игроки могут пытаться снимать с себя ответственность за ситуацию и настаивать на том, что все обусловлено внешними факторами.
 
Инструктаж
 
После утверждения общего сценария полезно набросать короткое вступление в игру. Этим преследуются две цели. С одной стороны, это помогает создателю игры привести в порядок свои мысли, с другой- напоминает, что ролевая игра должна начинаться с какого-нибудь вступления - либо устного, либо письменного; в идеальном варианте дизайнерам ролевой игры следует включить его в сам дизайн. Это позволяет наставнику выбрать метод инструктирования игроков, а также решить вопрос, следует ли выделить для него время перед началом ролевой игры.

Возможно, что инструктаж придется проводить в два этапа: первый будет касаться общей предыстории вводимой ситуации, которую можно описать в прошедшем времени: Отдел был создан для координации работы, Джордж всегда хотел, чтобы клуб приобрел собственное помещение; вторая стадия будет связана с актуальными проблемами, которые излагаются в настоящем времени: Собирается митинг, Делом занимается группа испытателей.
 
ПОДСКАЗКА. Помните, что игрокам следует давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не стоит перегружать их лишними деталями или фактами.
 
 
Сценарий
 
При нейтральности темы создатель ролевой игры может сделать действие более интересным и захватывающим, включив в него элементы конфликта (конфликт мотивов и эмоций, различия в восприятии, разные цели, конкуренцию, нехватку ресурсов). Как правило, именно эти факторы лежат в основе многих реальных проблем. Кроме того, можно встроить в сценарий и возможное разрешение конфликта.
Наставник может выбрать местом действия офис, кафе, общественный митинг или улицу. Действие может протекать в прошлом, настоящем или будущем. Очевидно, что отчасти это будет зависеть от цели ролевой игры, но если воссоздается незнакомая для учащегося обстановка, то важно преодолеть разрыв между тем, что ученик, кк предполагается, знает, и тем, что ему нужно узнать для участия в игре.

Это повлияет на характер инструкций.
Материалы
Написание сценария позволяет наставнику создать определенную атмосферу путем подбора документов. Предыстория разыгрываемой ситуации может быть изложена в газетной статье, в магнитофонной записи, проспекте, наборе официальных документов или как-то еще.
 
ПАМЯТКА. Подайте информацию игрокам в той форме, которая отвечает ; специфике самой ролевой игры.
 
В зависимости от целей игры и доступных ресурсов наставник может подготовить большее или меньшее количество материалов. Как правило, ролевой игре вредит ситуация, когда игрокам приходится по ходу действия справляться с документами. Однако можно написать такой сценарий, что работа с ними окажется не только позволительной, но станет необходимой частью ролевой игры.

Это может сделать ее более правдоподобной и в то же время избавит игроков от необходимости запоминать большие количества данных, если этого требуют более сложные типы ролевых игр.
 
ПОДСКАЗКА. Если невозможно сократить объем информации,то выходом может стать отказ от ролевой игры и замена ее работой с конкретным примером.
 
 
Описание ролей
 
Главным в организации ролевых игр является, конечно, описание самих ролей. Эти роли полностью определяют структуру ролевой игры, и мы можем выделить три типа этих ролей.

  • Ключевые роли. Это роли протагонистов, между которыми происходит обмен информацией. Они эффективно очерчивают круг проблем, и для структуры ролевой игры важно, чтобы игроки, воплощающие эти первостепенные роли, чувствовали себя в силах повлиять на исход переговоров. Если их функция сводится лишь к привнесению в игру решений извне, то ролевая игра перестанет быть подлинным столкновением, каким бы ни было его содержание.
  • Второстепенные роли. Они поддерживают ключевые роли и могут носить информирующую функцию: роли секретарей, клерков, чиновников, специалистов. Кроме того, они могут обеспечивать моральную поддержку: роли членов семьи, учителей, советников, а также включать роли третейских судей - председателей, учителей, менеджеров, родителей, чиновников.

• Эпизодические роли. Ролевая игра часто требует участия групп разных размеров и разного уровня способностей. Хотя кто-то из участников может понадобиться в качестве зрителей, всегда полезно иметь несколько лишних ролей, которые могут заинтересовать незанятых учащихся.

Если это не продумать заранее, то дополнения, сделанные в оследнюю минуту, могут привести к ситуациям, в которых эпизодическим персонажам будет нечего делать.



Содержание  Назад  Вперед