Взаимное соответствие роли и игрока


Лучше всего использовать таких игроков в качестве секретарей, репортеров и счетчиков очков. Ввод персонажей в ролевую игру преследует несколько целей. Роли главных героев, протагонистов позволяют представить основную проблему игры, а также дают возможность игрокам поупражняться в усвоении определенных навыков. Во многих играх, где задействованы два участника, представления требуют только вводимые персонажи. В других случаях для предоставления информации, презентации проблем или контроля за действием можно использовать лишь второстепенные персонажи.

При отборе игроков на эти роли наставник должен помнить, что ученики, играющие разные роли, научатся соответственно разным вещам, а также он должен учесть возможное разочарование ролью того персонажа, который никак не влияет на исход моделирования.
 
Взаимное соответствие роли и игрока
 
Маловероятно, чтобы вы разработали роли, которые полностью соответствовали бы полу игроков, их возрасту, внешности и т. д. Поскольку это реальная проблема, которая требует своего решения, то можно предложить несколько выходов из данной ситуации.

  • Встроить нейтральные роли, например: Флетчер работает в отделе, где торгуют мороженым мясом, Вы - бабушка Пэт.
  • Создать персонажи, похожие на ваших учеников. (Это довольно опасный вариант, поскольку тем самым вы можетераскрыть свое отношение к ним).
  • Проигнорировать очевидную проблему и использовать игроков независимо от пола и возраста. При известной уверенности наставника этот подход может быть одним из самых удачных. Однако важно, чтобы создатель ролевой игры предельно четко обозначил свои намерения и предусмотрел любые возможные проблемы. Одной из последних является отсутствие исходных знаний из-за того, что обладать ими игроку не позволяет возраст, пол или социальное положение. Ясно, что это можно исправить, соответственно расписав индивидуальные партии. Различия в поле и возрасте вряд ли превратятся в проблему для взрослых участников, которые искренне хотят изучить ролевые игры. Эти различия могут больше помешать работе с детьми и подростками, хотя начинающие педагоги обычно преувеличивают трудности.

Если проблемы совместимости достаточно серьезны и распознаются уже на ранней стадии, то всегда существует возможность смены угла зрения и перепланировки ролевой игры. Изучаемая проблема может быть рассмотрена с позиций потребителя, поставщика или совершенно постороннего человека - в зависимости от изложения роли. Например, отношения между акушеркой и будущей матерью могли бы рассматриваться также и с точки зрения мужа, друга или другого специалиста - наравне с основными персонажами или вместо них.
 
 
Отличительные признаки ролей
 
 
Индивидуальные роли лучше всего писать в два приема, указывая их ключевые особенности и предполагаемые действия. Вначале нужно перечислить главные отличительные черты каждого персонажа или обозначить его ресурсы:

  • знания;
  • навыки;
  • мотивация и убеждения;
  • ограничения;
  • власть и авторитет.

При рассмотрении знаний, которыми могли бы обладать персонажи, полезно учесть их источники - другими словами, связи, существующие между этими и другими персонажами, а также миром, находящимся вне плоскости ролевой игры. Само по себе это может натолкнуть создателя игры на некоторые мысли о структуре взаимодействия в рамках упражнения. Кроме того, важно решить, какое количество информации будет поделено между ролями и сколь велик объем специальных сведений, доступных тому или иному игроку.
 
ПОДСКАЗКА. Включите ряд вопросов по аспектам проблемы, которые хочет
: исследовать персонаж.
 
Определенные параметры, такие как возраст, пол, состояние здоровья, уровень интеллекта, могут стать ограничивающими факторами при написании индивидуальных ролей. То, как вы будете использовать их при создании ролевой игры, будет зависеть вероятнее всего от ваших теоретических установок на причины того или иного поведения людей и влияния, которое оказывают на их поведение эти указанные параметры. Во всяком случае, вам следует проявлять последовательность в ваших установках и сопровождать описание каждой ключевой роли таким количеством деталей, которые будут учитывать все эти факторы.


Если по сценарию действующему лицу предписаны особые взгляды или определенное эмоциональное состояние, то нужно, чтобы это в максимальной степени вытекало из перечисленных выше отличительных признаков. Создатель игры не должен поддаваться искушению вписывать взгляды персонажа в саму роль. Ничего хорошего нет, например, в такой инструкции: Вы настроены против чернокожих. Вы придерживаетесь правых взглядов и на дух не переносите вашего соседа.

Это не взгляд на ситуацию с точки зрения игрока. Никто не любит признаваться в своих предрассудках, а то, как один человек понимает правые взгляды, не совпадает с пониманием другого. Точно так же сказать человеку, что он испытывает злость, значит побудить его к разыгрыванию роли, о не пониманию проблем персонажа.

Лучше было бы выразиться так: Похоже, что ваши чернокожие соседи очень мало работают, но это не мешает им иметь роскошные машины. Когда вы с ними заговариваете, они отвечают невежливо. Ваш ближайший сосед каждый вечер устраивает страшный шум, и вы решили действовать жестко. Вы много раз пытались заставить его прекратить, но все без толку.

Похоже, что ваша проблема никого не волнует. Способ описания роли оставляет игроку пространство для маневра.
 
ПОДСКАЗКА. Пишите роли с позиции игрока. В конце концов, любой человек считает себя разумным, свободным от предрассудков и приятным в общении!
 
Другими словами, предписать обитателю плоской земли считать землю плоской - все равно что сказать кому-то еще: вы считаете, что с поворотом выключателя электричество зажигает свет. Есть убеждения, которые согласуются со здравым смыслом и потому могут быть приняты как факт лицом, которое их исповедует. В противном случае подчеркивается, что все это условно и лицо, занятое в игре, не должно помышлять ни о чем подобном; это делает невозможным для игрока вести себя как персонаж, которого он играет.
 
Предполагаемые действия
 
В первой части описания ролей мы рассмотрели их отличительные признаки, а сейчас речь пойдет о следующем.

  • С кем должны встречаться персонажи?
  • При каких обстоятельствах?
  • Для чего? Какие решения они должны принять?
  • За какое время?

 
ПОДСКАЗКА. Думайте в терминах основных вопросов - что? где? кто? как? когда? и т. д.
 
Убедитесь в том, что игрокам изложены их цели или что они знают, что им следует определять их самим. Расскажите, что им предстоит делать, где, с кем, как долго. Сделайте эти моменты естественными составными частями ситуации, например: Диббинс попросил вас обсудить с ним проблему, связанную с перерывом на чай. Вы собираетесь отправиться в его офис; через 20 минут у вас назначена другая встреча.

Вас попросили до полудня дать оценку этому случаю.
 
ПОДСКАЗКА. Для сложных ролевых игр полезно составить схему, где будут обозначены все роли, действия и цели персонажей. Это позволяет наставнику следить за развитием действия.
 
 
Имена и терминология
 
Комментарий, приведенный выше, относится к тем случаям, когда наставник сам пишет ролевую игру, но если используется уже готовая, то все перечисленные этапы работы помогут соотнести ролевую игру с поставленными задачами, а в случае нужды модифицировать роли и их описание в соответствии с требованиями момента. Имена должны быть простыми и не клоунскими. Нельзя упрекать ученика в несерьезном отношении к сессии при таких именах, как Мистер Мрак, Мисс Хамка, Мистер Хапуга. Если в игре приходится играть реальных лиц, таких как Сталин, Тэтчер, Никсон, де Голль, то игроки должны постараться изобразить именно их, а не действовать в их роли на собственный лад.

Лучше всего переносить действие в какую-нибудь вымышленную, но похожую страну или штат. Если ролей оказывается много, то вам будет удобнее называть персонажей в алфавитном порядке: Арнольд, Билл, Чарльз или Аттвуд, Бейкер, Криппс - так чтобы вы сами могли при постановке пользоваться буквами: А встречает В, который является начальником С...
 
ПАМЯТКА. При выборе нейтральных имен воспользуйтесь телефонным: справочником.
 
Писать текст лучше всего во втором лице; это ускоряет восприятие, способствует быстрой интернализации установок и устраняет проблему он/она. Терминология должна соответствовать роли, например:
Вы являетесь сотрудником службы охраны труда в компании Boorlight Plating Ltd. По образованию вы инженер, но позднее прошли переподготовку по вопросам охраны труда. Материалы, которые используются для электролитического осаждения, высокотоксичны, и разделом 3(v) Положения 1992 года о помещениях и химикатах для гальванопокрытия предписываются строгие правила их хранения и использования.



Содержание раздела