Окно Джохари


Фасилитатор может предоставить ресурсы и порекомендовать действия в помощь развитию группы в выбранном ею направлении, но контроль над группой остается почти полностью в руках самой группы.
 
Работа групп-Т может начинаться почти традиционным путем, так как фасилитатор в это время работает в соответствии с моделью, предлагающей учащимся вникнуть в ситуацию и действовать самостоятельно, когда программа следует от хорошо знакомого материала к незнакомому. Фасилитатор должен сформировать прочный фундамент осведомленности, открытости и восприимчивости, для того чтобы быть способным почувствовать момент, когда ему нужно начать осторожно отходить от активной роли.
Существуют также альтернативные малоструктурированные методы, согласно которым группу предоставляют самой себе с самого начала, а участие фасилитатора заключается только в том, что он говорит учащимся слова напутствия о необходимости предпринять действия для развития их взаимоотношений и обучения.
Является ли программа структурированной, частично структурированной или совсем не структурированной, развитие группы почти предсказуемо, так как оно идет в соответствии с пятиэтапной моделью, предполагающей, что большинство групп в прогрессивном развитии проходят пять этапов. Скорость, с которой группа проходит эти этапы, зависит от множества неоднозначных факторов не забывайте, что речь идет о работе с людьми, и, возможно, некоторые группы не смогут обойти определенные этапы. Группы, формируемые таким образом, не всегда стабильны, особенно в ситуациях "нововведений извне" будь то появление новых членов или отмена поддержки со стороны руководства, либо в случае, когда на группу оказывают влияние внутренние факторы, такие как минирегрессивные процессы, спровоцированные конфликтами между отдельными людьми, желанием/потребностью отдельных людей во власти, ревностью и т. д., что, по сути, естественно для человеческих взаимоотношений в группах.
Вышеуказанные пять этапов развития группы часто описывают следующим образом:
формирование;
 

  • становление;
  • стабилизация;
  • выполнение поставленных задач;
  • прекращение существования.

На стадии "формирования" группа просто собирается вместе, люди еще незнакомы друг с другом, и в их взаимоотношениях на этом этапе присутствуют чувства (которые учащиеся могут попытаться скрыть) неуверенности, опасения, волнения, энтузиазма, недоверия, интереса. Именно на этом этапе полезно представить "ледоколы" и другие вводные мероприятия. Как только группа начинает развиваться она переходит к этапу "становления", но, так как люди еще не избавились полностью от своих первоначальных чувств (в основном скрытых), таких как недоверие, подозрение, конфликт, то в результате возможностей, обычно связанных с властью, у учащихся возникает некоторая агрессивность.

Члены группы могут решить уклониться от участия или вообще покинуть группу, и одной из причин этого будет тревога, вызванная общей атмосферой нестабильности. Фасилитатор должен быть очень осторожным в отношении своего вмешательства в задание на этом этапе, однако может содействовать прогрессу задания путем внесения предложений, но ни в коем случае не принуждения, которые постепенно приведут к большему взаимодействию положительных и полезных чувств и эмоций участников и снижению отрицательных чувств и эмоций, присутствующих в начале этого этапа.
Если группа управляется (извне или изнутри) на основе искренности и открытости, то она переходит к этапу "стабилизации", когда заключаются соглашения (возможно, посредством компромисса), развивается группа и ее интерактивные навыки, а также принимаются сознательные или неосознанные обязательства. Группа разрабатывает "Правила", которые утверждаются и вводятся в действие, также в норму входят процедуры, которые способствуют стабилизации группы, а расхождения во взглядах скорее решаются путем переговоров, нежели силовыми методами. Этап "выполнение поставленных задач" представляет собой развитие этапа стабилизации, когда группа выполняет то, что от нее требуется или то, что она хочет достичь. На этом этапе продолжаются ранее уже упомянутые метания, когда группа мечется между этапами, причем в крайних случаях возможен даже возврат к этапу формирования, и так до самого конца, пока для группы не нас-


 
танет время прекратить существование, т. е. до этапа "прекращение существования".
Если такая поэтапная модель применима для учащейся группы, предполагается, что на этапе формирования структурированные практические задания будут наиболее полезны для группы и наилучшим образом приняты учащимися. На этапе "становления" может происходить постепенный отход от структурированных заданий в сторону менее структурированных, создаваемых самой группой. Стабилизация и выполнение поставленных задач подтверждаются ответственностью группы за действия, совершенные ею ради достижения целей задания, за обращение, по мере необходимости, к фасилитато-ру как к ценному ресурсу информации.

На этапе прекращения существования группы практическое задание может снова превратиться в смесь структурированных заданий (чтобы обеспечить отход от намерений завершения обучения) и неофициальных, неструктурированных завершающих мероприятий, хотя иногда группе по душе официальное мероприятие, чтобы избавиться от грусти, сожалений и некоторого дискомфорта на этом этапе.
Окно Джохари
Многие программы развития межличностных навыков рассматриваются как инструменты обеспечения максимального развития поведения через обратную связь, причем желательно, чтобы это было в виде неофициального, согласованного обсуждения между членами группы. Фасилитатор может оказать этому поддержку, предоставив результаты обзора наблюдений с применением поведенческого анализа. Такой подход часто дает основу, на которой может строиться более личностная, внутренняя обратная связь.
Окно Джохари дает модель, показывающую ценность личностной обратной связи. Это модель восприятия и осведомленности, созданная двумя американцами, психологом Джозефом Люфтом и психиатром Харри Интрэмом, а потому необычное название модели Джохари складывается из частей имен ее авторов "Джо" и "Хари". Что касается "оконной" части названия модели, то она отражает основу модели, представленную в виде окна, в котором показаны различные виды личностного поведения.

Это двухстороннее окно, куда информация втекает от нас к другим, произвольно или каким-либо другим способом, и обратно от других в виде обратной связи. В результате такого движения мы можем больше делиться с другими
 
и соответственно убедить их больше делиться с нами отсюда взаимное увеличение осведомленности и совместных действий.
Окно имеет четыре ячейки, как показано на 12.1, где каждая ячейка показывает знания и осведомленность на разных уровнях восприятия. При передаче информации от одного лица к другому, ячейки будут менять размер, и каждое окно может быть изменено в соответствии с ростом доверия в группе, большей свободы проявления чувств и большей восприимчивости к обратной связи.
Верхняя левая ячейка известна под названием "Арена": она включает то, что вам известно о самих себе и то, что другие думают о вас. Это область открытого общественного знания, которым владелец готов делиться. Размер этой ячейки в значительной степени зависит от личности отдельного человека, его искренности и его желания раскрываться.


12.1. Окно Джохари
В нижней левой ячейке содержится информация, которая вам о себе известна, и то, каким (какой) вы хотите казаться окружающим. Соответственно, другим неизвестно, что вы собой представляете на самом деле. Совершенно очевидно, что "Фасад" относится непосредственно к тем нашим действиям и ролям, которые мы играем на публике, и которые ясно дают понять, какими мы хотим быть в глазах окружающих. Наши способности, проявленные в исполнении желаемых ролей, показывают, в какой мере поддерживается "Фасад" либо насколько просматриваются наши действия и не происходит ли возврата к "Арене".

Часто "Фасад" поддерживается за счет того, что мы называем ложным чувством безопасности, когда человек боится обнаружить свою истинную сущность, так как, если он это сделает, его чувства могут пострадать: "Если люди узнают, каков я на самом деле, я вряд ли им понравлюсь".
В верхней правой ячейке, расположенной от "Фасада" по диагонали, находится информация, известная о вас другим, о которой вы не имеете понятия. Для других является обычным делом замечать аспекты нашего поведения, которых мы не замечаем, и мы пребываем в этом неведении до тех пор, пока нам об этом не скажут. Если между нами и остальными существует достаточная открытость, то состоится обмен мнениями; при этом область "Белого пятна" уменьшится, а "Арена" увеличится, так как мы получим информацию, которой ранее не обладали.
Полагают, что нижняя правая ячейка это то, что существует во всех нас, т. е. это те области нашей личности, о которых не знаем ни мы сами, ни окружающие. Некоторые подобные черты могут быть запрятаны так глубоко, что, возможно, никогда не проявятся, однако другие могут находиться прямо под нашей психологической оболочкой и выйдут наружу сразу же, как только наступят благоприятные для них условия.



Содержание раздела