Интерактивные модели практического обучения


Мой опыт подсказывает, что даже в том случае, когда
 
 
достигнут этот последний этап, учащиеся все еще нуждаются в поддержке фасилитатора, потому что обучение несет с собой нечто новое и иногда шокирующее. Естественно, что такая поддержка вполне допустима, если о ней просят. Фасилитатор, однако, не должен использовать просьбы о помощи как инструмент сохранения своей власти и контроля над группой, оказывая ей минимальную поддержку и предоставляя ей бороться за выживание.
Таким образом, готовясь к программе обучения, фасилитатор должен позаботиться о создании "кладовой ресурсов". Фактически, это большая коробка, полная папок и других материалов. В папках содержатся описания, инструкции и краткие содержания большого количества заданий, сообразных данному курсу. Здесь могут содержаться материалы заданий от полностью структурированных до частично структурированных и совсем неструктурированных, но охватывающих все типы заданий, предложенных выше.

Также следует иметь все материалы, необходимые для выполнения заданий, хотя многие папки содержат только листок бумаги с перечнем вопросов, подобных изложенным выше по поводу позиции группы и ее отношения к модификации поведения.
В ответ на просьбу учащихся вмешаться, фасилитатор может просто отослать их в "кладовую" подобрать что-то, удовлетворяющее их текущим потребностям, такой поступок фасилитатора сам по себе является заданием по развитию умения анализировать, оценивать потребности, принимать решение, и такое задание может даже быть не менее сложным, чем большинство структурированных заданий! Вы можете прямо или косвенно дать учащимся понять, что им принадлежит право использовать или не использовать материалы, принять решение и воплотить его в жизнь, и не забудьте упомянуть, что вы, как всегда, будете рядом с ними, готовые поделиться любой информацией, материалами или предоставить любую необходимую поддержку.
Обсуждение результатов поведенческого анализа
Одна из возможностей, которой вы обладаете как "не вмешивающийся" фасилитатор, это возможность в течение длительного периода времени наблюдать за группой с близкого расстояния и анализировать поведение участников, используя, по-возможности, поведенческий анализ.
 
Имеет смысл заранее дать знать группе о том, что вы собираетесь делать, что из себя представляет поведенческий анализ и каким образом его можно применять. Мало кто будет возражать против этого, скорее наоборот, группы становятся очень заинтересованными в результатах. Согласно моему опыту, не стоит спешить с передачей им информации, ведь, как говорится, одна ласточка погоды не делает, гораздо лучше собирать и анализировать информацию до тех пор, пока примерно две трети курса не будет пройдено, а затем предложить обсуждение результатов поведенческого анализа (ПА). На такое предложение редко отвечают отказом.

Анализ накопленной информации поможет выявить образцы поведения за определенный период времени и показать, каким образом поведение могло бы изменяться. Подтвержденные данные научных исследований в форме удобной для понимания также могут использоваться группой вместе с материалами по ПА, чтобы дать оценку и произвести анализ моделей группового и индивидуального поведения. Хотя я очень мало говорю о материале помимо общих сведений о форме, однако осмелюсь повторить, что всегда готов ответить на вопросы, требующие пояснений. Дайте группе достаточно времени, чтобы каждый мог самостоятельно подумать над своим аналитическим листком, сравнить свои данные с информацией других членов группы, либо в парах (обычно вначале), либо (далее) перед лицом своей группы и определить:

  • их модели поведения;
  • те проявления поведения, которые, по их мнению, следует некоторым образом изменить.

В зависимости от степени осведомленности группы вам, возможно, и не придется вмешиваться, чтобы предложить варианты моделей поведения (индивидуального или группового) или поддерживать учащихся в выборе наиболее подходящих способов достижения ими соответствующей модели. Следующее задание, структурированное или неструктурированное, должно ставить модификацию поведения в качестве практической цели, а также в этом задании большое внимание должно уделяться обсуждению успешной модификации. Часто мне приходилось убеждаться в ценности метода "аквариума" для достижения данной цели, хотя почти в любом задании модификация выдвигается в качестве цели.


 
эго
На этапе модификации поведения или, возможно, раньше, в том случае, когда группа продвигается особенно медленно или вообще опаздывает, можно предложить ввести правило Эго. Естественно, что на этапе формирования и становления, и зачастую на этапе стабилизации, учащиеся делают замечания,типа: "Говорят, что...","Похоже, они считают, что..." или даже "Всегда можно попытаться..." Подобные замечания обычно отражают попытки лишить предложения или заявления личной окраски. Чаще всего это происходит потому, что говорящий опасается, что его предложение будет воспринято настороженно, если он даст почувствовать свою глубокую личную заинтересованность. Подобное "обезличивание" удерживает некоторую официальность в отношениях учащихся и препятствует развитию более доверительных отношений, т. е. не дают приблизиться более, чем "на расстояние вытянутой руки".

Во многих случаях учащиеся ощущают что-то мешающее развиваться отношениям в группе, и если окажется, что "обезличивание" одна из причин, они будут рады вашей помощи, надо только правильно выбрать время. Многие слишком хорошо усваивают, что частое употребление в обществе слова "я" неприлично, а потому затрудняются использовать его при общении с другими людьми. Такие люди часто испытывают облегчение, когда "правила" меняются настолько, что быть эгоистом не только не порицается, но и, наоборот, поощряется.
Вмешательство фасилитатора должно быть постепенным, и в этом может помочь анализ шести категорий вмешательства по Херону, упоминаемый в главе 2 настоящей книги. В любом случае "правила" такого типа будут включать:

  • всегда используйте "я", делая личное заявление, для того чтобы констатировать право собственности на свое мнение;
  • не произносите слова "они" если только речь не идет о каких-то людях, их взглядах или поступках;
  • употребляйте "мы", только тогда, когда решение и в самом деле было принято "нами", а не "мной";
  • ссылайтесь на конкретные имена, а когда задаете вопрос, обращайтесь к человеку по имени, чтобы он понял, что вопрос адресован именно ему;
  • по мере возможности придерживайтесь настоящего состояния ситуации взаимодействия "здесь и сейчас", не особенно углубляясь в прошлое, будущее или предполагаемое.
  •  

 
Прочие интерактивные модели практического обучения
Прямая модификация поведения, согласно описанному выше, не единственная модель для практических заданий в курсе интерактивного обучения. У каждой модели есть свои последователи, которые твердо верят, что модель, которую они поддерживают, и есть самая эффективная. Выбор за вами, однако осмелюсь вас предостеречь: чем сложнее модель, тем большее вмешательство обычно требуется от фасилитатора.

Вам предстоит прочитать о многих методах, испытать их на практике, поэкспериментировать с ними, используя все известные вам подходы, и только в этом случае вам удастся разработать самую удобную для вас модель. В противном случае вас будет мучить чувство недовольства методом, и, хотите вы этого или нет, оно сразу передастся учащимся.
 
Большое количество игр и практических заданий, используемых в программах тренинга и повышения квалификации, относится к определенной практической деятельности, что также не исключает их полезности для других программ обучения. Данные игры и задания разделяются на упражнения на построение доверительных отношений, игры на закрепление пройденного материала и контрольные задания, завершающие курс. Контрольные завершающие задания также могут быть синонимами заданий и упражнений на закрепление пройденного в программе материала, но в данном случае закрепление пройденного материала будет включать только те упражнения и задания, которые отличаются от контрольных работ по завершении курса или раздела программы.
Упражнения на построение доверительных отношений
Описание
Несмотря на то что задания такого типа относятся в основном к обучающим программам межличностного общения, их можно использовать во множестве ситуаций, включая лидерство и развитие навыков работы в команде. Так как начало созданию товарищеских отношений в группе уже положено, то целью упражнений становится укрепление таких отношений путем наведения мостов доверия между членами группы. Доверие это основной элемент большинства тренингов и учебных программ, особенно там, где учебные сессии проходят под открытым небом. Большинство упражнений на построение
 
отношений доверия относительно просты, часто требуют некоторых физических усилий, иногда предусматривающих элемент риска, хотя последнее необходимо свести к минимуму и привести в полное соответствие с требованиями безопасности для тренингов на открытом воздухе.
Сопричастность и время
Совершенно естественно, что каждый в группе должен принять участие в упражнениях на построение доверительных отношений, для того чтобы установить отношения как можно с большим количеством людей в пределах своей группы.



Содержание раздела