"Точечный" обзор


Возможны расхождения во мнении подгрупп, а потому необходимо проведение общей (пленарной) сессии, чтобы разрешить эти противоречия или найти компромисс. Вам будет необходимо записывать их требования при наличии таковых и принимать немедленные действия по разрешению проблем. Поэтому в тех случаях, когда вы задаете вопрос, вам следует предусмотреть время, чтобы обдумать полученный ответ.
 
Различие во мнениях по поводу ежедневных обсуждений пройденного материала состоит в том, проводить ли их в конце каждого дня или в начале следующего. Если их проводить в конце каждого учебного дня, то намять и восприятие происшедшего будут свежими, в то время как, откладывая обсуждение до следующего утра, можно утратить полноту информации, а также следует учесть естественное желание учащихся двигаться дальше по курсу тренинга. Лично я все же предпочитаю проводить обзор утром следующего дня, увязывая обсуждение с вопросником, который учащиеся должны заполнить накануне вечером и который они будут представлять утром следующего дня. Это также способствует активному началу учебного дня, стартовой точкой которого может послужить то, что учащиеся хотели бы прокомментировать.

Однако некоторые тренеры предпочитают вечерние обсуждения, особенно когда есть какие-либо сомнения, что все идет не очень хорошо и соответственно они хотели бы иметь некоторое резервное время до завтрашнего дня, чтобы подготовиться и попытаться решить некоторые проблемы.
Промежуточные обзоры
Существует бесчисленное множество инструментов обзора, как традиционных, так и новых. Согласно моему опыту, если речь не идет о научной точности (что довольно редко и не всегда возможно), учащимся нравятся новые методы, позволяющие получить требуемые результаты без применения каких-либо слишком сложных инструментов. Ниже приведены два примера подобных методов, которых на самом деле гораздо больше и которые способны подвинуть вас на внедрение нового.
 
"ТОЧЕЧНЫЙ" ОБЗОР
Перед вами пример обзора прогресса обучения, быстрота и стихийность которого могут вызвать у вас осложнения, если приходится иметь дело с некоторыми аспектами содержания или повторять его. Сам по себе обзор займет около часа, но это стоит того, если вы не слишком хорошо знаете, как продвигается курс.
Вот наиболее распространенный вариант этого упражнения.

  1. Попросите, чтобы каждый написал на листе бумаги три свои самые главные мысли по поводу программы.
  2. Разбейте группу учащихся на пары, чтобы из шести совместных утверждений, принесенных ими на собрание, они отобрали три.
  3. Когда будет принято решение по трем утверждениям, необходимо создать группы из 4 человек, которым также дается задание выбрать три утверждения из шести, вынесенных группе на рассмотрение.
  4. Если позволяет время и количество участников, можно создать группы по 8 человек, чтобы определить и окончательно согласовать шесть утверждений.
  5. Шесть окончательных утверждений записываются на листе флипчарта, подобно тому, как это изображено на 13.1, а авторы этих утверждений в случае необходимости дают пояснения.
  6. Затем все члены группы по очереди подходят к флипчарту, и каждый ставит точку в графе соответствующей рейтинговой колонки, выражая, таким образом собственное отношение к утверждению. Колонки могут быть озаглавлены: СН совершенно не согласен; Н не согласен; С согласен; ПС полностью согласен с утверждением.

Как только каждый заявит таким образом свою точку зрения, станет очевидным, существуют ли в группе проблемы, требующие немедленного действия.

Набор утверждений
СН
Н
С
ПС
         

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ
Это забавный способ получения мнений учащихся о программе, применяемый в паузах по ходу курса. На 13.1 изображен своего рода график, который выводится на листе флипчарта и выставляется на всеобщее обозрение в начале курса. Данный пример помогает узнать другие ощущения учащихся от курса, отличные от их мнения об атмосфере обучения. Так, например, каждого учащегося просят подойти и поставить свою личную отметку (инициалы, полное имя и т. д.) напротив той "температуры", которая наиболее соответствует его ощущениям.



Основные расхождения следует обсудить, но никакого давления не должно быть оказано на члена группы, если он не захочет давать пояснения. Как правило, на следующем этапе тот член (члены) группы, чьи ощущения расходятся с мнением большинства, охотно дает пояснения таких расхождений, если они все еще существуют, или почему они существовали в предыдущей ситуации.


13.1. Атмосфера курса ,
На каком-то этапе курса (или этапах, в зависимости от длительности программы), попросите членов группы сделать личные пометки таким же образом. В результате все могут наблюдать изменения в восприятии программы, а также различные проблемы, с которыми приходилось иметь дело сразу же по их появлении или вскоре после него. Самое благоприятное время для заполнения графика это время прямо перед обеденным перерывом, а не начало или конец дня и уж не сразу после обеденного перерыва!
 
СЧАСТЛИВЫЕ ЛИЦА
Вариант с термометром может быть дополнен введением в таблицу изображений лиц-масок улыбающихся и печальных как на 13.2.
Учащихся просят поместить свою отметку рядом с лицом, которое наилучшим образом выражает их чувства. И, как упоминалось выше, этот процесс может повторяться несколько раз в продолжении курса обучения, чтобы продемонстрировать изменения и определить проблемы, требующие решения. Варианты с "улыбающимися" лицами предназначены для оценки учащимися того, насколько велика была возможность участия в процессе членов группы.


13.2. Счастливые лица
РУЛЬ


Данная схема применяется для того, чтобы выяснить, что думают учащиеся по поводу темпа курса обучения, и руль, соответственно, ассоциируется с машиной и скоростью. Участникам предлагается внести свою личную оценку в тот сектор, который они считают наиболее соответствующим их мнению, как показано на 13.3.
 
Проведение обзора по окончании программы
Обзор или закрепление пройденного материала в конце программы обычно проводится при помощи анкетирования. Если анкеты хорошо составлены, они могут предоставить вам большое количество ценной объективной информации о тренинге, о степени обучения в непрерывной записи. Однако могут быть использованы и менее официальные подходы, включая выполнение одного из графических методов, описанных выше:

  • обзор-обсуждение в полной группе;
  • обзоры "гудящих" групп или подгрупп;
  • обсуждение при помощи листов флипчарта.

Обсуждение в полной группе обычно проводится тренером с группой учащихся в полном составе и в той же самой аудитории. Обсуждение можно начать следующим вопросом: "Что вы думаете по поводу того, как прошла программа?", хотя, с другой стороны, это слишком общий вопрос, чтобы на него можно было получить рациональные и подробные ответы. Как правило, группе требуется некоторая помощь в определении областей, где они могут высказаться, и эту помощь можно предоставить, записав на листе флипчарта те предметы или темы, по поводу которых тренер хотел бы услышать замечания учащихся.

Этот лист будет способствовать рациональному обсуждению, играя роль "списка покупок". Темы обсуждения не должны быть жестко разграничены, а учащиеся должны иметь все возможности обсудить темы, не включенные в данный список, и высказать все замечания, которыми они хотят поделиться в ответ на заключительный призыв: "Есть какие-нибудь еще замечания?"
Вот некоторые проблемы, которые может вызвать такой подход, особенно если группа больше 6-8 человек:

  • не все имеют возможность говорить;
  • самые застенчивые члены группы могут "затеряться" среди товарищей по группе и не сделать своего вклада в общее обсуждение;
  • более активные члены группы могут захватить инициативу и лоббировать свои взгляды.

Все эти проблемы можно в значительной степени предотвратить за счет создания "гудящих" групп и подгрупп, разделив общую группу
 
учащихся на маленькие группы по 3 человека. Группам дается время на обсуждение поставленных вопросов и внесение своих замечаний в маленькой группе, где каждый имеет возможность высказаться. По истечении времени группы вновь собирают вместе и спикер от каждой группы представляет ее мнение, пользуясь методами, описанными ранее в настоящей книге.

За этими презентациями следует общее обсуждение, а расхождения во мнении проясняются по мере того, как они возникают.
Обсуждение при помощи листов флипчарта
Данный подход позволяет избежать традиционного обсуждения в группе, методика проведения которого описывалась ранее, и предлагает большее применение графических методов. Листы флипчарта с предварительно заготовленными утверждениями или вопросами, помещаются на стенах аудитории, где проходит тренинг. Учащимся предлагают ознакомиться с содержанием листов и добавить свои замечания, подписавшись под ними, если на то будет их желание. В качестве альтернативы каждому учащемуся выдается набор стикеров клейких листков для заметок, и предлагается записать свои замечания на стикере и поместить его на соответствующий лист флипчарта.

После того как будут внесены все комментарии, учащимся предлагается ознакомиться с каждым из них, после чего сделать общее резюме либо при помощи тренера, возглавляющего обзор, либо самими учащимися, желающими высказаться по интересующим их вопросам.



Содержание раздела