Прогулка "на доверии"


Возможно, отдельно взятому учащемуся просто не хватит времени на взаимодействие со всеми товарищами по группе, тем не менее необходимо приложить все усилия для того, чтобы максимально увеличить сеть общения.
 
Соответственно, количество времени, отведенное на упражнения такого типа, будет существенно отличаться от упражнения к упражнению, в зависимости от сложности, хотя, как правило, такие упражнения непродолжительны по времени, так как не нужно делать на упражнении слишком большой акцент.
Подготовка, проектирование и применение
Большинство упражнений на построение доверительных отношений в силу своей относительной простоты не требуют слишком много времени на планирование и построение, в отличие от принятия начального решения о том, включать ли практические задания в программу и если включать, то какие. Для таких упражнений редко требуются письменные инструкции и тренер обычно ограничивается их устным представлением аудитории, либо, при необходимости, показывает то, что предстоит сделать учащимся.
Однако само решение о том, использовать ли упражнение на доверие или нет, принимается не так легко, так как всегда существует опасность эмоционального риска. Ранее упражнения на доверие проводились по причинам, не всегда имеющим отношение к потребностям учащихся, и в некоторых кругах даже получили плохую репутацию. Многие упражнения такого рода требуют физического контакта, что не всем нравится, а потому не должно быть никакого принуждения к участию, кроме деликатного убеждения, в ситуациях, когда человек испытывает нерешительность.
ПРОГУЛКА "НА ДОВЕРИИ"
Это часто используемое упражнение на построение доверительных отношений, в котором наряду с элементом доверия содержится много других элементов обучения. Группу учащихся делят на пары, и в каждой паре одному человеку завязают глаза. "Зрячему" предлагается вывести "слепого" на прогулку по площадке для тренинга,т. е. обвести вокруг возможных препятствий, позаботившись о том, чтобы "слепой" ничего себе не повредил и чтобы ему ничто не угрожало. Согласно условиям игры, запрещается давать "слепому" какие-либо устные инструкции, как следует двигаться, хотя "слепой" и его "поводырь" могут во время прогулки говорить обо всем остальном.

Обычно общение пар проходит на невербальной основе, а также при помощи тактичных предупреждений, например, о том что впереди ступенька вверх или ступенька вниз, что следует остановиться, идти и т. д. Во время прогулки "зрячему" следует обращать внимание на предметы, которые "слепой" может узнать по фактуре, на ощупь, по запаху или даже по вкусу. Все эти ощущения составляют часть беседы, по мере того как продолжается доверительная прогулка. Другим вмешательством со стороны "зрячего" может быть предложение остановиться и послушать птиц, животных, шум дорожного движения, тишину, сделать глубокий вдох ощутить ароматы трав.
По истечении примерно 10 минут, когда пара отойдет на самое дальнее расстояние от помещения, где проходит тренинг, участники меняются ролями и пара возвращается в аудиторию, используя на обратном пути те же методы, что и раньше.
Когда все пары участников возвращаются в аудиторию, примерно после получасового перерыва им предлагается обсудить полученный опыт, описать все нюансы своих ощущений, отличия от традиционной прогулки, особенности "слепого" состояния и то, каким образом развивались отношения доверия если таковые и в самом деле возникли! По завершении парных обсуждений тренер может привести группу к общему обсуждению, предлагая учащимся поделиться своими мыслями по поводу общих моментов обучения и его особенностей.
Это упражнение можно провести на ранних стадиях курса обучения, и на основании собственного опыта могу сказать, что почти всегда оно способствует развитию доверительных отношений в группе или команде.
ФИЗИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ
Существуют и другие упражнения на создание отношений доверия, где один из участников лидирует, пользуясь достаточным доверием остальных членов группы, которые позволяют вовлечь себя в разные виды физической деятельности, когда им приходится полагаться на других, не давая им пострадать.


 
В качестве примеров такого типа можно привести следующие упражнения.

  • Участники становятся в круг, в центр круга ставят еще одного участника с либо завязанными, либо плотно закрытыми глазами . Человек в центре отклоняется назад, но кто-либо из товарищей по группе, стоящих вокруг него, не дает ему упасть. Это повторяется несколько раз, затем место в центре занимает другой участник, и т. д. Большинство участников впоследствии признавались, что в первый и второй раз им было очень страшно падать, потому что им казалось, что проходило очень много времени, прежде чем их успевали подхватить, однако вскоре у них возникло чувство доверия.
  • Человек лежит на полу с закрытыми глазами, ему предлагают расслабить мышцы и не сопротивляться. Другие участники обычно от 4 до б человек (в зависимости от габаритов и веса лежащего, а также от того, насколько силен самый слабый из поднимающих) подсовывают руки подлежащего под его талию, бока и даже под плечи и поднимают его. Затем, как в предыдущем примере, упражнение повторяют для других членов группы.
  • Упражнение, требующее несколько большего физического риска: б человек берутся за руки таким образом, что образуют "люльку". Седьмой участник разбегается и "ныряет" в "люльку". Восьмого участника для подстраховки можно поставить в конец "люльки".

Эти и другие физические упражнения применяются для развития доверительных отношений между членами группы, которые работают или собираются работать вместе. Физическое доверие способствует хоть и не гарантирует развитию других форм доверия, необходимого для продолжения учебного процесса.


Вам следует хорошо проинформировать учащихся о целях практических заданий и их связи с учебной программой, но даже это не избавит вас от ситуаций, когда вам придется преодолевать некоторое сопротивление учащихся. Часто они не видят связи практических заданий с учебным процессом или просто считают их "дурацкими играми", в чем, возможно, и ваша вина, значит, вы не смогли четко объяснить причины и цели задания и вам следует вспомнить, как вы представили задание учащимся. Самые серьезные трудности возникают у тренера, когда большинство, но не вся группа хотят продолжать делать упражнения на развитие доверительных отношений, и это после того, как вы четко изложили причины проведения данных упражнений.

Если вы последуете желанию одной части группы, то поставите под угрозу свои отношения с оставшейся частью, если вы ничего не предпримете, лучше от этого группе тоже не будет. В своей практике я успешно применял метод, заключающийся в следующем: я разрешал продолжать делать уп-
 
ражнения тем, кто этого хотел, и в то же время давал другой части группы какое-то задание для выполнения, например, я нахожу уместным попросить их составить и обсудить список "за" и "против" упражнений на развитие доверительных отношений в некоторых обучающих программах и представить его на рассмотрение той части группы, которая принимала участие в этих упражнениях!
-
Упражнения на закрепление пройденного материала
К настоящему времени я уже достаточно написал о разнообразных способах оценки и закрепления материала, изученного в программе тренинга (Rae, 1991).
Закрепление и оценка знаний и опыта, полученного в результате практических заданий, обычно происходит в середине и в конце программы. Промежуточную проверку знаний лучше всего проводить при помощи игр, продолжая, таким образом, практические задания, составляющие часть учебного курса на этом этапе. Если вы примените здесь более академичный подход, учащиеся расценят это как шаг назад.
Обзоры могут быть краткими или более развернутыми, требующими значительного времени. Не так уж и важно, какой подход будет применен, не спрашивайте учащихся, что они хотят получить от данного курса до тех пор, пока вы не будете в состоянии это предоставить, идет ли речь о новом материале, повторении ранее пройденного, но не слишком хорошо преподанного или усвоенного, или о закреплении другого материала. Все это требует времени, которое, вы, возможно, не запланировали, но, которое тем не менее придется изыскать, если это потребуется учащимся.

Если вы не хотите, чтобы курс потерпел неудачу, не задавайте этого вопроса!
Ежедневные обсуждения
Необходимость наблюдать за усвоением материала в ходе курса обучения может повлечь за собой чрезмерное увлечение обсуждениями, что может стать заметным для учащихся. Таким образом, устраивайте обмен мнениями только тогда, когда вам действительно необходимо знать, как идет обучение на данном этапе, а сделать это можно только таким способом. Более долговременные программы требуют, чтобы обзор проводился либо ежедневно, либо в конце каждого раздела курса.
 
Существуют две точки зрения по поводу того, когда проводить обзор. Обычно вы просите группу учащихся, иногда разделенную на подгруппы, встретиться и обсудить курс, то что им удалось узнать, то, что вызвало затруднения, а также высказать любые замечания. Затем вы просите, чтобы они изложили вам свое мнение, возможно, при помощи листа флипчарта, который помещается тут же и который позже используется в качестве аргумента.



Содержание раздела