Другие подготовительные мероприятия


Так группа может вникнуть в реальную проблему, стоящую перед одним из ее членов. Как правило, интерес и постановка подобной проблемы помогает им прожить свой первый опыт ролевой игры. Хотя для краткости изложения вышеописанный диалог был приведен в сжатом виде, на практике последние стадии обсуждения могут вынудить Джона отвести двух других игроков в сторону и посвятить их в некоторые детали проблемы. В другом случае он мог бы переговорить только с Дэвидом, в то время как другие члены группы будут обсуждать со
Сьюзен позицию начальника компьютерной службы. Одно из главных преимуществ такого подхода состоит в том, что наставник может побудить учеников взглянуть на дело с позиций каждой из сторон и попытаться понять проблемы, стоящие перед обоими участниками.
Такие простые, вступительные ролевые игры можно начинать многими способами. Вы можете попросить указать характер проблемы - как, например, надо требовать возврата денег за недоброкачественные товары. Затем вы можете предложить сценарий: Давайте предположим, что Джейн отправляется в этот магазин с транзисторным приемником, который купила накануне... и попросить группу придумать вводные предложения.

В качестве альтернативы можно заготовить очень простой пример с первыми четырьмя или пятью репликами.
Артур ищет деньги, чтобы расплатиться с кондуктором. Извините, но я, похоже, забыл все деньги дома. Что ж, мне очень жаль, но вам придется выйти из автобуса. Но мне надо быть дома, а идти пешком слишком далеко.

Тогда вы должны заплатить, не так ли?
Применяя этот метод, наставник может либо попросить игроков прочитать и продолжить эти реплики, или предложить им обсудить свои варианты беседы, переписать реплики и после использовать их в качестве вступления.
 
 
Другие подготовительные мероприятия
 
 
Конечно, существуют и другие способы заставить учеников задуматься над предметом ролевой игры. Один из них заключается в том, чтобы предложить им изучить и прокомментировать текст. Другим будет попросить их написать письмо или заметку, которые станут отправной точкой для ролевой игры. Есть также графический способ.

Участникам можно показать диаграммы, карты, графики, рисунки и предложить обсудить их. В частности, можно использовать сюжетные картинки вроде тех, что применяются в ТАТ (Тест Тематической Апперцепции): где испытуемый описывает ситуацию, а интерпретация ответа позволяет выявить его личностные особенности. В этом случае умышленно нечеткие и неоднозначные рисунки используются в качестве отправной точки дискуссии и перехода от нее к ролевой игре.
Работа с конкретными случаями является традиционным приемом обучения, который особенно успешно применяется в менеджменте, но в принципе может быть распространен и на другие сферы. Обучение обычно начинается с анализа проблемы и прямо переходит к обсуждению возможных решений. Чтобы дать ученикам возможность погрузиться в проблему, между этими двумя мероприятиями можно встроить ролевую игру.

Игра в этом случае представляет собой естественное продолжение начального разбора примера и способ его более углубленного изучения.
 
ПАМЯТКА. Разбор конкретных примеров легко преобразовать в ролевые игры.
 
Кроме того, представлять темы для ролевых игр можно с помощью опросников. Членов группы спрашивают, как они отреагируют или поступят в определенных проблемных ситуациях, а после дискуссии можно попросить отдельных респондентов показать, как они будут действовать на практике. Также можно расспросить учеников о ролях, которые им предложили сыграть. Такой опрос может облегчить их участие в игре.

Можно спросить: Что испытывает владелец магазина? или Что покупательница вызовет своими действиями?
Наконец, можно использовать хорошо известную групповую технику гул толпы (buzz technique). В этом случае участники разбиваются на пары, и все они разом начинают говорить, спорить, дискутировать. Если наставник начнет ролевую игру именно так, то в ней будут участвовать все пары, работающие над своими частями проблемы. Пары могут работать над одним и тем же ее аспектом или каждая над своим. Примерно через десять минут группа будет более осведомлена в теме и готова к основной части ролевой игры.

Если участники боятся играть парами, то можно запустить действие иначе: предложить учащимся взять друг у друга интервью о предмете исследования.
 
ПОДСКАЗКА. Интервью может быть простой формой ролевой игры.
 
 
 
Игры-разминки
 
 
В предыдущем разделе рассказывалось, как приступить к ролевой игре, вызвав у учеников интерес к обсуждаемой теме или проблемам. Иногда это оказывается невозможным из-за плохого знания предмета. Бывают случаи, когда полезнее сконцентрироваться на создании атмосферы расслабленности, вместо того чтобы приступать непосредственно к изложению темы урока или сессии.
Упражнения на разминку позволяют сломать лед недоверия и являются индикатором перехода к иной разновидности учебных занятий. Они коротки, просты и не требуют от учащихся никаких знаний. Существует много упражнений такого типа; большинство из них передаются от наставника к наставнику устно или через показ. На сегодняшний день имеется ряд книг, в которых содержатся подборки подобных игр, а те примеры, что приводятся ниже, взяты в основном из трудов Дэвидсона и Гордона (Davidson and Gordon, 1978), Бонда (Bond, 1986) и Брандеса (Brandes, 1979).

Прочие описаны в различных руководствах издательства Пфайффера и Джонса (Pfeiffer and Jones).
 
 
Гвалт
 
 
Группа разбивается на пары. Им даются темы - например: Как вы провели сегодняшнее утро?, Расскажите свою любимую сказку, Постарайтесь продать партнеру воображаемый продукт или услугу. После этого все начинают говорить одновременно, пытаясь заставить собеседника замолчать.

Время интеракции очень ограничено - допустим, минута или около того.
Вариантом этой игры является игра в триадах. А пытается переговорить с В или рассказать ему историю. Задача С - сидеть рядом с А и В и всячески мешать В слушать то, что говорит ему А, - любыми средствами, за исключением физических. Это может также длиться недолго: достаточно двух-трех минут.

Если к этому времени участники не выдохнутся, то А, В и С могут поменяться ролями.
 
Детектив
 
Участники также работают в парах. Молча каждый из них рисует шесть предметов, которыми пользовался в течение последних трех месяцев. Затем по очереди они становятся детективами и стараются угадать о партнере как можно больше.

Партнер молчит, пока детектив не закончит работу. Затем каждый участник представляет партнера всей группе, рассказывая, что ему удалось о нем выяснить.
Снежный КОМ
Это упражнение лучше проводить в более крупных группах из четырех человек и больше; при желании можно вовлечь в него весь класс. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый человек по очереди высказывал всего одно слово. По мере того как рассказ развивается по кругу, на участников придется оказывать некоторое давление, для того чтобы сохранить темп работы. Это успешно достигается путем отбивания ритма.

Тема истории может быть любой, ее может предложить наставник, например: Пища, Путешествие, Хобби или Спорт. Как правило, рассказ принимает чрезвычайно забавные и причудливые повороты.
 
Адвокаты
 
Для этой игры нужна более крупная группа из шести человек и больше. В центре находится человек, который ведет допрос и пытается выдить из обвиняемого информацию. Обвиняемый - человек, на которого смотрит и к которому обращается обвинитель, - должен молчать. За него отвечает игрок, сидящий слева, - адвокат. Однако обвинитель может быстро переключать взгляд с одного на другого игрока, в частности - с обвиняемого на его адвоката, и тогда последний становится обвиняемым, а его сосед слева становится адвокатом и отвечает на вопросы обвинителя.

Когда кто-то ошибается, он становится новым обвинителем и переходит в центр.
Эти и многие другие игры используются для создания необходимой атмосферы непринужденности. Однако к ним следует относиться с определенной долей осторожности. Важно не поддаться веселью и возбуждению, которое так характерно для подобных упражнений, и помнить, что они не являются самоцелью, а служат всего лишь вступлением в ролевую игру.

Это предполагает учет некоторых моментов. Например, ученики должны осознавать, что эти упражнения только подготавливают их к основному разделу сессии; следовательно, такие игры должны занимать относительно малую часть от общего времени. Кроме того, следует понимать, что в большинстве своем они нарочито легковесны.

Большинство учеников в скором времени устанут от них и захотят заняться чем-то более значимым. Иногда таковыми могут стать другие, более сложные и глубокие по содержанию упражнения; в иных случаях это будет переход к самой ролевой игре.



Содержание  Назад  Вперед