Пока время для этого не наступило.


В данной позиции сторонников исторической школы имеется важная идея: уровень развития экономики страны имеет значение, и его не следует игнорировать. В этом они правы, но они ошибочно  чрезмерно отрицали важность универсальных законов развития, как и значение опыта более развитых стран для определения стратегии развития менее развитых стран.
2. Важным направлением исследований исторической школы стала периодизация всеобщей экономической истории. Так, Ф. Лист выделял в ней пять стадий: дикость, пастушество, земледельческую, мануфактурную, коммерческую... Б.  Гилденбранд выделял три стадии: натуральную, денежную и кредитную стадию.

Бюхер  замкнутое домашнее хозяйство, городское хозяйство, народное хозяйство. Все эти подходы рациональны и акцентируют те или иные аспекты развития экономики.      
В целом, достоинство «историков» состоит в указании существенных различий экономических систем. Сейчас эту версию разрабатывает особая экономическая школа  сравнительных исследований (компаративистика). Одновременно их достоинство  показ зависимости экономических систем от стадий экономического развития общества (от времени или истории).

Достоинством этой школы следует также считать учет исторических фактов, их описание и накопление при оценке экономического развития. Все это не отрицает и ошибочности гипертрофирования ими национальных различий, нигилизма к теоретическим обобщениям.    
Историческая школа исследовала многие аспекты, упущенные в классической политэкономии
    
  3. Противоположна классической политэкономии их позиция и по вопросу роли государства в экономике. Первая в целом стояла на позиции либерализма  невмешательства государства в экономику. Это вытекало из сравнительных преимуществ этих стран в историческом развитии. Что же касается Германии, то её отсталость от других стран требовала использования возможностей государства для защиты своей экономики и содействия её развитию.

Поэтому представители германской исторической школы считали необходимым условием активную государственную политику  вмешательство государства в экономику, проведение политики протекционизма. В Германии государство активно вмешивалась в экономику, и это защищала историческая школа Германии.      
  4. Расходилась Германская историческая школа с классической и по вопросу внешнеэкономической политики. Классики в целом отстаивали политику фритредерства: этому служила теория сравнительных издержек и преимуществ Рикардо. «Историки» были сторонниками политики протекционизма, то есть защиты интересов предпринимателей своей страны с помощью внешнеэкономической политики.
5. Историческая школа Германии является фактом того, что экономическая наука представляет собой ядро идеологии. Идеологическая функция экономической науки закономерна.      В обществе имеются разные сословия, классы и их интересы противоположны.

Для их защиты разрабатывают теории, которые становятся идеологией соответствующих групп населения. Скажем, сегодня экономикс США 100% по защите интересов транснациональных корпораций. И естественно, что она оправдывает пауперизацию всего мира ради своих интересов. В тот период времени историческая школа Германии выступила против англо-американской экономической школы, которая была пагубна для Германии.

Свою парадигму экономической науки они превратили в оружие защиты интересов своей страны.
Первоначально эта школа получила признание и выполнила свою главную функцию защитила интересы Германии, привела к ее объединению и т.п. Пика популярности традиция германской экономической науки достигла в период деятельности «молодой исторической школы»: Г Шмоллер (1838-1917), Л Брентано (1844-1931), К Бюхер (1847-1930). Эта школа была главным направлением экономической науки в Европе в 60-80 годы.
Но против нее ополчились платные экономисты, представлявшие интересы более могущественных стран Англии, США. И последние победили историческая школа была отодвинута с первого места экономической науки. Ее оппоненты затем оценивали ее в качестве кризиса экономической науки.

На самом же деле кризиса экономической науки не было, а победившая ее версия всего лишь апологет определенных интересов и действует принцип «я богатый, ты дурак».


Историческая школа была односторонней. Ей присущ нигилизм по отношению к теоретическим обобщениям и абстракциям, без чего немыслима наука. В то же время это была реакцияй «историков» против схоластики классиков экономической науки, что было широко распространено ранее и особенно усилилось на рубеже 19 и 20 веков. Известно, что Шмоллер «при виде чисто теоретических трактатов терял хладнокровие» (Селигмен с 27)      
6. Они уделили существенное внимание методологии экономической науки, особенно Менгер и Шмоллер 
Не отрицая общих экономических законов и категорий, «историки» представители исторической школы считали их изучение делом будущего. Пока время для этого не наступило. Главная задача экономической науки того времени - сбор, изучение и систематизация фактов.

Авторам исторической школы принадлежат многочисленные исследования хозяйственной жизни разных народов.
Таким образом, историческая школа отказалась от исследования общих экономических законов в пользу истории народного хозяйства и, одновременно, заменило метод абстракции историческим методом.
7. Периодизация экономического развития стран была основой. Прогрессивно оценивая капитализм, «историки» полагали его смену более высоким строем, имеющим некоторые общие черты с тем идеалом, который рисовали социалисты. Иначе, они исходили из закона социализации экономического развития стран. При этом предполагалось возрастание экономической роли государства, образование акционерных обществ, социального страхования и т.п. Они полагали, что эти изменения будут постепенными, отрицая революцию.

Они отрицательно относились к социалистической борьбе. В то же время на их основе возникла современная идея «социально-ориентированного рынка».
 Противоречие интересов разных слоев общества требует чтобы идеология отражало интересы большинства народа или общие интересы страны, которые наиболее благоприятны большинству населения страны.
Современность.


  1. В настоящее время германская экономическая наука во многом сохраняет преемственность с исторической школой, и она более педагогична, пропедевтична по сравнению с англо-американской неоклассикой.      

  2. Компаративистика - сравнительный анализ экономики разных страны

  3. В нашей стране сейчас популярны идеи исторической школы Германии, а именно:



  • Разработка экономической науки как идеологии государственной политики

  • Защита интересов национальной экономики с учетом стоящих перед страной проблем.



16. Ж. ПРУДОН (1809-1865 гг.)

Диалектика (эволюционизм) как главный
интеллектуальный инструмент (метод)
теоретизации экономической науки.

В истории экономической мысли обычно редко и недостаточно учитывают вклад Ж. Прудона. Причин для этого много. Тем не менее, без него нельзя познать главной тенденции общеэкономической науки - ее теоретизации.
Прудон был домарксовым исследователем экономики. Он старше Маркса. У них были личные контакты, но потом они разошлись в подходах. После его смерти Маркс написал о нем статью. Но он изложил свою версию оценки Прудона.

Она стала господствующей у нас. Сейчас я не приемлю ее полностью, считаю вклад Прудона важнейшей ступенью теоретизации общеэкономической науки. Он, во-первых, пытался практически применить диалектику, как и после него Маркс.

Он воспринял диалектику не от Маркса и тем самым, избежал мистических аспектов трактовки диалектики, присущих немцам.
Прудон - первая попытка такого научного применения диалектики и, тем самым, главное направление теоретизации экономической науки, которая так и не состоялась по настоящее время. Об этом, в частности, написано у Б. Гильдебранда. Прудон не в полной мере ее усвоил, но он был гениальным и в связи с этим избежал мистицизма Гегеля по этому вопросу, сумел плодотворно применить диалектику. В «Былое и думы» А.И. Герцен считал Прудона «поэтом диалектики».

Он сравнивал его с Гегелем, отмечая и их различия.
При оценке диалектики Прудона важно учитывать и такой факт. Он был лично знаком с Марксом. Будучи более молодым, Маркс не только пытался учить Прудона диалектике Гегеля, но и считал себя экспертом по этому вопросу. Поэтому когда Прудон разработал «Систему экономических противоречий или философию бедности» (обычно его работу называют кратко “Экономические противоречия” или “Философия нищеты”) с иным видением диалектики по сравнению с Марксом, то последний обрушился на Прудона «Нищетой философии». (Маркс переставил эти слова для названия своей работы).

Прудон отстаивал, хотя и не последовательно, интересы пролетариата (наемного труда). И он первым прибегнул к практическому применению диалектики с этой целью. И он воспользовался диалектикой не только Гегеля, но и Канта (особенно антиномии), Лейбница. И он был прав в этом отношении.

Маркс тогда еще не владел диалектическим методом мышления. Но его желание быть носителем истины в последней инстанции (быть “дерзким парнем” по Энгельсу) привело к критике того, чем он не владел тогда. Более того, он так и не преодолел негативный (мистический) налет гегельянщины в трактовке диалектики, что помешало ему уразуметь в полной мере технологию диалектического мышления и по этой причине он за четверть века не выполнил свой замысел сделать диалектику доступной людям со здравым рассудком. В связи с этим огульная критика им идей Прудона навредила развитию диалектики. «Ортодоксальные» его последователи (каким и я был ранее, а сейчас остаюсь его просто последователем) не критически восприняли его критику диалектики Прудона и основанную на этом парадигму общеэкономической теории.

Она в некоторой мере предтеча композиции «Капитала» и даже более истинна при оценке места в композиции монополий, чего нет в композиции «Капитала» Маркса. В связи с этим, сожалею, что не обратил ранее внимание на применение диалектики Прудоном к объяснению экономики. Только в 1999 году сделал это случайно с помощью книг Б. Гильдебранда, Кропоткина, также М. Туган-Барановского при повторной проработке (15.07.00) [10].

Интересные записи



Содержание раздела