Творческую работу очень сложно ограничить


Время я ограничивать не буду. Творческую работу очень сложно ограничить.
Вам необходимо вывести нормы и правила, по которым существует ваша группа. Правила это то, с чем согласны все. Не просто проговорить, проболтать, а записать их. Правила, нормы это, казалось бы, неважные вещи: садимся мы каждый раз на одно место или на разные, как чай пьем.

Из этих вот мелочей создается атмосфера на предприятии. В одном отделе вам хочется остаться и расслабиться, в другом чувствуете себя ягненком в волчьей стае, из третьего хочется сразу убежать и больше туда никогда не возвращаться. Вы должны вывести правила и нормы, по которым живете, а как вы это будете делать, это ваш выбор".
Во время упражнения тренер от работы устраняется и не принимает участие в формировании правил группы. Это важно, так как он
освобождает место для неформальных лидеров, не входит с ними в конфликт за власть.
Во время конфликта группа постоянно уходит от целей упражнения и решает вопросы взаимоотношений и лидерства внутри группы. Каждый пытается выдвинуть свою цель и сделать ее общегрупповой. Особенно ярко это проявляется у лидеров.

Если группа пытается ввести формальную цель и проголосовать за нее, то большинством это не принимается, так как не решает проблем взаимоотношений.
На одном из тренингов при выполнении этого упражнения в группе выделились два лидера, как носители двух идей: "Процедура" "Цель". Один утверждал, что для выполнения задания достаточно выбрать процедуру проведения вычленения норм и правил и тогда группа будет работать эффективно. Другой считал, что сначала необходимо уточнить цель, ради которой необходимо обобщать нормы и правила группы, понять, что является группой. Каждый отстаивал свое направление работы и пытался объединить вокруг себя других участников, чтобы усилить свои позиции.

Началась борьба за неформальное лидерство. Когда брал слово один из лидеров и претендовал на руководство группой, он сразу же вызывал негативные эмоции у большинства членов группы, которые открыто высказывали ему это. То же самое происходило и с другим лидером.

При этом группа не делилась четко на две подгруппы. В группе присутствовали наблюдатели, которые не занимали ни одну из позиций. Также там были колеблющиеся, менявшие свое мнение по мере изменения контекста. Поведение наблюдателей также варьировалось.

Один из наблюдателей демонстративно отсел за круг, показывая этим, что ему уже все надоело. Были наблюдатели, которые периодически включались в групповые процессы.
На этом этапе члены группы очень откровенны, и любые искусственности воспринимаются ими негативно. Группа начинает сама руководить процессами, она уходит на перерыв, уже не спрашивая разрешения у тренера. Это хороший признак, который показывает, что в группе начинаются самостоятельные процессы самоорганизации. Во время перерыва группа делится на подгруппы и продолжает обсуждение.

Можно сказать, что процесс не прерывается, меняется лишь место обсуждения. Далее группа самостоятельно возвращается к работе, и члены группы занимают свои места в круге. К целям, поставленным тренером, добавляется еще одна цель, сформулированная группой: "Стать группой", которую озвучивает один из лидеров. Его начинает поддерживать другой лидер. Группа приступает к обсуждению этой цели.

На этом этапе можно говорить, что группа стала самоорганизовываться, а следовательно, перемещаться из переходной стадии на уровень истощения конфликта. Далее важно провести обсуждение по двум направлениям: "анализ" и "чувства"; это позволит подытожить работу группы, обозначить стадии истощения конфликта и выхода из него.
Приведем еще один пример поведения группы на переходном этапе во время выполнения похожего упражнения. Группу просили выделить качества эффективного руководителя.
В самом начале выполнения упражнения в группе выделился неформальный лидер, который взял на себя функции инструментального лидера, пытаясь контролировать процесс выделения норм и правил и записывая их на доске. Его наводящие вопросы, которые показывали, что он уже знает, какие нормы и правила выделить, а какие нет, вызвали отторжение и негативные чувства у некоторых членов группы. Начинаются реплики типа: "Такое ощущение, что мы здесь не нужны и все уже знают за нас". Формируются малые подгруппы, поддерживающие те или иные идеи. Одни члены группы лидера поддерживают, другие нападают на него.

Некоторое время открыто отношение друг к другу и лидеру пытаются не высказывать.
В группе усиливается тревога от сравнения норм и правил, выделенных лидером, и тех, которые они хотели бы выделить сами. Высказываются, что выделенные нормы и правила идеальны и присущи любой группе. В поведении лидера начинает преобладать директивность, он повышает голос и пытается управлять группой. При этом группа не объединяется против него (это может произойти на первом этапе, но не на переходном).

В группе выделяется ряд лидеров, которые начинают выяснять отношения как с инструментальным лидером, так и между собой. Конфликт становится открытым.
Через некоторое время выяснение отношений идет на убыль. Члены группы начинают замечать, что "ходят по кругу", "ничего кардинального не происходит". Появляется усталость от "пустых словесных войн". Конфликт переходит в стадию истощения.

В этот момент тренеру необходимо вмешаться и начать обратную связь.
Во время выполнения подобных упражнений важно, чтобы как можно больше членов группы вовлеклось в выяснение личных взаимоотношений между собой. Это выяснение может быть завуалированным. Каждый будет отстаивать свое мнение по поводу достижения поставленных целей, но в итоге ему будет важен не полученный результат, а то, что он отстоял собственную позицию. В некоторых группах конфликт принимает форму прямого выяснения отношений.

В этом случае говорящие уже не прикрываются достижением поставленных целей, а переходят на уровень личных оскорблений.
Тренеру необходимо выбрать момент, когда большинство в группе открыто проговорили свои позиции по отношению друг к другу и конфликт начал переходить в стадию истощения. Как правило, показателем этого служит повторение форм поведения в группе, которое уже начинают замечать и члены группы. При этом может возникнуть тупиковое состояние, при котором группа отказывается выполнять
упражнение. Может быть и другое поведение, когда члены группы заканчивают выполнение упражнения формально.
В это время тренеру необходимо вмешаться в ход событий и перейти к анализу чувств и того, что происходило в группе в целом. Анализ должны проводить сами члены группы, а не тренер.
Пример обратной связи при анализе стадии открытого конфликта
"Я молчал, думая про себя, что все равно останусь при своем мнении, какое бы решение группа ни вынесла".
"Я отстаивал свою цель еще и для того, чтоб оставить за собой последнее слово, укрепить свои позиции".


Группа входит в конфликт, когда ей передается ответственность, а цели еще не едины и роли не распределены и не приняты.
На конфликт группа может выйти во время любого упражнения, которое проведено вовремя и верно подобрано (см. Приложение) на начальном этапе в стадии истощения. В упражнении должна быть задействована вся группа, а тренер должен выступать в роли наблюдателя.
На стадии истощения конфликта очень важно проведение обратной связи, во время которой группа говорит о чувствах, которые присутствуют сейчас, и проводит анализ поведения группы в целом.
Как правило, не все участники одинаково вовлекаются в конфликт. В группе обязательно будет своеобразное разделение: одни лидеры вовлекаются в процесс полностью. Другие примыкающие к какому-либо мнению лидеров или имеющие свое мнение, но не претендующие на лидерство будут периодически вовлекаться и устраняться.

Третьи те, кто считает все происходящее всего лишь игрой, будут находиться в позиции наблюдателей, стараясь не вовлекаться в обсуждение.
В зависимости от распределения ролей во время конфликта будет изменяться и настроение его участников. У лидеров и примыкающих к ним настроение будет ухудшаться в пропорции, зависимой от их вовлеченности. Чем больше вовлеченность, тем хуже настроение, и наоборот.
У наблюдателей настроение может не меняться, оставаться хорошим или нейтральным.
Роли распределяются в группах примерно в следующих пропорциях: 20% лидеры, 60% примыкающие, 20% наблюдатели.
Если пропорции другие, например, в группе преобладают наблюдатели, это значит, что группа еще не готова к конфликту. Если в группе преобладают лидеры, значит, конфликт будет затяжным.
Поэтому и на вопрос тренера о настроении ответы могут делиться в тех же пропорциях. Ниже мы приводим высказывания членов группы при обратной связи о настроении после конфликта:
"Ничего не поменялось".
"Не бодрое".
"Есть и плюс, и минус".
"После игры подавленное".
"Плохое очень, так как конфликт был создан мною".
"Ушла радость".
"Рабочее".
"Хорошее".
Критерием удачного завершения конфликта может быть начало анализа работы группы и изменение эмоционального настроя на более положительный у большинства участников. Плохое настроение может возникнуть у наблюдателей конфликта, так как они отстали от общегрупповой работы и начинают ее догонять, входя в конфликт тогда, когда группа из него вышла.



Содержание раздела