Личность тренера в командообразовании


Выводы

  1. Любая группа (отдел, подразделение и т. п.) на предприятии проходит обязательные этапы группового развития.
  2. Существуют критерии, по которым можно определить, на каком этапе находится группа.
  3. Каждый этап подразделяется на определенные стадии.
  4. Существуют приемы, которые позволяют остановить групповую динамику или усилить ее.
  5. Виды конфликтов меняются в зависимости от этапа группового развития.
  6. Каждому этапу группового развития присущи различные виды обучения.
  7. Цели и задачи тренера, так же как и цели и задачи участников группы, напрямую зависят от этапов группового развития.
  8.  

ЛИЧНОСТЬТРЕНЕРА
В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ
Цель данной главы подготовить тренера к особенностям проведения тренинга командообразования.
Материал данной главы предназначен для тренеров разного уровня, как начинающих, так и имеющих большой опыт работы. Каждый найдет в ней что-либо главное и необходимое для себя.
Тренинги командообразования это не тренинги навыков, которые можно выучить и проводить по сценарию. Это тренинги сопровождения группы в ее развитии, поэтому и подготовка тренера к проведению подобных тренингов длительная и особенная. В течение тренинга несколько раз меняется стиль самого тренера и посредством изменения своего поведения он руководит динамикой группы. Подобное возможно только в том случае, если тренер проработал свои личные проблемы, отследил свой привычный стиль ведения тренингов и выработал еще несколько стилей, которые проверил и успешно применил на практике.

Именно такой подготовке тренера и посвящена данная глава.
В данной главе описаны несколько этапов подготовки тренера.
Первый этап это настройка тренера на определенные эмоциональные состояния, необходимые в разные моменты тренинга.
Второй этап это изучение специальных упражнений и форм воздействия, которые необходимы для умения вести тренинг.
Это преодоление и исследование собственных барьеров, которые возникают при отработке техник и препятствуют продвижению вперед.
Третий этап это отточенность мастера, осознание степени совершенства и ответственности. Это определенный образ мышления, чувствования и отношения. Это тот уровень, где чувства и мысли едины и раздельны, где многое проявляется уже на уровне неосознанного поведения.
В последнее время среди тренеров наблюдаются определенные тенденции в их поведении.
Выделилась группа тренеров, которые при проведении тренингов опираются на особенности своей личности и интуицию. При этом им не хватает направленности, они не могут объяснить, зачем они делают то, что они делают. Им не хватает постоянного чувства цели, которое, в свою очередь, представляет собой фундамент для постановки новых задач.
Вторая группа тренеры, которые обладают осознанными техническими приемами, они великолепно знают свой материал. Но им не хватает чувства и интуиции, чтобы вести тренинг не с материалом, а с реально существующими людьми. Они боятся себя и поэтому закрывают свою истинную личность профессиональной терминологией и приемами.

Такие тренеры зачастую пытаются собрать как можно больше техник, ищут уникальные методы воздействия, верят в некую великую технику, с помощью которой можно решить все. Они всегда неудовлетворены своим багажом знаний и испытывают постоянную тревогу перед участниками тренинга. Но это не та тревога, которая порождает творчество.

Это тревога соперничества. Такие тренеры опасаются, что кто-то в группе будет сильнее их или они не смогут ответить на чей-либо вопрос.
Другими словами, есть тренеры, которые в своей работе опираются на чувства и эмоции и более включены в группу, чем это необходимо, а есть тренеры, для которых важны анализ и техники, и они отстранены от группы более, чем это необходимо.
Наша задача через описания состояний и упражнения дать тренеру возможность войти в настрой, при котором происходит слияние первого и второго состояний, то есть чувства и эмоции соединяются с анализом и техниками.


И начнем мы с направленности тренера и осознания им истинных своих целей по отношению к своей деятельности.
Направленность тренера и осознание целей
Почему вы решили стать тренером? Почему вы хотите вести группы? Почему именно сейчас вы держите в руках эту книгу?
Тренеры на подобные вопросы отвечают по-разному. И все, что они говорят, будет истинным и одновременно ложным. На уровне
осознания мы редко до конца понимаем, зачем в определенный момент нашей жизни нам нужно то или иное знание.
Для нас тренер это тот, кто пришел учиться создавать чудо, творить из разрозненных людей с разными целями, интересами, потребностями единое целое, называемое командой. Каждый, кто читает сейчас эти строки, может найти свой путь для этого создания, но, как и в музыке, ноты едины для всех, а мелодии разные. Так и в тренинге: есть законы, желательные для всех, и есть личное творчество, которое неповторимо и уникально.

И возможно, целью обучения себя искусству тренера будет поиск своей мелодии создания команды, неповторимой и уникальной, а мы постараемся дать вам те ноты, которые будут необходимы для ее воспроизведения. И самым важным для нас с вами будут не сами ноты, а та лично ваша мелодия, которую вы в итоге создадите. Так что прислушивайтесь к своим чувствам и доверяйте в первую очередь себе.
Подготовка к восприятию новых знаний
Итак, нам предстоит пройти путь из трех больших ступеней. И прежде чем мы вступим на первую, постарайтесь на время очистить свою голову от всех знаний, умений, опыта, которые вы уже получили в своей жизни. Забудьте на время все то хорошее и все то неудачное, что вы уже делали в своей жизни как тренер.
В дэенских кругах это состояние называется "идти с пустой чашей". Этим выражением мы обязаны широко известной притче: "В девятнадцатом столетии один университетский профессор посетил старого дзэнского мастера. Профессор пришел к нему домой, чтобы расспросить о дзэне, но в разговоре обнаружилось, что он больше говорит, чем слушает.

Тогда мастер стал наливать чай в уже полную чашку гостя; чай разлился по столу.
Что вы делаете! воскликнул профессор.
Подобно этой чашке, вы полны собственными идеями, отвечал мастер. Как же я могу учить вас? Сперва опорожните вашу чашку".
Опорожняя свою чашу, мы освобождаемся от предубеждений, которые начинают тормозить наше познание нового. Внутренний монолог начинается с критики, и мы перестаем воспринимать то, что отлично от нашего видения. А в результате рискуем остановиться в своем развитии.
Первый этап настройка тренера на определенные эмоциональные состояния
Опыт тренера
Даже если вы постарались на время очистить свой мозг от прежнего опыта, он все равно незримо будет присутствовать. Важно, чтобы присутствие опыта не провоцировало преждевременную критику всего, что вы будете воспринимать дальше.
Среди вас будут и те, у кого нет тренерского опыта. Они подобны белому листу, подумаете вы. И это будет не так.

У тех, кто ни разу не вел тренинги, есть опыт жизни. Это очень важный опыт общения с группами других людей. И он для нас будет более ценным опытом. Новичку легче, его опыт жизни не перекрывается техниками и искусственными построениями прежних учений.

Продвинутым тренерам труднее им предстоит снять наносы прежних воспоминаний себя в роли тренеров для того, чтобы оставить естественный опыт собственной жизни.
Внимание и действие тренера
Что важно оставить? Ваше внимание, каждодневное и целенаправленное. Внимание, которое дает вам возможность отнестись к каждодневным деталям нашего общения тщательно и точно.

Вычленить из них те моменты, которые особенно важны для исполнения роли тренера.
Что необходимо добавить, особенно новичку? Действие. Все, что вы прочтете здесь, должно воплотиться непосредственно в вашей каждодневной деятельности, в практике, во время которой будет проверено каждое прочитанное слово.
Почему это особенно важно для начинающих? Уже работающие тренеры познали радость взаимодействия с группой. У них, конечно, тоже есть сложности и страхи, но они преодолели барьер начала.

У начинающих этот барьер начала есть. Он связан с тревогой и страхом. Новички боятся, что еще мало знают. Они боятся, что группа не будет их слушать.

Они всегда находят, чего им бояться для того, чтобы отодвинуть момент действия. Основное условие, при котором вам стоит
продолжить читать эту книгу, это постоянное действие. Если у вас еще нет группы, пробуйте небольшие моменты прочитанного со своими друзьями они тоже группа.
Покой и азарт тренера
Прежде чем начать работу тренера, необходимо настроиться, войти в состояние покоя и одновременно азарта в предвкушении предстоящей работы с людьми. Покой плюс азарт это состояние тренера, которое дает ему возможность сделать первый шаг и выйти на встречу с группой.
Для создания подобного состояния не обязательно практиковаться и учиться медитировать долгие годы. Важно внутреннее убеждение, что эти два состояния у вас сейчас есть. Как узнать, что они у вас есть?

Из вашего опыта жизни. Вспомните самые яркие моменты из своей жизни, где вы были в состоянии покоя. Их должно быть несколько, в разное время, с разными людьми (или когда вы одни).



Содержание раздела