Отношение тренера к своим ошибкам


Это заблуждение, так как оно является ограничивающим в развитии членов группы. Члены группы перестают перенимать опыт жизни от других участников. Они начинают считать себя несовершенными, а, следовательно, ограничивают себя в попытках сделать что-либо реальное в изменении своей жизни.

Для некоторых дистанция от себя до идеального тренера кажется такой огромной, что у них опускаются руки, и они перестают хотеть изменений. Это путь к поклонению идеалам, но не путь изменений. Конечно, тренер должен совершенствоваться как личность. Но зачем? С какой целью?

Если цель понимание себя во всем разнообразии проявлений и, в связи с этим, понимание других людей и жизни в целом, то этот путь ведет и к совершенствованию его взаимодействия с членами группы. Если цель сделать себя идеалом, эталоном
для подражания, то это путь к секте, а не к тренингу. Он ограничивает как тренера, так и членов группы в их развитии и восприятии жизни во всем ее разнообразии.
Не все идеально в самом хорошем тренере. Вопрос, как относиться к тому, что тренеру в себе не нравится. Если что-либо в себе вызывает у вас недовольство и неприятие, то задумайтесь: насколько вы принимаете себя? Легко принять в себе любимые качества, помогающие в жизни.

Но принимаете ли вы свои недостатки? Ведь без них это уже будете не вы. Зачем нужны вам эти недостатки?

Зачем ваше бессознательное защищает и оберегает их от вашего желания их изничтожить?
Если вы считаете себя излишне застенчивым, и это мешает вам в общении с людьми и в работе с группой, то где, в каких обстоятельствах это качество становится для вас необходимым? Возможно, оно нужно в общении с подобными вам застенчивыми людьми, и вы в этих случаях хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног у агрессивных и настырных людей, так как они своим агрессивным поведением не вызывают у вас такую же ответную реакцию. Наверное, есть и еще ситуации, где ваша застенчивость просто необходима.

И вы можете вспомнить их.
А теперь, когда вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет уравновешивать ее в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быть уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения тренинга, и вы заметите, что вашей застенчивости стало меньше.
Подобным образом можно проанализировать любое качество, которое, по вашему мнению, мешает вам по жизни и в ведении тренингов.
Старайтесь не удалять мешающие вам в работе и жизни качества, а увеличивать те качества, которые их дополняют. Тогда процесс работы над собой как над личностью тренера пойдет быстрее.
Отношение тренера к своим ошибкам
Не все тренинги, которые вы будете вести, окажутся успешными. У любого тренера, даже очень опытного, ошибки на тренингах неизбежны. Для нашего обучения важны не сами ошибки тренера, а его отношение к ним. Если после неудачного тренинга вы начинаете винить себя, искать оправдание в плохом поведении группы или
отдельных ее членов, то этот тренинг не будет для вас обучающим. Наоборот, такая реакция остановит ваше развитие как тренера.
Невозможно стать тренером и не совершать ошибок. Ошибки это необходимый путь вашего развития и обучения. Важно выработать в себе верное отношение к неудачам.

В этом случае в следующих тренингах вы будете реже наступать на те же грабли. Но важно понимать и то, что на следующих тренингах появятся новые грабли, на которые вы рано или поздно наступите. И это будет следующим этапом вашего развития и обучения как тренера.
Как же верно относиться к своим ошибкам? Как к неоценимому опыту жизни.
Возможно, вы уже привыкли реагировать на неудачи привычными мыслями: "Я никогда не стану хорошим тренером"; "Я недостаточно подготовлен и поэтому не могу начать проводить следующий тренинг"; "Группа не воспримет меня как опытного тренера, а значит, мне еще рано работать с людьми"; "Я слишком уязвим как личность, а значит, из меня будет плохой тренер" и т. п. Вырвите их с корнями из сознания раньше, чем они начали воздействовать на ваше поведение. Можно при этом проделать совсем легкое упражнение: запишите мысли, ограничивающие ваше развитие и обучение, на бумаге, а затем все, что вы записали, сожгите. После выполнения этого упражнения сразу наступает очищение нашего сознания от засорения и стопора в обучении и развитии.
Направьте свое внимание на подготовку к следующему тренингу с учетом ошибок, которые возникли на предыдущем. Займите свой ум работой, а не переживаниями и нытьем. Таким образом, вы обучите его постоянно совершенствоваться и отучите от лени и оправданий своей бездеятельности.
Принятие ошибок как толчка к развитию и совершенствованию не означает, что их надо делать как можно больше. Во всем должны быть гармония и соразмерность. Конечно, во время тренинга вы должны следить, чтобы ошибок было как можно меньше.

Но если не уследили (а за всем не уследить!), вот тогда и учитесь на них.
"Если вы взяли неправильную ноту, сделайте ее правильной с помощью последующих", сказал как-то музыкант Джо Пасс. Из этого следует, что случайные неудачи могут нести в себе ключи к открытиям. Даже из того, что что-то не так, можно сделать произведение искусства, но в том случае, когда вы осознаете, что происходит, и даете себе отчет в том, для чего вы это делаете.
Ограничения тренера
У каждого человека есть ограничения: физические, социальные, психологические, духовные. Ограничения есть и в работе тренера, в допустимости тех или иных техник, в личностных ограничениях. Для тренера важно не переживать по поводу своих ограничений, а понять и принять их.

Нередко ограничения оказываются толчком к творчеству, к поискам новых путей, которые не произошли бы, если бы ограничений не было.
Мы начинаем обнаруживать свои пределы только тогда, когда начинаем работать и развиваться. Есть ограничения, которые преодолимы. Например, вы можете быть не очень общительны в жизни.

Зная, что вам надо уделять много внимания общению в группе, вы можете развить у себя внимательность к другому человеку и, как следствие, улучшить свою общительность.


Но есть ограничения непреодолимые. И осознание их болезненно. При этом нужно принять то, что есть.

Нельзя застревать на недостижимом. Некоторые вещи просто не принадлежат нашей судьбе. Если вы находите удовлетворение в том таланте, который вам дан, то у вас не будет причин для огорчения. Есть тренеры, которым дано очень многое из необходимых личностных качеств, социальных условий, физических данных. У них есть все, что необходимо для того, чтобы быть успешным тренером.

Но они не становятся таковыми, так как у них нет главного согласия с самим собой и принятия себя. У вас может быть намного меньше данных, необходимых для того, чтобы стать тренером, но вы знаете свои ограничения и развиваетесь в соответствии с этим знанием. И вы через некоторое время станете более успешными тренерами.

У вас есть главное целеустремленность, желание и принятие себя в своих ограничениях.
Мы не призываем принять свои ограничения и успокоиться. Мы призываем узнать, что наилучшим образом работает на вас, и быть естественными в развитии себя.
Профессиональное общение тренера
Работа тренера это постоянное сотрудничество с другими людьми. Важно окружить себя профессиональными, компетентными, преданными делу специалистами. Сложно вариться в собственном соку. Тренер обязательно должен побывать на других тренингах в качестве
участника группы. Он должен прочувствовать все то, что будут чувствовать его слушатели внутри группы. И только это даст возможность ему лучше понять их состояния.
Важно присутствовать на других тренингах и в качестве супервизора. Через исполнение этой роли тренер развивает в себе аналитика и наблюдателя.
И роль включенного в процессы группы (тренер как участник группы), и роль наблюдателя и аналитика (тренер как супервизор), важные моменты создания у тренера двух позиций: эмоциональной, включенной и одновременно отстраненной, аналитической.
Старайтесь на других тренингах принимать все происходящее. Уходите от оценки. Оценка убивает восприятие.

Если даже тренинг вам не нравится и не укладывается в ваши представления и ожидания, это тоже обучение. Это обучение разнообразию опыта, а также упрочение своих позиций по отношению к своему тренингу.
Обращайте внимание на личные цели тренеров. Есть тренеры, которые через свою работу тешат свое самолюбие, возвышают себя в глазах других. Эти тренеры пытаются привязать к себе членов группы, вызвать у них чувство восхищения. Как правило, за этим скрываются посредственность и глубинная неуверенность в себе.

Такие тренеры более озабочены личным положением, чем делом. Для них тренинги всего лишь средство для материальной обеспеченности, положения в обществе, приобретения "поклонников". Для таких тренеров сам процесс обучения и развития теряет свое значение, так как он является продуктом продажи, а, следовательно, становится формализованным и повторяемым.

Конечно, есть выдающиеся тренеры, которые одновременно и богаты, и знамениты. Здесь важны приоритеты. Тренерство это путь духовных, а не материальных богатств.

В конечном итоге власть и деньги подобны отпечаткам наших ступней на прибрежном песке: мгновение и их смывает вода.



Содержание раздела