Умение использовать групповой опыт


Если тренер скрывает свою тревогу излишней самоуверенностью, то через некоторое время у него завяжется спор по какому-либо вопросу, и группа постарается сделать все, чтобы показать ошибочность его мнения. Если тренер скрывает свою тревогу излишней агрессией, то через некоторое время группа агрессивно отреагирует на его поведение. Если же тренер показывает свою тревогу как неуверенность и слабость, то через некоторое время группа перестанет воспринимать его как тренера.
Как показать истинную уверенность? Что сделать, чтобы группа приняла вас как опытного тренера?
Для этого необходимо на самом деле много работать. Самураи говорят: "Человек, достигший мастерства в каком-нибудь одном искусстве, дает это каждым своим действием".
Невозможно знать все и вести абсолютно любые тренинги на любые темы. Невозможно наизусть выучить заранее написанный, пусть даже гениальный, тренинг. Жизнь шире, чем то, что мы можем предугадать.

И в ходе реального тренинга обязательно возникнут ситуации, не предусмотренные в заранее написанном сценарии.
Выход один выбрать направление и глубоко изучать его. Приведем как пример тренера, который выбрал своим направлением проведение тренингов продаж и коммуникаций для торговых представителей компаний, распространяющих алкогольную продукцию. Сначала он изучил особенности проведения тренингов. Потом он изучил, чем отличаются компании, распространяющие алкогольную продукцию, от компаний, торгующих другими товарами. Затем он окончил курсы сомелье, чтобы понимать тонкости алкогольной продукции.

Постепенно он соединял свои глубокие знания в области проведения тренингов с полными знаниями особенностей торгующих компаний и их продукции. В результате получился цикл уникальных тренингов, во время которых тренер чувствовал себя уверенно и как ведущий группы, и как эксперт в области профессиональной деятельности участников тренинга.
Конечно, можно выбрать направление обучения, не связанное с особенностями заказчика. Но направление должно быть выбрано обязательно. Это может быть психологическая школа, в рамках которой
вы будете проводить тренинги. Вы можете стать замечательным "гештальтистом" или "арт-терапевтом" и работать в рамках этих школ. Вы можете выбрать направление тренингов, которые решают личные проблемы, и прорабатывать именно его.

Важно понимать, в каком направлении вы развиваетесь, и чувствовать, что именно в нем вам комфортно и интересно. Тогда появится чувство уверенности, а вместе с ним и отдача от работы с группой в виде взаимообучения.
Если вы выбрали свой путь и работаете, углубляя знания и опыт, то в ходе работы с группой у вас обязательно появится еще один источник обучения групповой опыт. Он всегда больше, чем личный опыт тренера. И если тренер нащупывает этот опыт, то его развитие и совершенствование становятся безграничными.
Умение использовать групповой опыт
Как научиться брать групповой опыт? Очень просто. Надо научиться слушать и слышать группу.

Надо признать для себя, что группа мудрее вас и всякое проявление это сигнал вашего воздействия. Надо научиться постоянно задавать себе вопрос: "Что я сделал такого, что группа повела себя определенным образом? Повторю ли я это?

Учту ли я это на будущее?" Надо каждый раз искренне благодарить группу за полученный разнообразный опыт проживания. Надо обращать внимание участников группы на то, что их внутренний групповой опыт намного шире и многообразнее, чем опыт тренера.
Когда во время тренинга возникает подобное понимание и члены группы начинают ценить опыт каждого, вы начинаете обогащаться бесценным опытом группы в целом.
Решение проблем группы, а не своих
Каждая ваша группа будет неповторима в своем самовыражении. Есть группы, особенно личностного развития, которые можно назвать, например, "группа толерантности", "чувствующая группа", "группа любви". Это означает, что для большинства в этих группах возникали темы, которые были больше связаны с тем или иным состоянием жизни.
Для тренера важно прочувствовать возникновение важных для группы тем и поддержать их развитие. Подобное состояние не возникает в группе сразу, группа должна прожить определенные этапы
своей жизни, чтобы выйти на то общее, что ее может связывать и характеризовать, чтобы выйти на то, что ее более всего волнует. И это же должно волновать и тренера. Он в этом случае выступает своеобразным камертоном, который чувствует, в каком диапазоне наиболее интересно проживать группе, и поддерживает его.
Иногда волнующее группу совпадает с тем, что волнует тренера. Иногда не совпадает. Для тренера это неважно.

Он должен каждую минуту отдавать себе отчет, что группа пришла решать свои проблемы и обучаться, а не он.
Он может отслеживать, какие чувства у него возникают по отношению к той или иной теме, поднятой в группе. Но важными для тренера остаются темы участников группы, а не его личные.
Тренер пытается с помощью чувств и анализа понять и принять проблемы группы, но не решать собственные проблемы за счет группы. Этот очень важный момент отличает профессиональную работу тренера от непрофессиональной. И группа чувствует это.
Если тренер начинает решать свои проблемы, то группе через некоторое время становится скучно или она раздражается. Возникает ощущение, что тренер перестает слушать и слышать группу, а слушает и слышит только себя.
Если тренер направлен на группу, то группа через некоторое время отражает действия тренера в виде благодарности за то внимание, которое она получила. Группа начинает учиться также внимательно относиться к каждому своему члену. Группа начинает учиться быть самостоятельной и решать возникающие проблемы внутри с минимальной помощью тренера. Этот момент и является наиболее обучающим для тренера, так как приемы группового решения проблем намного шире, чем накопленный арсенал самого опытного тренера.

Важно улавливать их и присоединять к своему тренерскому багажу.
Энергетическая взаимосвязь с группой
Обучение у группы дает тренеру неоценимое качество обладание энергией влияния и наполнения. Тренер не истощается, отдавая себя целиком группе, а, наоборот, принимает энергетику группы, наполняя себя ею.


Энергия группы намного сильнее энергии одного человека. И если вы пытаетесь воздействовать на группу своей энергией, считая, что вы сильнее, то итогом будет ваше истощение.
Важно изначально признать силу группы и дать возможность группе также понять и принять свою силу. Тогда вы сможете, сохраняя свою энергию, брать энергию группы для своего дальнейшего развития.
Группа, которая осознает свою силу, становится щедрой. Она начинает одаривать своей энергетикой не только собственных членов, но и передавать положительные импульсы энергии в окружающий мир. Группа начинает созидать, а тренер получает дополнительную возможность созидания вместе с нею.
Использование интуиции
Опытный тренер обладает еще одним бесценным качеством развитой интуицией. Вы можете прочитать бесчисленное количество литературы, пройти множество обучающих тренингов, но вы никогда не станете хорошим тренером, если не начнете самостоятельно проводить тренинги. Интуиция формируется только во время работы.
Можно знать, что группа проходит четыре стадии развития. Можно знать, что в группе обязательно начнется конфликт, и он через некоторое время закончится. Можно даже выучить критерии, по которым стараться определить, когда конфликт начался и когда он должен закончиться.

Но выбрать верное время для упражнения, связанного с началом конфликта, и верно определить, когда стоит прервать затянувшиеся пререкания в группе, поможет только интуиция, сформированная многими часами отслеживания собственного поведения на подобных тренингах.
Иногда на тренинге может возникнуть ситуация, о которой вы нигде не сможете прочитать. Доверяйте своей интуиции. Всякая логика в подобных случаях может быть пагубной.

Ваши чувства, которые соединили в себе множество похожих ситуаций, объединенные в умении прислушиваться к себе, придадут вам силы сделать что-либо, возможно противоречащее логике и правилам, что будет уникально и единственно верно в сложившейся ситуации.
Наличие нескольких позиций восприятия
Как научиться отслеживать собственное состояние, доверять интуиции, слушать и слышать группу и одновременно со всем этим постоянно помнить о цели и о том материале, который вы должны донести до группы?
На первый взгляд, это невозможно. Но на самом деле это необходимо и через некоторое время покажется вам достаточно простым делом. Важно только отработать у себя так называемые три позиции восприятия и находиться в каждой из них практически одновременно в любой момент вашего тренинга.
Первая позиция отслеживание себя как тренера, своих чувств, своей интуиции, своего отношения к тому, что происходит в группе.
Вторая позиция отслеживание группы, ее состояния, ее проявлений. Это позиция, в которой тренер слышит и слушает группу.
Третья позиция это постоянный ответ себе на вопрос: "А что сейчас происходит? Следую ли я поставленным целям? Для чего я это делаю, и что при этом делает группа?".
Истинное обучение тренера это отрабатывание в различных ситуациях этих трех позиций, отслеживание у себя преобладание и силу одной из позиций и недостаток и слабость других.
Участие в тренингах в качестве слушателя позволяет тренеру, с одной стороны, отработать первую позицию понять и принять себя, научиться отслеживать свои мысли и чувства, свое поведение. С другой стороны, научиться слышать и слушать других участников тренинга и по их обратной связи понимать, насколько успешно он это делает.
Участие в качестве супервизора, наблюдателя на тренингах позволяет отработать третью позицию "взгляда на происходящее со стороны". Научиться не "влипать" в процессы, которые происходят на тренинге, а анализировать их с точки зрения целей тренинга и действий тренера.
Проведение собственных тренингов и позволяет объединять все три позиции одновременно отслеживать себя, чувствовать и анализировать поведение группы и понимать, что происходит на тренинге в целом и насколько в каждый момент тренинга решаются поставленные цели и задачи.
В этом и заключается мастерство тренера.
Разделение ответственности с группой
На этом уровне тренер начинает осознанно понимать меру ответственности перед группой и разделять ее с ней. Его тренинг наполняется еще одной необходимой целью дать возможность группе принять на себя часть ответственности за то, что происходит в каждый
момент тренинга, и воздействовать на это. В этом случае тренер снимает с себя всю полноту ответственности за происходящее и тем самым дает группе дополнительный импульс развития и приобретения нового опыта, необходимого для выхода в самостоятельную реальную жизнь.
Группа, которая приняла часть ответственности за происходящее на тренинге, начинает работать более плодотворно и креативно. Она начинает понимать, что не все зависит от тренера. Она начинает принимать уникальность опыта каждого члена группы и утилизировать его в своих целях.
А тренер при этом снимаете себя часть ненужной тревоги за исход тренинга, так как группа начинает работать для достижения поставленных и принятых ею целей вместе с тренером, а следовательно, берет часть ответственности за результаты на себя.
В этом случае тренер приобретает необходимое спокойствие в любых ситуациях и мудрость при принятии решений, зачастую передавая их группе или решая что-либо вместе с нею.
Чем больше ответственности передает группе тренер, тем мудрее становится группа и тем быстрее происходит обучение в ней. Тем больше возможностей у членов группы воплотить полученный опыт в реальной жизни самостоятельно, без тренера и без группы. Тем самым мы уходим от "сектантства" в групповом процессе.
Выводы

  1. Для управления процессом командообразования на предприятии тренер должен иметь необходимые личностные качества, навыки и умения.
  2. Существуют три ступени подготовки тренера, каждая из которых усиливает его профессиональную компетентность.
  3. Подготовка тренера в области управления групповыми процессами имеет свои особенности: тренер должен научиться отслеживать групповые процессы в целом, а не только поведение отдельных членов группы.
  4. Личность тренера, так же как и личность руководителя, влияет на групповую динамику, затормаживая или усиливая ее.
  5. Тренеру необходимо научиться гибко менять свое поведение для управления групповой динамикой.
  6.  




Содержание раздела