Так экономится как минимум 1 секунда. Другое решение: вытянутые в центр круга ладони (которые все-таки занимают место и, значит, увеличивают время) заменяются одним пальцем, например указательным, и мяч просто подталкивается пальцем, что еще больше экономит время, так что руководителю группы с секундомером бывает сложно правильно отметить время игры.
Но ни в коем случае не говорите группе об этих путях решения проблемы. Вместо этого дождитесь собственных идей Ваших игроков и удовольствуйтесь ими. Все это сделает процесс интересным и интенсивным. В конце подведите итоги, обсудив следующие вопросы:
Сколько времени потребовалось группе на первую попытку?
Сколько на последнюю?
При какой попытке было затрачено меньше всего времени?
Как развивалась идея, повлекшая за собой это уменьшение времени?
Какие еще идеи поступали?
Были ли доведены до практического использования те или иные идеи отдельных игроков?
Руководил ли кто-нибудь процессом?
Менялось ли руководство?
Как вы себя ощущали во время процесса?
Рассматривались ли ваши идеи всерьез?
Что вы можете извлечь из этого эксперимента и использовать в обычной жизни?
Если участники решили проблему совершенно самостоятельно, Вы можете предложить им усложнить задачу, но речь здесь пойдет не об увеличении скорости, а о развитии ловкости у бросающих и ловящих мяч. Группа будет бросать вместо мяча яйцо. В этом варианте уже нельзя менять свое место в кругу, поэтому игрокам придется бросать друг другу яйцо.
Сложность этого задания можно повысить еще, если бросать не одно, а два или три яйца.
Змея
30 минут
Это упражнение дает возможность небольшой группе (двенадцать-че-тырнадцать человек) проверить свою способность к взаимодействию. Вам понадобится веревка диаметром 8-10 мм (например, бельевая). Длину ее рассчитайте так, чтобы на каждого игрока приходилось по 1,2 м. Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.
Лучше, если пол в помещении покрыт ковром.
Веревка кладется в центре комнаты, свернутая, как змея. Все участники закрывают глаза или надевают повязки.
Задание состоит в том, чтобы игроки с закрытыми глазами раскладывали веревку в виде различных букв. В каждом конкретном случае букву определяете Вы сами.
В выполнении задания принимает участие вся группа. При этом можно разговаривать. Когда участники уложили веревку в форме буквы, они сами ложатся на веревку, полностью закрывая ее. Если группа решила, что справилась с заданием, она сообщает об этом руководителю. Тогда все открывают глаза, встают и оценивают результаты собственного творчества. Важно измерять время, затраченное игроками на каждую букву. В результате у группы возникает цель затратить как можно меньше времени на каждую попытку и постоянно улучшать свой результат.
Если группе понадобится спланировать свои действия, дайте ей на это время.
Новый патент
60 минут
Прекрасное задание на взаимодействие. Ваша группа на время превратится в изобретателей и ученых, которые борются с законами
всемирного тяготения, статики и равновесия. Группа может продемонстрировать, что она готова к новому, к риску и умеет претворять идеи в жизнь.
Материалы
Каждой команде понадобится 30 искусственных соломинок, скотч, ножницы и сырое яйцо. Кроме этого, неплохо иметь под рукой воду, тряпку, бумажные платочки и мусорное ведро, а также бумагу и письменные принадлежности для набросков.
Группа делится на небольшие творческие команды по четыре-шесть человек. Каждая группа получает материалы и задание: она должна построить механизм, с помощью которого яйцо сможет выдержать свободное падение с высоты 1,5 м и не разбиться. Яичная скорлупа ни в коем случае не должна треснуть.
У каждой группы есть 45 минут, чтобы построить устройство, с помощью которого яйцо, не пострадав, упадет на землю с указанной высоты.
В течение этого времени все участники должны принимать участие в изобретении устройства. Одновременно они придумывают короткий рекламный ролик, в котором будет представлен их аппарат. В нем должно быть обосновано, почему именно это устройство является лучшим и приемлемым по цене протектором для яиц на всем рынке. Каждая команда должна будет сначала представить рекламный ролик, а потом уже предъявить в качестве доказательства сам аппарат.
Лучше всего будет, если команды смогут работать в отдельном помещении каждая.
Через 45 минут все команды собираются вместе на грандиозное шоу яичных протекторов. Все садятся полукругом на полу. Одна из команд начинает шоу, представив свой рекламный ролик и продукт. Каждая команда сама решает, кто из ее членов будет проводить тестирование и бросать яйцо.
Все группы по порядку демонстрируют свои рекламные ролики и придуманные устройства.
Яйца, которые прошли первые тесты, затем тестируются повторно, но теперь их бросают уже с большей высоты около 2 м. Проверяется, чьи изобретения оказались настолько прочны, что могут превзойти собственный рекорд. Лучше всего, если инженерный гений участников позволит выйти в победители двум командам.
Попросите остальных поприветствовать аплодисментами победителей и подведите итоги:
Как были распределены задачи внутри команд?
Работала ли часть игроков над самим продуктом, а часть над рекламным роликом?
Как осуществлялось это разделение труда?
Все ли активно принимали участие в процессе?
Не остался ли кто-то в стороне?
Как проходило планирование?
Является ли сформулированный план в первую очередь совместным решением?
Обсуждались ли различные варианты?
Сразу ли началась разработка механизма?
Не затянулось ли планирование настолько, что вызвало "аналитический паралич"?
Кто руководил процессом, и почему это делал именно этот человек?
Менялись ли руководители в ходе процесса?
Был ли человек, который удерживал всю команду от распада?
Какой была атмосфера во время работы?
Что из этого эксперимента можно применить в обычной жизни?
t Небоскреб
" "WWII'llHIWli "Ii i"" ill III lllllllll1II III III РЙ1 lillllilllilllllll IIIIIUHI III IllUliaill" НИМ I U III I Hi II HI й iHIIHWHIMHi'MIfttMrMH'lIf
60 минут
TT ля этой игры вам понадобится несколько вещей: это дайджест боль-шой газеты и прозрачная клейкая лента на каждую команду. С помощью этих вещей и своей фантазии новоявленные архитекторы попытаются построить внушительный небоскреб. Чтобы придать процессу остроту и разнообразие, членам команд запрещено разговаривать друг с другом.
Группа делится на команды по четыре-пять человек. Каждая команда находит себе место в комнате, где ни она, ни ей не будут мешать строить свою башню. Поскольку группы работают молча, они не помешают друг другу сконцентрироваться на процессе. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы за 20 минут возвести как можно более высокую башню. Башня должна быть устойчивой, что вскоре будет проверено. Количество материалов довольно ограниченно: воскресный номер ежедневной газеты и моток скотча на одну команду.
В игре действуют шесть правил:
Планирование и постройка вместе занимают ровно 20 минут.
После начала игры нельзя разговаривать.
Нельзя делать зарисовки или эскизы.
После окончания строительства команды получают еще одно неожиданное задание.
Прочность небоскребов будет проверена так: другая команда с расстояния 50 см общими усилиями пытается сдуть небоскреб, чтобы он опрокинулся или закачался на месте.
Каждая команда начинает с трехминутной фазы планирования, во время которой также нельзя разговаривать и прикасаться к материалам руками.
3. Ровно через 20 минут руководитель группы останавливает все коман-
ды и оглашает дополнительное задание: у каждой команды есть 5 ми-
нут, чтобы придумать двухминутный спич для презентации своего
небоскреба. Каждая команда сама решает, сколько участников будет
занято в этом процессе (5 минут).
Через 5 минут начинаются торжества по случаю открытия. Группы переходят от одной "строительной площадки" к другой и собираются вокруг небоскреба, пока команда инженеров произносит свою речь.
Когда все здания будут осмотрены и представлены, начинаются тесты на прочность. Команда соперников всеми силами пытается с расстояния 50 см сдуть небоскреб.
Небоскребы, которые выдержали первый тест, подвергаются еще более сложному испытанию: теперь уже две команды устраивают настоящий ураган, чтобы поколебать сооружение. Если и на этой стадии несколько небоскребов окажутся на редкость прочными, может последовать и третий тест, в котором примет участие уже вся группа.
Краткое подведение итогов:
Какой была атмосфера в команде?
Был ли запрет на разговоры препятствием или, наоборот, только подстегивал участников?
Что было сложнее делать в условиях запрета на разговоры?
Что было легче и прошло лучше?
В равной ли степени игроки принимали участие в проекте?
Насколько легко игрокам удалось объединиться?
Возникали ли противоречивые чувства?
Показалось ли что-то неожиданным?
Получили ли команды опыт, который можно было бы перенести в обычную жизнь и работу?