Творческое решение проблем


ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Что изменилось?
15 минут
В этом упражнении Вы увидите, как можно в корне изменить любое =1 действие, превратив его в занимательную игру. Партнеры будут экспериментировать со своей внешностью, внося в нее незаметные на первый взгляд изменения, которые тем не менее должен увидеть другой. Изменений будет много, так что участникам придется задействовать все их внимание.

Для этой игры Вам не нужны никакие вспомогательные материалы. Вы можете проводить ее в любое время, когда сочтете, что участникам нужно потренировать внимание и изобретательность.

  1. Участники разбиваются на пары. Каждый должен очень внимательно рассмотреть своего партнера, чтобы запомнить его внешность как можно лучше, до мелочей.
  2. Партнеры становятся спиной к спине, и каждый пытается изменить свою внешность так, чтобы другой человек мог это заметить: меняет прическу, расстегивает или застегивает пуговицу, снимает кольца или другие украшения и т. д.
  3. Через 2 минуты партнеры поворачиваются друг к другу и объявляют о замеченных ими изменениях во внешнем облике партнера. Большинство игроков на этом этапе считают игру не особенно интересной. Им кажется, что все это может каждый.
  4. Партнеры снова поворачиваются друг к другу спиной, в этот раз изменяя на себе десять деталей. Это действительно усложняет задачу.
  5. Через 3 минуты партнеры поворачиваются и пытаются определить, что же изменилось: левый ботинок надет на правую ногу и наоборот, часы не на запястье, а на щиколотке, очки перевернуты вверх ногами на носу и т. д. Всего изменений должно быть ровно десять.
  6. Следующий этап кульминация. Партнеры становятся спиной к спине и производят в своей внешности еще десять изменений. Возможно ли это вообще? После этого этапа остановите игру и обсудите ее.

Пробка
45 минут
Если группа, с которой Вы работаете, справляется с заданиями на взаимодействие и Вы ищете для нее нечто более сложное и интересное, то эта игра как раз подойдет для тех групп, члены которых уже хорошо знают и привыкли полагаться друг на друга. Вы можете провести это упражнение и на улице, и в помещении. В зависимости от количества участников создайте одну или две команды ровно по восемь человек.

Лишние игроки будут зрителями.
Материалы

  1. Команды располагаются следующим образом: четыре участника стоят на циновках, следующая за ними циновка пустая, затем стоят еще четыре участника. Все члены команды стоят, повернувшись лицом к пустой циновке.
  2. Цель игры состоит в том, чтобы обе четверки слева и справа от пустой циновки поменялись местами. Игроки правой четверки после всех маневров должны стоять слева от пустой циновки, и наоборот. Игроки обеих четверок должны стоять в таком же порядке, как и в начале игры.
  3. Вводятся следующие правила:
  • Участники могут разговаривать друг с другом.
  • Каждый участник в течение всего упражнения должен смотреть в одном и том же направлении.
  • Никто не имеет права обгонять того игрока, который смотрит с ним в одном направлении (это значит, что нельзя обходить того, кто повернут к тебе спиной).

В один момент времени только один игрок может двигаться вперед.
За один ход можно обойти только одного игрока (это значит, что тот игрок, который двигается, не может обойти за один ход двух или более игроков).
Для каждой команды Вам потребуется девять циновок (если найти их затруднительно, то можно просто отметить место на полу клейкой лентой или нарисовать мелом). Циновки кладутся в ряд на расстоянии около 60 см друг от друга.

  • Когда один игрок обошел второго, то прежнее место первого должно остаться пустым.
  • Игроки не могут ходить назад.
  • В отличие от предыдущего упражнения, игрок, который собирается двигаться, может сходить со своей циновки, если он обходит другого игрока. Проблема здесь состоит не в физической возможности разойтись на маленькой площади, а в том, чтобы найти правильную последовательность перемещений.
  1. Если задание кажется сложным, то игроки не ограничиваются во времени. При подведении итогов можно составлять схемы разных путей решения этой задачи.
  2. Это упражнение является одним из немногих, в которых важно, чтобы один человек взял инициативу на себя. Если группа придет к такому пути решения проблемы, Вы можете быть довольны. В остальном же важно, чтобы Вы не помогали группе во время решения задачи, а только следили за тем, чтобы соблюдались правила. Проявите терпение и покажите участникам, что Вы понимаете сложность выполняемой ими задачи.
  3. Если группа, с которой Вы работаете, очень велика, покажите сначала упражнение всей группе, прежде чем игроки разделятся на команды. Предупредите, чтобы разные команды не вступали в соревнование между собой, а лучше помогали друг другу советами. Правда, не удивляйтесь, если игроки очень быстро забудут об этой просьбе и начнут соревноваться. Все это вы можете обсудить в конце упражнения, задав участникам следующие вопросы:
  • Какой опыт группа приобрела в результате этого упражнения?
  • Выбрала ли группа кого-нибудь руководителем?
  • Был ли он единственным руководителем на всем протяжении игры, или в процесс управления включался кто-то еще?
  • Какая система управления действовала лучше всего?
  • Были ли опробованы несколько вариантов решения поставленной задачи?
  • Чувствовали ли себя некоторые игроки обойденными вниманием?
  • Как группа преодолевала трудности и чувство разочарования?
  • Что побуждало группу не отказываться от решения задачи?
  • Что в итоге привело к успеху?
  • Как себя сейчас чувствует каждый игрок?
  • Чему можно было научиться в ходе этого упражнения?

7. Если над проблемой работали две команды, то следует задать еще и такие вопросы:

  • Какой была атмосфера взаимоотношений между ними?
  • Помогали ли команды друг другу?

Дни рождения
20 минут
При выполнении этого упражнения участники должны работать од-ной командой и найти подходящую стратегию для решения задачи. Все встают в ряд в узком, отмеченном Вами коридоре, где они не могут отступить ни вправо, ни влево. Обозначьте как-нибудь границы коридора: его длина должна быть около 4 метров, ширина около 50 см. Если в группе более шестнадцати человек, разбейте всю группу на две подгруппы и сделайте соответственно два коридора.

Теперь две команды по восемь человек смогут наблюдать за действиями друг друга и, в зависимости от своих принципов, помогать противоположной команде или соревноваться с ней.

  1. Группа делится на две команды по восемь-десять человек. Обе команды в произвольном порядке встают в коридоре.
  2. Дайте командам возможность потренироваться: что игроки смогут сделать, чтобы поменять порядок построения, не выходя за отмеченные границы коридора? (5 минут.)
  3. А теперь расскажите участникам о задании, которое им предстоит выполнить: они должны построиться в ряд по дням своего рождения (год, месяц, день), не выходя за границы коридора.
  4. Вводятся следующие правила:
  • не разрешается покидать коридор;
  • нельзя даже на мгновение прикасаться к полу вне коридора;
  • руководитель группы следит за тем, чтобы никто не переступал линии. Если это произошло, группа все начинает сначала.

5. Группа сама решает, на каком конце коридора будет стоять самый млад-
ший и соответственно самый старший. Надо сделать так, чтобы ме-
няться местами пришлось как можно меньшему количеству игроков.
Не удивляйтесь, если в начале упражнения участники будут действо-
вать скованно, вскоре все обдумают стратегию перемещения и начнут
выполнять задание. По окончании упражнения подведите итоги.
Кооперация вслепую
30 минут
Правила этого упражнения просты, и тем не менее оно является дос-таточно сложным, поэтому его лучше проводить в слаженном коллективе. Участники смогут проверить свое умение сотрудничать с другими, свою выдержку и доверие к членам группы. Группа должна состоять из восьми-шестнадцати человек. Если количество игроков не кратно восьми, пусть оставшиеся будут зрителями.

Команды решают поставленную задачу по очереди. Скажите зрителям, что они, возможно, придут к решению задачи раньше, чем сами игроки, если будут наблюдать за действиями первой команды. (Но такого почти никогда не случается. Простое наблюдение может научить чему-либо в весьма ограниченной степени.) Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.
Материалы
Приготовьте повязки на глаза на тот случай, если они кому-то понадобятся.

  1. Попросите группу собраться в центре комнаты и закрыть глаза. Глаза игроков должны быть закрыты на протяжении всего упражнения. (Следует соблюдать осторожность.)
  2. С закрытыми глазами все участники в течение 15 секунд очень медленно ходят по комнате, не разговаривая друг с другом, держа руки у груди в защитной позе. Таким образом, никто не знает, где находятся остальные.
  3. Затем все останавливаются, и Вы даете инструкцию. Скажите, что в этом упражнении необходимо прежде всего умение вступать в кооперацию и доверять друг другу.
  4. Присвойте каждому игроку свой номер. Для этого все участники поднимают руку. Вы ходите по комнате, прикасаясь к плечам игроков и говоря: "Один, два, три..." После того как игрок получил номер, он опускает руку.


Содержание  Назад  Вперед