Голос интуиции


ГОЛОС ИНТУИЦИИ
Родство душ
20 минут
\J то упражнение предоставляет участникам группы исключительную b^J возможность потренировать способность чувствовать и угадывать настроение и мысли другого человека. Игроки работают в парах, пытаясь преодолеть закрытость партнера и установить эмоциональный контакт с ним.

  1. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнера, который наиболее интересен для него лично и с которым данный участник чувствует некое духовное родство.
  2. Партнеры встают друг напротив друга и определяют, кто из них будет ведущим, а кто его отражением, пытающимся как можно точнее повторить движения ведущего.
  3. Ведущий начинает с медленных, однообразных движений. Цель состоит не в том, чтобы сбить партнера с толку, а в том, чтобы добиться синхронности движений. Если оба партнера сконцентрируются друг на друге, то движения их будут становиться все более слаженными.
  4. Игроки должны смотреть друг другу в глаза, чтобы между ними возникла эмоциональная, интуитивная связь. Движения должны, так сказать, рождаться в глазах и глазами же передаваться партнеру. Поэтому оба партнера пытаются установить как можно более тесный контакт и развивать чувство взаимной связи (5 минут).
  5. Теперь партнеры меняются ролями. Сообщите об этом как можно мягче, чтобы не прервать установившийся между игроками контакт. Второй этап также длится 5 минут.
  6. На третьем этапе уже нет ни ведущего, ни его отражения движения обоих партнеров полностью совпадают, так что со стороны нельзя сказать, кто инициирует движения, а кто их только повторяет. Этот этап следует проводить только в том случае, если на двух предыдущих партнеры успешно взаимодействовали друг с другом. Он тоже длится 5 минут.
  7.  

7. Сначала партнеры обмениваются мнениями между собой, затем идет общее подведение итогов:

  • Что вы чувствовали во время этого эксперимента?
  • Удалось ли вам ощутить чувство сильной внутренней связи с партнером по паре?
  • Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы ощущали подобное чувство?
  •  

Управляем вместе
10 минут
D этом упражнении члены группы должны научиться синхронно дви-=г! гаться без предварительной договоренности. Задание предполагает, что каждый участник должен точно угадывать и подхватывать чужие инициативы, пытаясь поставить себя на место другого. Не менее важно и самостоятельное проявление инициативы причем такое, чтобы ее могли подхватить остальные.

Для столь тонкого взаимодействия каждому участнику необходимо задействовать самые разные стороны своей натуры.

  1. Игроки садятся на пол, достаточно близко друг к другу, все смотрят в одном направлении.
  2. Группе следует двигаться синхронно, причем у этого процесса не должно быть одного ярко выраженного руководителя инициатива принадлежит всем. В идеале все игроки одновременно, опираясь на одну и ту же ногу и руку, поднимаются, синхронно делая несколько шагов, и смотрят в одном и том же направлении.
  3. Это задание можно выполнить только в том случае, если все будут двигаться очень медленно, чтобы каждый видел и мог предугадать то, что будут делать остальные. Каждый может предложить что-то свое, но такое, чтобы остальные смогли это повторить.
  4. Дайте группе сигнал к старту и больше ничего не говорите. Остановите игру через 5-10 минут. Подведите итоги, задав следующие вопросы:
  • Было ли все действие похоже на коллективное управление?
  • Кто проявлял инициативу и руководил? Как долго?
  • Кто предпочитал просто подхватывать движения других игроков?
  • Насколько каждому игроку удалось встроиться в общий ритм?
  • Насколько вам удавалось предугадывать, какое движение сейчас последует?
  • Легче ли играть в эту игру, если все участники хорошо друг друга знают?
  • Какой была атмосфера игры?
  • Как вы себя при этом чувствовали?
  •  

Мужчина или женщина
15 минут
Несмотря на свою простоту, это упражнение всегда интересно для участников. В ходе игры может быть проведена дискуссия об особенностях сотрудничества между мужчинами и женщинами в группе, о взаимном уважении и противоречиях.

  1. Группа садится в круг, а кто-нибудь из участников садится в центр круга на стул и закрывает глаза. Он становится водящим. Все остальные члены группы по очереди выходят в центр и прикасаются к нему, а тот должен отгадать, мужчина это был или женщина.
  2. В этой игре особенно важно добровольное участие в ней. Не все участники должны обязательно коснуться водящего, и не все игроки должны становиться водящими. Упражнение имеет смысл продолжать до тех пор, пока есть желающие это делать.
  3. Задание заставляет водящего обращать внимание на такие признаки, как: нажим руки, ее температуру, на шорохи, дыхание и, конечно, на запах. Чем лучше водящий знает каждого члена группы, тем легче ему выделить индивидуальные особенности своих товарищей и тем легче опознать их.
  4. Для руководителя группы это упражнение весьма показательно. Оно многое говорит о динамике группы и о чувствах, которые участники друг к другу испытывают, в частности о взаимном доверии.
<
p> Три действия за три минуты
15 минут
В этом упражнении задействована только одна пара участников, ос-тальная группа наблюдает за ними. По ходу игры участники ведущей пары меняются. Упражнение помогает научиться воспринимать чужие мысли, прислушиваться к мнению партнера и уступать инициативу другому.

  1. Попросите выйти двух участников, желающих составить ведущую пару. Один из них будет игроком № 1, другой игроком № 2. Объясните правила игры.
  2. Игрок № 1 на некоторое время выходит из комнаты. Остальная группа в это время придумывает три действия, которые он должен совершить после своего возвращения. Действия могут быть совершенно простыми: чихнуть, зарычать, "лечь спать" и т. д.
  3. Игрок № 1 возвращается в комнату. У игрока № 2 есть 3 минуты, чтобы объяснить первому, какие именно действия тот должен проделать. Но он не может прямо сказать, что требуется от первого игрока. Он может делать это только при помощи намеков. Например, чтобы заставить партнера чихнуть, он может сказать следующее: "У тебя совершенно красный нос, ты выглядишь так, словно простудился". Возможно, после такой подсказки игрок № 1 высморкается это хороший знак, говорящий, что партнеры на правильном пути, но все же это не то, что нужно. Игрок № 2 может продолжить: "Ты ни разу мне не говорил, что у тебя аллергия на цветочную пыльцу". Если после этого игрок № 1 чихнет, то партнеры выиграли этот этап и награждаются аплодисментами.

После этого игрок № 2 намекает на следующее действие, которое было загадано: "Я верно запомнил, что ты по знаку зодиака Лев?" Обязательно укажите на то, что успех всего предприятия зависит от обоих партнеров в равной степени. Игрок № 1 должен действовать как можно более спонтанно и неординарно и стараться угадать то, что ему нужно сделать.

  1. Если зрителям покажется, что игрок № 2 дает слишком прямые указания, они могут громко протестовать.
  2. Спросите на всякий случай, все ли поняли правила игры. Если это так, то первый игрок выходит из комнаты, а группа решает, что ему нужно будет сделать после возвращения.
  3. Пусть в этом упражнении поучаствуют несколько пар игроков.
  4.  

Потрясающая мимика
15 минут
Это упражнение носит юмористический характер. После некоторой I подготовки два игрока пытаются выяснить, могут ли они держать контакт при помощи "телепатической связи". Упражнение тренирует интуицию и вызывает хорошее настроение, а участвующие в нем члены группы получают возможность развить свои актерские таланты.

  1. Группа делится на пары, которые встают спина к спине. Один из партнеров задает достаточно нескромный вопрос: "Как бы ты выглядел, если бы пролил бокал красного вина на свой белый летний костюм?" После этого оба пытаются представить себе эту ситуацию и сделать подобающее случаю выражение лица. Затем они поворачиваются и демонстрируют друг другу свои смущенные, огорченные или яростные физиономии. Каждый сохраняет это выражение лица какое-то время, чтобы партнер мог почувствовать его настроение и понять характер. Потом оба партнера снова поворачиваются друг к другу спиной.
  2. Теперь другой партнер задает следующий вопрос: "Как ты выглядишь по утрам, когда ты, совершенно невыспавшийся, должен просыпаться и вставать с постели?" Оба снова пытаются представить себе эту ситуацию и поворачиваются друг к другу с невыспавшимися, "мятыми" лицами. Затем оба снова поворачиваются спинами и продолжают придумывать ситуации, в которых демонстрируется все многообразие человеческой мимики (5 минут).
  3. Это была лишь подготовка, а теперь начинается собственно игра. Партнеры договариваются о трех выражениях лица, которые должны будут передавать совершенно различные человеческие эмоции: испуг, воодушевление, ярость. Кроме того, партнеры договариваются об идентичности выражения этих эмоций мимикой, но не говорят о том, в какой последовательности эмоции будут идти. Происходит это так.
  4. Один из партнеров дает сигнал: "Внимание, готовность, начали!", и после слова "Начали!" оба поворачиваются лицом друг к другу и пытаются одновременно показать одну и ту же эмоцию.


Содержание  Назад  Вперед