Три точки


Вернувшись по следующей команде к этому предмету, возвращайтесь и к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
ТРИ ТОЧКИ
"Быстро менять: среднюю, близкую точку. Каждый раз оправдывать перемену".
Умение произвольно переключать механизмы восприятий ценный навык, помогающий управлять собой в действии.
Выберите какой-нибудь дальний объект-точку. К примеру, вон ту радиоантенну на далекой крыше за окном. Рассмотрите ее внимательно, подумайте, как ее закрепляли там, кто этим занимался.

А вам на этом месте надо установить телевизионную антенну. вообразите, как это лучше сделать.
Теперь выберите близкий объект-точку, что-нибудь из мелочей на столе перед вами. Пепельница? Да, это керамика. Вот подумайте-ка, сумеете ли сами вылепить подобную, разрисовать такими же узорами и обжечь.

Интересно, можно ли обжечь в газовой духовке?
По моей команде переключите зрение с близкой точки на дальнюю. Зрение, а значит, и мысли о предмете. Посмотрите на антенну, вспомните, на какой мысли вы остановились, когда я заговорил с вами о пепельнице...

Рассматривайте близкий объект... Дальний!.. Снова близкий!..
На первых порах надо дать достаточно времени, чтобы ученик смог собрать мысли, вспомнить, о чем думал. Потом сокращать паузы между переключениями. И наконец (не на первом же занятии) усложнить упражнение:
Введем промежуточный, средний объект-точку. Рассмотрите деталь декоративного рисунка на оконной шторе. Что вам напоминает эта абстрактная фигура?

Железнодорожный семафор? А что еще?.. Дальний!..

Средний!.. Близкий!.. Средний!..
ДАЛЕКИЕ ТОЧКИ
Упражнения с далекими точками на улице, в поле:
"В самом дальнем окне постараться увидеть, что происходит внутри комнаты".
Конечно, вам придется фантазировать, что там происходит. Но попробуйте сначала увидеть все, что возможно, а потом по увиденному дорисовать в воображении все остальное. Представьте себе во всех подробностях, что за жизнь идет в далеком окне, что там происходит именно сейчас, когда вы смотрите в окно.
"Постарайтесь разглядеть на самой отдаленной колокольне или кресте церкви есть ли на нем снег, или сидят ли на нем вороны?"
Нет колокольни? Выберите что-нибудь другое вон, видите высокое дерево вдали? А что, если бы вам поручили на верхушке этой далекой сосны устроить скрытый наблюдательный пункт? Годится это дерево?

Тогда сообразите, как там нужно будет все оборудовать, какие ветви сплести, что убрать, что добавить, чтобы расположиться там незаметно.
Для тренировки переключения с далекой точки на близкую взгляните на камешек у ваших ног. Это осколок метеорита. Вам нельзя его трогать, пока не придет начальник экспедиции.

Рассмотрите же его внимательно, сравните его мысленно с простыми камешками, найдите, чем он отличается от них.
Переключите зрение и мысль с далекой точки на близкую, с близкой на мелкую. Надо, чтобы при переключении вы мгновенно возвращались к прерванной мысли. Это совсем не так просто, как кажется.

Нужно вернуться именно к той мысли, на которой вас застало переключение. К той самой.
"Мне надо испробовать дальнобойное ружье или пушку. Выбрать самую отдаленную точку. Прицелиться, наводить мушку ружья на нее".
Считайте, что ваше феноменальное ружье бьет без промаха, а у вас ястребиная зоркость. Поместите воображаемую мишень как можно дальше к горизонту. Вторую мишень поставьте недалеко, метрах в ста от вас.

А теперь мысленно прицеливайтесь и стреляйте. Выстрел в далекую мишень, другой на сто метров, третий в далекую мишень и т. д. Оправдайте выстрелы вымыслами воображения, уловите отличие одной зрительной настройки от другой. Когда вернетесь домой, попробуйте воспроизвести далекую зрительную настройку. Стены комнаты будут мешать ей. Добейтесь, чтобы ваш взгляд и в комнате и на сцене устремлялся так далеко, как этого требуют обстоятельства вашего вымысла.

Это нужно для верного сценического самочувствия, но не всегда получается. Тренируйтесь!
ТРИ КРУГА ВНИМАНИЯ
Тренируя переключение зрительных восприятий, воспользуемся упражнениями на три круга внимания: малый, средний и большой.
Малым кругом условимся считать небольшой участок вокруг человека, ограниченный движениями его рук и ног. Если человек сидит, или стоит, погруженный в свои мысли, или идет, задумавшись, не обращая внимания на окружающее, он "в малом кругу".
Средний круг участок побольше, это может быть часть комнаты или даже все пространство небольшой комнаты.
Большой круг вся площадь нашей большой актерской аудитории. Если бы мы были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией горизонта и зависел бы от нашей дальнозоркости.
Наша задача выработать "бессознательный, механический переход от малого круга к большому и обратно". Станиславский советует: "Если заблудитесь в большом кругу, скорей цепляйтесь за объект-точку. Удержавшись на ней, создавайте себе малый круг, а потом и средний ".
Заниматься переключением объектов зрительного восприятия можно в любых условиях: в помещении или на воздухе, дома или в троллейбусе. Главное переводить себя из одного воображаемого круга в другой, расширяя или сужая поле восприятия (или "площадь внимания"). "Быть в кругу" значит прежде всего активно жить, видеть, думать в этом кругу. Содержание мыслей и степень их активности зависят от вымышленных обстоятельств действия.
При этом не надо задаваться целями "собирать внимание", "направлять" его и "укреплять". Нужно смотреть и видеть, нужно собирать мысли, соответствующие данным обстоятельствам, и укреплять эти обстоятельства новыми вымыслами воображения. Не надо "удерживать" границы внимания как нечто самодовлеющее. Нужно волевыми усилиями удерживать мысли в границах заданного вымысла, не думать о посторонних вещах, тогда не будут нарушаться и границы кругов внимания.

Наконец, "расширять круги внимания" означает расширять и изменять предлагаемые обстоятельства.
Вот пример:
Малый круг (в поле восприятия я один): "Сейчас я встану с места и попрошу разрешения выйти, потому что через пятнадцать минут в Доме кино начнется закрытый сеанс какого-то интереснейшего фильма, на который необходимо проникнуть. Как же уйти с занятий? Сказать, что болен? Вообще-то у меня в последнее время как-то странно дрожит веко. Вот сейчас дрожит или нет?

Нет? Впрочем, кажется, есть немного! Чуть-чуть.

Вот опять. А пульс, интересно, какой? Где он, пульс? Ага, поймал.

Пульс как пульс. Что ж придумать?.."
Средний круг (в поле восприятия мои ближайшие соседи): "Мы с Шуриком поссорились не на жизнь, а на смерть, вот он, Шурик, сидит тут, выдумывает "средний круг" и не смотрит на меня. Конечно, все из-за Галины. Она сидит между нами, глазеть на нее упор неудобно, но я краем глаза вижу, как она посматривает то на него, то на меня.

А я вот сейчас скажу как ни в чем не бывало: "Шурик, ты достал "Хулио Хуренито"?" Или: "Галка, билет у тебя?" А она всполошится: "Какой билет?" А Шурик будет сверлить ее взглядом. Сейчас скажу..."
Большой круг (в поле восприятия вся комната): "Сидят в аудитории, чудаки, и не знают, что наш курс выиграл "Москвича" на тот лотерейный билет, что мы нашли в вагоне, когда ездили в Кавголово. И Капа-староста не знает. И даже Ариадна Николаевна не знает.

Курсовая машина! Здорово! Ох, как завопит Мишка, когда узнает: "Я шофер второго класса, у меня права!" завопит. А Людочка прощебечет: "Папа может устроить гараж".

В аудитории мы повесим график кто когда водит машину, кто когда моет. Вон на той стене. Или на этой, у окна. В рамке..."
Пример приведен для того, чтобы отметить: зрительные восприятия играют главную роль в этом упражнении, а все вымыслы воображения исходят от реалий, окружающих меня, объективно и тесно с ними связаны. Думая на вымышленную тему, я непрерывно смотрю и оцениваю виденное, добавляя магическое "если бы". Результат активное действие, вера в подлинность моего вымысла.
И еще обстоятельства везде разные. Это нужно помнить для того, чтобы переключить и зрение, и мысль. Польза упражнения несомненна еще и потому, что тренируется умение мыслить в сценических условиях, в вымышленных обстоятельствах.

Необходимо постоянно тренировать это умение.
Сами, без моих сигналов, сидя на месте, переключайтесь из малого круга в средний, из среднего в большой, и так далее в любой последовательности. Не спешите, думайте обстоятельно. Переключайтесь сначала не быстро, но постепенно сокращайте время перехода от одного круга к другому.

Каждый раз, когда вы возвращаетесь в круг прежних мыслей, возобновляйте мысль с того, на чем вы закончили ее в прошлый раз.
Расскажите, в каких ситуациях вы побывали.
Быстро ли удавалось направить мысль по нужному пути при переключении? Что вы ощущали при расширении или сужении поля своего внимания?
ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ
Ученики сидят в двух рядах, лицом друг к другу.
Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память рассмотрите последовательно глаза всех, сидящих напротив.

Распределите время надо успеть, пока я сосчитаю до десяти, увидеть всех.
Поверните голову!..



Содержание  Назад  Вперед