Круговая кинолента


Лес... Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет:
Партизаны... Лес... Землянка...
Так накапливаются слова-кадры. Каждый ученик повторяет все слова, сказанные до него, и добавляет новое. После ученика, сидящим крайним слева, цепочку слов-кадров вновь принимает первый справа, и кинофильм продолжается.

Группа в десять-двенадцать человек может, при натренированной зрительной памяти, довести фильм до ста кадров.
Слово это как бы название картины, которая видится вашему воображению. Поэтому сначала надо увидеть картину, потом назвать ее словом. Каждый раз, при каждом повторении вы ли говорите или ваш товарищ, прокручивайте киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину.
Начинающие часто механически запоминают слова. Иногда они невольно связывают слово с человеком, назвавшим его. Тогда ученик вспоминает слово за словом, глядя на товарищей в какой последовательности они сидят.

Надо сразу же предостеречь учеников от такой ошибки. Главное в упражнении непрерывная логическая последовательность кадров-событий, непрерывность внутреннего видения, произвольное переключение с одного видения на другое.
У каждого ученика складывается свой рассказ. "Партизаны, лес, землянка", в этом начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, бой и захват позиции противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда весьма неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, "не укладывается", не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении каждого. Протесты не должны приниматься.

Здесь действует принцип: "Авторское слово закон!" Каждое, даже самое неудобное, слово нужно оправдать. Так же как и в будущем артистам нужно будет найти оправдание и объяснение каждому авторскому слову в тексте пьесы и каждому событию в ее сюжете.
Идет по кругу кинолента, прибавляются кадры фильма. Остановимся на минуту:
Опишите, как вы видите кадрик "землянка".
КРУГОВАЯ КИНОЛЕНТА
Упражнение для индивидуального тренинга непрерывности внутренних видений и переключения.
Определите сюжет будущего короткометражного фильма и соберите киноленту из нескольких кадров-событий. Теперь надо склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг событий. Например:


  • Первый кадр медвежонок вы видите мохнатого головастого малыша, который стоит на полянке, с любопытством разглядывая все вокруг.

  • Второй кадр дупло вы видите дупло в кряжистом стволе липы и пчел, которые влетают и вылетают из этого дупла.

  • Третий кадр вкусный запах вы видите, как медвежонок принюхивается, бежит к липе, взбирается по ее стволу...

  • Четвертый кадр пчелы вы видите, как их становится все больше, как они кружатся над головой медвежонка, пока он просовывает в дупло свою лапу...

  • Пятый кадр медведица вы видите, как спешит на помощь малышу его косматая мамаша...

  • Готово? Теперь крутите непрерывно эту ленту на своем внутреннем экране, кадр за кадром. Не спешите, рассматривайте картинку подробнее, помогайте себе мысленной речью. Дошли до последнего кадра, до медведицы, и сразу же снова, с первого кадра ко второму и т. д.
    Постепенно надо сокращать время воспоминания каждого кадра, быстрее переключаться на следующий. Такое упражнение полезно возобновлять в памяти через несколько дней.
    Когда кинолента станет привычной и воспоминания будут легко возникать по вашему заказу, сделайте два усложнения:

    1. Включите один-два новых кадра в середину события или к концу. Учтите, что они не сразу приживутся.

    2. Попробуйте крутить ленту в обратном порядке: сначала пятый кадр, потом четвертый, третий, второй, первый, снова пятый и т.д.

    3. Видели, что получается, когда в кино пускают пленку наоборот? Ныряльщик тогда выпрыгивает из воды, летит вверх и приземляется на вышке. А что получится из вашего фильма?
      ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА
      Упражнение для тренинга переключения видений.
      Ученики в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю. Допустим, одно из них цветная репродукция картины К. Моне "Стог сена". Другое вырезанная из газеты карикатура Ю. Ганфа "Бюрократы".
      Запомните оба изображения. Крепко отпечатайте их на внутреннем экране, запомните во всех деталях. Вспомните первое... Второе... Возьмите изображения, проверьте, всё ли запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое... Второе... Первое... Второе...
      Создадим две кино ленты по мотивам этих картин. Один лирический этюд под названием "Лето". Другой мультипликационный фельетон "В конторе".
      Ученики, тренируя мгновенное переключение зрительной памяти со "Стога сена" на "Бюрократов" и с "Бюрократов" на "Стог сена", создают две киноленты видений поочередно.
      Если в полукруге находятся десять учеников, киноленты создаются, например, в таком порядке:
      1-й ученик (сидящий крайним справа): Поле.
      10-й ученик (сидящий крайним слева): Столы.
      2-й Поле. Солнечный день.
      9-й Столы. Телефоны.
      3-й Поле. Солнечный день. Стог сена.
      8-й Столы. Телефоны. Графики выполнения.
      4-й Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени.
      7-й Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.
      5-й Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.
      6-й Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав.
      Теперь две киноленты "скрестились" и расходятся в разные стороны:
      7-й Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.
      5-й Столы... и т. д.
      Каждый ученик, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвует в создании то одной, то другой в зависимости от того, с какой стороны приближается к нему очередная кинолента справа или слева.
      ГРУППОВОЙ РАССКАЗ
      В предыдущих упражнениях ученики сочиняли рассказ, пользуясь только одним-двумя словами для каждого кадра. Теперь можно расширить рамки задания сочинять, пользуясь большими фразами. На первый взгляд, это кажется более простым делом.
      Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих в полукруге учеников:
      Хлестал дождь...
      Второй повторил эту фразу и продолжил:
      Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике...
      Третий:
      Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции...
      Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников совсем несложно продолжить этот, или любой другой, рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и все станет намного сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннего контроля следить за их непрерывностью это и будет физической целью данного упражнения.
      Может показаться, что волевые усилия излишни. Ведь словесные сигналы и так накрепко связаны с изображениями: мы говорим "хлестал дождь" и при этом не можем не видеть на внутреннем экране картины дождя. Конечно, видим. Но видения эти часто не осознаются нами. Картина приобретает зримые черты только в том случае, если мы остановим на видении свое внимание... Хлещет дождь... Низкие, темные тучи, темень, косые плети воды... А еще?
      Вода бьет по голым сучьям деревьев (наверное, осень?), срывает оставшиеся листья... А еще? Вода мнет жухлую траву, бежит мутным потоком по лесной тропинке...
      Не спешите продолжать рассказ, не выдумывайте, не вымучивайте "литературную" фразу. Сперва поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда картина станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки! Так видение дождя привело нас к лесу, лес к охотникам, они к их мыслям о дороге на станцию.
      Рассказ растет, но не забудем напомнить:
      Живите в атмосфере вымысла, в атмосфере рассказа в течение всего упражнения. Вот вы сказали свою фразу, и уже ваши товарищи продолжают развивать сюжет рассказа, а вы снова и снова, с каждым новым повторением заставляйте себя видеть все картины, как только слышите слова товарищей. Заставляйте себя мгновенно переключаться с одной картины на другую.
      Обычно рассказ катится по полукругу. Возможно и усложнение: педагог называет фамилию любого ученика, и тот продолжает рассказ.
      ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ
      "Ледокол"... Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания пустите мысль свободно, "отвяжите" ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет.
      Через три минуты опрос:
      Кто на чем остановился?
      Я в лесу грибы собираю.
      Оказывается, ученик, думая о ледоколе, перешел потом к мысли о машине, она привела его на завод, затем вспомнились кадры кинохроники о заводе, сразу же другие кадры, из недавнего индийского фильма, мысль об Индии сменилась воспоминаниями о цирке (индийские артисты), потом возникло здание цирка, рядом набережная Фонтанки, где зеленеют деревья... Лес...
      Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от "ледокола" к "грибам", иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений.
      Переберите всю цепочку ассоциаций от "ледокола" до своей последней картинки.


      Содержание  Назад  Вперед