Экран внутреннего видения. Мысленное действие



2. ЭКРАН ВНУТРЕННЕГО ВИДЕНИЯ. МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Белый медведь Метафоры Слушай слово! Зримые разговоры Глокая куздра Мысленная речь Мысленные прогулки Кинолента прожитого дня Кинофильм Круговая кинолента Двойная кинолента Групповой рассказ Цепочка ассоциаций Ассоциация на привязи Видеоскоп Усложненный видеоскоп Математическая задача Логическая задача Задача Эйнштейна Путешествия Повтори! Сегодня вчера Событие в картине Собрать картину Остановись, мгновенье!

А что потом? Три картины Знакомый город Путь вслепую Лабиринт Маршруты Компас Вертушка Еще одна вертушка Сантиметр Три слова Живые образы Перевертыши Антимир Вспомнить лицо! Воображаемый круг Мысленные действия Как я это делал? Двигаться не двигаясь Пояснение к следующему разделу
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Лев Толстой в своих неоконченных "Воспоминаниях" рассказал об игре, придуманной его братом Николенькой. В условиях игры было "стать в угол и не думать о белом медведе". Он пишет: "Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о белом медведе".
Хороший материал для тренинга мысленного действия, внутреннего видения и воображения!
Я говорю "белый медведь". Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его белого медведя!

В нашей памяти многие слова и словесные сочетания накрепко соединены с их зрительными изображениями. Думайте о белом медведе, прошу я, и вам легко исполнить мою просьбу, потому что слова о "белом медведе" (вот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной.
А если я попрошу "не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!" сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли. Белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти слова. Как же избавиться от белого медведя?

Единственный способ думать о чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. "Не думайте о белом медведе! говорю я, а вы в этот самый момент заставляете себя думать о черной собачонке, и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться.
Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке.
Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли это тоже слова, только невысказанные. Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью.
Слово манок видения. Всякое ли слово?.. "Река"! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определеннее "Нева"!

Все увидели Неву, но ясности в картинах может и не быть. Скажу совсем конкретнее набережная Невы у Зимнего, напротив Петропавловки... Вот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущих.

Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение.
МЕТАФОРЫ
"В каждом слове бездна пространства, писал Н. В. Гоголь, каждое слово необъятно, как поэт".
"Гаснут"... Что вы увидели на своем внутреннем экране?
Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.
Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.
Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще останавливается, не может двигаться.

Уходят силы.
Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг люди, встречи, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет.

Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.
Метафора в этом упражнении повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым для развития фантазии.
Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как "кипит", бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая (кипит работа), горячее выступление на митинге (кипит гнев) и т. д.
СЛУШАЙ СЛОВО!

    Слова
    у нас
    до самого важного в привычку входят,
    ветшают, как платье.


Иное слово раскрывается, когда дойдешь до первоначального его смысла, до отгадки, как оно было "изобретено". Так, слово "пленительный" вновь оживет в сознании, превратится из штампа в свежее видение, как только угадаешь его происхождение от слова "плен", когда поймешь, что "пленен тобой" означает "взят тобою в плен". И уже не надо заниматься дальнейшими этимологическими изысканиями, потому что слово "пленительный" раскрылось в живом образе.

Слово стало наполненным.
"Наполненным"... Раскрыв образный смысл этого слова, оживите в воображении всю фразу "слово стало наполненным".
Подобные задания отнюдь не дублируют предмет "сценическая речь", они как бы перекидывают мостик между "речью" и "мастерством актера". Полезно время от времени останавливать внимание ученика на каком-нибудь слове или обороте. Любой образный оборот таит в себе уроки воображения.
"С плеч долой!" это вы об экзамене сказали? А как бы вы сказали, если бы сами, впервые, вот сейчас придумали этот оборот? Ведь когда-то придуманы же были эти слова впервые!

Может быть, они звучали еще до Грибоедова, который устами Фамусова произнес: "Подписано, так с плеч долой"? Представьте же себе тяжелую, утомительную ношу, кладь на ваших плечах, которую не терпится скинуть. А уж когда скинул как выпрямились уставшие плечи!..
ЗРИМЫЕ РАЗГОВОРЫ
Мы видим все, о чем нам рассказывают. Только не всегда осознаём эти видения. Или осознаём их отрывочно, редкими клочками картин. Надо упражняться в непрерывности видений.

Воспитайте в себе такую привычку: когда слушаете какой-нибудь рассказ, старайтесь видеть непрерывно все, о чем слушаете.
Цепкость внутреннего зрения должна быть такой, как у болельщиков футбола, когда они слышат по радио взволнованный голос Озерова: "...Воронин в центральном кругу... Он отдает мяч Паркуяну... Тут же Малафеев, но за ним неотступно следует защитник Зекенбауер... Сабо еле ходит, у него сильно повреждена нога..." Мы слышим радио: "...так возникла тайна захоронения фараона Тутанхамона..."
Как? Тутанхамона?..
Да не обидятся на нас историки, раз уж мы треплем это имя, но мы оправдываем себя тем, что он был фараоном, а значит, вряд ли был, хорошим человеком.
Тутанхамон? Прислушайтесь к слову: "Тут... АН... Хам...

Он!" Как неприятно!.. А какое видение?
ГЛОКАЯ КУЗДРА
Это упражнение на развитие фантазии. В нем использована искусственная фраза, придуманная академиком Л. В. Щербой.
Запишите эту фразу: "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка". На каком это языке? На языке фантазии. Присмотритесь к записанным вами словам, разберитесь в смысле.

Что произошло, какое событие?
Правильно. Какая-то "куздра" (впрочем, сказано, что она "глокая") взяла да "будланула" какого-то "бокра". Как она его "будланула"? Да, "штеко"!

Возможно, даже очень "штеко", "штекее" некуда! А потом чем занялась? Напала на "бокренка" (видимо, это детеныш "бокра") и "курдячит" его!
Появляются какие-нибудь видения? Да, поразительная вещь: слова ничего не значат, нет таких слов, а видения появляются! Расскажите, у кого какая "куздра"!

А "бокр" с "бокренком" какие?..
Чем она его "будланула"?.. По-вашему, "будлом"? Большой у нее "будл", острый?

А по-вашему, она его "будланула" сначала "каблой", а потом стала "утрябить выктой"? Возможно...
Если ученикам знакомы упражнения на артистическую смелость (звери, игрушки и т. д.), можно даже выпустить на площадку одну "куздру" за другой пусть они "будлают бокра и курдячат бокренка". Наверное, все "куздры", "бокры" и "бокрята" будут разными. Так и должно быть!
Расскажите, что за событие происходило на площадке. Как все началось? Где все это происходит?

Ах, на "ампанке"?..
МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ
Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробности в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: "Вышел из парадной.

Какое было утро? Серенькое. На небо посмотрел облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которые их крупой подкармливают. (Бормочу, а сам вижу все это.) Теперь весь перекресток разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались. (Бормочу, вижу, а сам иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, посмотрел машинально налево, не идет ли трамвай.)
Мысленная речь поможет впоследствии на уроках актерского мастерства перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировка мысленной речи начало отработки мысленного и словесного действий.
Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.
Вспомните самое важное событие, которое заинтересовало вас во вчерашней газете. О чем вы думали, когда читали? Что видели?
Вспомните самое важное для вас событие вчерашнего дня. В каждом дне среди множества малых эпизодов можно найти и наиболее важное, определяющее вашу дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?
Вспомните какой-нибудь эпизод из последнего фильма, который вы смотрели.



Содержание  Назад  Вперед