Рассмотрите людей


Девять! Десять! Не закрывайте глаз, только отвернитесь.

Первый слева, рассказывайте. Остальные проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.
Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа самый темноглазый. Не смотрите на них отвернитесь.
Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите...

4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!
Что нового?
Проверяя степень развития наблюдательности, педагог спрашивает у учеников в начале урока:
Что нового заметили вы сегодня в нашей аудитории?
Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?
Что нового сегодня в одежде товарищей? Кто в другом платье? В других туфлях?
Вспомните, что нового вы увидели сегодня на улице, когда вышли из дома?
РАССМОТРИТЕ ЛЮДЕЙ!
Задание: "Рассматриваю двух людей, отыскивая в них сходство или различие".
Каждый сидящий в этом полукруге пусть рассмотрит своего правого и левого соседа. Ничего похожего? А вы присмотритесь.

Начните с поисков сходства. Волосы разных оттенков, но одинаково тонкие, мягкие. А вот более жесткие, длинные.

Руки у одного широкая и короткая ладонь, у другого узкая, но обратите внимания на форму ногтей, на рисунок луночек они очень похожи. Продолжайте поиски... Подумайте о характерах, об особенностях поведения.
Для чего вы рассматриваете их? Ах, вот что хотите одному из них поручить роль другого в капустнике? А вы для чего рассматриваете?..
Задание для всех: наблюдая на улице за двумя собеседниками, отыскать, в чем они схожи друг с другом внутренне и внешне, несмотря на все их различия, и в чем именно состоит различие между ними внешнее и внутреннее, по характерам.
БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА
Найдите новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный завод...

Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки, пофантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в "биографии спичечного коробка" от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии последовательно, от начала до сегодняшнего дня.
Вам будет легче понять, как его делали и какой путь он прошел, если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу заметным, вы найдете следы биографии.
Вот теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его и опишите нам.
Возьмите другой коробок с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу между ними!
Для чего понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в жизни заставить вас делать это?.. Ах, вы коллекционируете этикетки?
БИОГРАФИЯ ПОПУТЧИКА ИЛИ ПРОХОЖЕГО
Одно из индивидуальных упражнение, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения.
Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям внимательнее; по деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, разгадайте человека!
Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины жизненного поведения. Конан-Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: "Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию.

Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки по таким мелочам можно угадать его профессию..."
Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает с детьми, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
Время от времени ученики рассказывают на уроках о самых интересных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии обязанность рассказчика.
Но вот ученик очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал в автобусе.
Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания?
А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил?
Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет.
А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил деньги?
А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельства?..
Наблюдательность это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Вот Гоголь в "Мертвых душах" вспоминает о привычках своей юности (пусть длинна цитата, зато она исчерпывающе иллюстрирует эту внутреннюю потребность наблюдать и фантазировать):


"...Мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли это деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд... ничего не ускользало от свежего тонкого внимания, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними. Уездный чиновник пройди мимо я уже и задумывался: Куда он идет? на вечер ли к какому-нибудь своему брату, или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ранний ужин, с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем будет веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах, или мальчик в толстой куртке, принесет уже после супа, сальную свечку в долговечном сальном подсвечнике. Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика... старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам, или хмурен как сентябрь в последних числах..."
Многим людям свойственны такие мечтания. Но для художника они не просто проявление любопытства, а насущно необходимый материал для творчества.
БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ
После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего полезно посвятить урок общему разбору "биографии по портрету".
Лучше взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, "Вдовушка" П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели "Мусоргский" И. Репина.
Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи, близкую нам по времени.
Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на уроке помогут в дальнейшей самостоятельной работе учеников по наблюдению за случайными попутчиками и прохожими.
БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий.
Задание такое:
Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь только к его походке. Глядя, как идет человек, догадайтесь какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.
Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами. Вас непременно увлечет это занятие.
БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ
Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие "способов смотреть", если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства в способах смотреть ни у одного человека.

Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом своеобразие каждого взгляда. Очень увлекательно!
Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними). Подумайте при этом почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие?

Как относитесь к нему? О чем думаете в это время?.. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с окружающим миром.
Послушаем английского актера Лоуренса Оливье: "Смотреть и разглядывать одно из моих самых любимых занятий, и уж что-что, а детали я, слава Богу, запоминаю неплохо.



Содержание раздела