Сотрудничество


СОТРУДНИЧЕСТВО
Буквенная хореография
5 минут
В этом упражнении запрещено разговаривать и обмениваться друг с другом знаками. Задача участников скооперироваться и создать из своих тел огромные буквы.
Отставьте в сторону столы и стулья, чтобы освободить место.

  1. Участники получают задание они должны своими телами изобразить буквы, которые вместе составят слово из трех-четырех букв. Слово предлагает ведущий группы.
  2. Не разговаривая и не обмениваясь знаками, все игроки образуют буквы предложенного слова одну за другой, так чтобы слово можно было прочесть постепенно.
  3. Когда группа справится с этим заданием, предложите ей сложить еще несколько слов, причем это надо делать как можно быстрее. Засекайте время, необходимое участникам для выполнения каждого задания.

Замечания
Если Вы работаете с очень большой группой, поделите ее на две команды, которые могут соревноваться в скорости составления слов.
272 Фопель К. Создание команды
Зеркало и антизеркало
5 минут
Это классическое упражнение на взаимодействие в паре. При богатой фантазии у членов Вашей группы, упражнение, несомненно, доставит удовольствие. Не удивляйтесь, если будет много смешных конфузов.

При нечетном числе игроков, примите участие в упражнении сами.

  1. Участники разбиваются на пары, и партнеры встают друг напротив друга. Один из них медленно совершает различные движения, а второй по возможности синхронно повторяет их как в зеркальном отражении.
  2. При этом нужно соблюдать следующие правила:
  • Партнеры не должны касаться друг друга.
  • Все движения должны совершаться в замедленном темпе.
  • Ноги не должны отрываться от пола.

Через 2 минуты партнеры меняются ролями.
3. Во втором круге идет игра в антизеркало. Это означает, что если пер-
вый игрок взмахнул правой рукой, то второй должен сделать это не
левой, как при зеркальном отображении, а тоже правой рукой, и т. д.
Как дела? Спасибо, хорошо
10-15 минут
П
усть Вас не обманывает игровая форма этого упражнения. В нем участники должны выполнить довольно сложное задание, имея при этом весьма ограниченные возможности для взаимодействия друг с другом. Упражнение демонстрирует степень развития кооперации внутри группы, умение членов команды замечать и понимать особенности других людей. Сможет ли группа согласованно и без предварительных договоренностей установить правила?

Сможет ли спокойно и организованно решить поставленную задачу? Будет ли действовать терпеливо и уверенно? Больше всего это упражнение подходит для групп численностью де-сять-пятнадцать человек.
Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить достаточно места.

  1. Участники закрывают глаза или надевают повязки. Все встают в ряд плечом к плечу и поворачиваются лицом к ведущему. Вы при этом должны что-то говорить, чтобы участникам было легче определить Ваше местонахождение. После этого участники рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номер.
  2. Если группа до этого не выполняла упражнения подобного типа (когда участники действуют с закрытыми глазами), кратко расскажите о технике безопасности. Обязательно сообщите участникам, что Вы лично будете следить за их безопасностью. Взаимное доверие является необходимым условием выполнения этого упражнения.
  3. После того как все закрыли глаза, встали плечом к плечу и запомнили свой личный номер, переходите к следующему шагу. Каждый участник пытается запомнить звучание голоса своего соседа. Делается это следующим образом. Каждый спрашивает у своих соседей слева и справа: "Как у тебя дела?" Соседи отвечают: "Спасибо, хорошо". Пусть участники проделают эту процедуру несколько раз, чтобы лучше запомнить голос соседа это необходимо для решения задачи.
  4. Теперь участники начинают с закрытыми глазами ходить по комнате, держа руки перед собой в позе безопасности (на уровне груди, ладонями наружу).
  5.  

5. Когда все перемешались, дайте команду остановиться и оставаться на
своих местах. А теперь Вы можете рассказать участникам, в чем будет
заключаться их задача: они должны с закрытыми глазами встать в пер-
воначальном порядке плечом к плечу. Игроки могут разговаривать,

но ограничиваться при этом всего двумя фразами: "Как у тебя дела?" и "Спасибо, хорошо". Каждый теперь должен вспомнить звучание голоса своих соседей слева и справа, чтобы встать на прежнее место.
6. Скажите участникам, что уже несколько групп выполнили это упраж-
нение успешно и что Вы не будете ограничивать игроков во времени.
Когда все решат, что выполнили задание, пусть каждый произнесет
вслух свой номер. Если номера идут по порядку, то участники дей-
ствительно благополучно справились с задачей.
Трехликий эксперт
10 минут
Игра стимулирует способность к импровизации, внимание к словам другого и при этом развивает доверие. Выбирается эксперт и публика просит его ответить на возникшие вопросы. Этот эксперт будет "трехликим" его составят трое игроков, которые будут отвечать на вопросы, но говорить смогут только по очереди и по одному слову.

  1. Группа садится полукругом, трое желающих встают напротив в ряд. Каждый из них получает свой номер: 1, 2 или 3.
  2. Прокомментируйте ситуацию в жанре конферанса: "Я хотел бы предложить вашему вниманию сенсацию трехголового эксперта по всем вопросам. Вы действительно сможете задать ему любые интересующие вас вопросы. Вопрос может быть серьезным, например: "Как стать лучше, чем я есть?" или совершенно пустяковым: "Как есть булочки в постели, чтобы меня потом не беспокоили крошки?" Эксперт ответит на каждый вопрос, причем задействуя все три головы. Каждая голова будет произносить по одному слову. Одна из голов начинает, вторая продолжает, затем третья, и так дальше, пока предложение не будет закончено. Начать отвечать может и игрок номер 3, тогда продолжает игрок номер 1 и т. д.".
  3. Эксперты произносят по одному слову, не заботясь о том, каким может получиться окончательный ответ. Они должны просто говорить друг за другом, следя, правда, за тем, чтобы ответ попадал в тему. Каков вопрос, таков ответ: ответы могут быть такими же невразумительными или, наоборот, вполне внятными, как и вопросы в зависимости от того, позволяет ли это тема. Хороший эксперт помнит об уже сказанных словах и выдерживает общий тон и интонацию ответа.
  4. Когда ответ закончен, трехголовый эксперт произносит загадочно: "Пожалуйста, следующий вопрос". Это предложение, в отличие от остальных, произносится всеми тремя головами одновременно.
  5. Определите для каждой команды по три вопроса. Затем выходит следующий "эксперт".

Семь предпосылок
60 минут
В этом упражнении, как и в других, приведенных в этой главе, участ-никам требуется умение договариваться.

  1. Участники разбиваются на небольшие группы (по пять-шесть человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждая команда составляет список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др. (15 минут.)
  2. Теперь каждая команда должна проранжировать все эти качества по их важности для работы в коллективе (30 минут).
  3. После этого команды сходятся вместе и представляют результаты своей деятельности. Задайте участникам следующие вопросы:
  • Насколько быстро и слаженно они смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • 0 каких качествах спорили долго?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно, чем вы это сделали?
  • Научились ли вы чему-нибудь новому в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Принципы коммуникации
45 минут
Участники работают в небольших командах, которым предстоит в ходе дискуссии выстроить в иерархическом порядке принципы успешного общения.

  1. Каждый участник получает копию приложения к этому упражнению. Сначала необходимо самостоятельно составить иерархический список важных для коммуникации качеств. Наиболее важное качество получает номер 1, второе по важности номер 2 и так далее до номера 8. Помимо этого, каждый участник отмечает те принципы, которыми руководствуется он сам (10 минут).
  2. После выполнения этого задания группа делится на небольшие команды по четыре-пять человек в каждой. Каждая команда составляет единый список. Для того чтобы список не получился абстрактным, команды руководствуются следующим вопросом: если бы нам пришлось долгое время работать вместе, то какие принципы мы положили бы в основу нашего сотрудничества? (30 минут.)
  3. После этой работы все команды собираются вместе, и каждая представляет результаты своего творчества, кратко поясняя ход и особенности процесса дискуссии.
  4.  

Приложение к упражнению "Принципы коммуникации"



Содержание  Назад  Вперед