Караван


Жажда объединения
15 минут
Если Вашим участникам нужно взбодриться, потому что они вчера ве-чером поздно легли спать или были на напряженном заседании, то это вполне подходящее упражнение.
Материалы
Для поддержания теплой игровой атмосферы Вам понадобятся легкая ритмичная музыка и для каждого участника большой разноцветный, туго надутый воздушный шар, который сможет выдержать нажим. Оставьте пару шаров про запас.

  1. Сначала включите музыку. Каждый участник надувает свой шар и завязывает его. Держа шары обеими руками, игроки плавно перемещаются по комнате.
  2. Для перехода к следующему этапу можно сказать группе о том, что все игроки могут объединяться друг с другом. Участники образуют пары следующего вида: два человека один за другим идут по комнате, связанные воздушным шаром, идущий впереди игрок держит свой воздушный шар в руках, идущий сзади держит шар у груди, стараясь так близко следовать за первым, чтобы шар упирался тому в спину. Когда это положение будет принято, второй игрок вытягивает руки в стороны. Теперь оба игрока являются одной командой и должны так согласовывать свои движения, чтобы связывающий их шар не упал на пол (30 секунд).
  3. Объединение продолжается. Две пары сливаются в квартет и идут цепочкой по комнате, связанные воздушными шарами. Игроки удерживают шары на месте без помощи рук только спиной впереди идущего и животом следующего за ним игрока. Пусть квартеты ходят по комнате туда-сюда, стараясь попасть в ритм музыки (1 минута).
  4. На этом этапе объединяются уже два квартета. Техника та же. Когда по комнате передвигается такая сложная конструкция, то не уронить шары на пол становится все более сложно, потому что участникам тяжелее согласовывать свои движения (1 минута).
  5.  

5. Через некоторое время (в зависимости от количества игроков) группа становится единым организмом, связанным воздушными шарами. Пусть игроки походят по комнате еще немного. В конце все могут встать в круг, где каждый будет связан воздушным шаром с другим участником и даже шедший первым человек сможет уже не держать шар руками.
Караван
15 минут
В этом упражнении участникам снова понадобятся воздушные шары, но в отличие от предыдущего упражнения здесь задача сложнее, и для ее решения группа должна действовать еще четче и слаженнее. Приготовьте для каждого игрока воздушный шар и соорудите в комнате полосу препятствий. Из четырех стульев и стола можно построить мост, под которым игроки должны будут проходить.

Предпочтительная высота препятствия 1,3 м. Два положенных рядом ящика из-под прохладительных напитков будут "скалами", на которые участникам предстоит взбираться. Можно придумать еще какие-нибудь препятствия например, поставить три стула на расстоянии около 1 м друг от друга, чтобы игроки могли пробираться между ними.

  1. Каждый надувает свой шар и завязывает его. Затем все игроки встают друг за другом, держа шары между своим животом и спиной впереди стоящего, не помогая себе руками. Чтобы увеличить сложность упражнения, поставьте условие: игроки не могут касаться друг друга, контакт возможен только через шары. Когда все встали на свои места, караван начинает двигаться по комнате, в первый раз минуя полосу препятствий. Участники тренируют слаженность и синхронность движений, правильное давление на шары и, возможно, разрабатывают какие-то свои собственные сигналы и условные знаки.
  2. Скажите участникам, что теперь они должны преодолеть полосу препятствий, не прикасаясь друг к другу и не роняя шары на пол. Особо отметьте, что во время игры разрешается разговаривать.
  3. Прежде чем караван отправится преодолевать препятствия, группа сама устанавливает правила, которые будут действовать, если шар упадет на пол:
  • Нужно ли начинать путь сначала?
  • Куда должны встать те два игрока, у которых упал шар, в начало или в конец шеренги?
  • Можно ли одному из двух игроков поднять шар так, чтобы остальные игроки не растеряли свои?
  • Нужны ли еще какие-нибудь правила?

4. Когда караван отправится в путь, группа будет предоставлена сама себе. Если цепочка часто разрывается, Вы можете предложить участникам провести краткое обсуждение стратегии. Когда караван преодолел последнее препятствие, достигнув "оазиса", то все садятся вместе и подводят итоги игры:

  • Кто взял на себя роль руководителя?
  • Довольны ли вы тем способом, которым группа решила задачу?
  • Какие из препятствий преодолеть было сложнее всего?
  • Что помогло группе решить задачу?
  • Что усложняло решение задачи?

(Варианты ^
Если у группы после этого занятия поднялось настроение, участники довольны и игрой, и итогами, Вы можете предложить небольшое дополнительное упражнение. Ведь в комнате находится множество воздушных шаров. С их помощью участники могут решить проблему страха перед "взрывами" и дать выход собственной агрессивной энергии.
Игра называется "Фейерверк". Группа встает в тесный круг, держа между собой шары, как в предыдущей игре. Каждый кладет руки на плечи или талию своего соседа спереди.

Теперь каждый должен точно определить степень нажима на шар, чтобы он лопнул. Когда все готовы, участники кричат: "Фейерверк!" и пытаются всеми силами "взорвать" шарики. Это не так-то просто...
Транспортная проблема
30 минут
Еспи Вы занимаетесь в большой комнате, можно провести это упражнение прямо там же, но в хороший день стоит выйти на улицу и най-
ти для игры лужайку или другое подходящее место.

  1. Вы рассказываете о задании: вся группа должна переместиться на расстояние 20 м от того места, на котором она стоит.
  2. Обратите внимание на следующие правила:
  • Задание считается выполненным, только если участники перемещаются парами, причем один из них несет другого.
  • Тот, кто переносил своего товарища, возвращается к стартовой черте, и другой игрок несет уже его самого.
  • Единственный игрок, которго не несут последний оставшийся на старте.
  • Если во время транспортировки игрок падает на землю, то он вместе со своим партнером возвращается на старт и начинает все сначала.
  • Группа сама определяет, кто кого несет и в какой последовательности.
  1. У группы есть 10 минут, чтобы спланировать весь процесс. В это время не разрешаются пробные попытки планирование проходит теоретически.
  2. Подведите итоги:
  • Как проходило планирование?
  • Хватило ли группе времени?
  • Обсуждались ли альтернативные варианты преодоления дистанции?
  • Устраивала ли лично вас выбранная стратегия?
  • Какой была атмосфера во время планирования?
  • Как проходила транспортировка? Наблюдались ли опасные ситуации?
  • Какой была атмосфера во время перемещения?
  • Что нужно будет изменить, если эксперимент придется повторить.

Высокая скорость
20 минут
Для успешного выполнения этого упражнения группа должна эффективно и слаженно работать, задействуя всю свою творческую энергию и изобретательность. Желательно, чтобы размер группы не превышал пятнадцати человек.
Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.
Материалы
Вам потребуется предмет, который можно будет перебрасывать от одного игрока к другому, например, мягкий мяч или свернутые шерстяные носки, а также электронный секундомер, который может отсчитывать сотые доли секунды.

  1. Игроки образуют большой круг, стоя на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый поднимает одну руку вверх. Мяч перебрасывается от одного игрока к другому. Тот, кто получил мяч, опускает руку. При этом каждый старается запомнить, от кого получил мяч и кому сам его бросил. Порядок передачи мяча впоследствии нельзя будет нарушать.
  2. Дайте участникам побросать мяч некоторое время, чтобы все вошли в темп игры.
  3. Теперь начинается игра, в которой участники будут соревноваться с самими собой. Первый игрок, в руке у которого мяч, громко кричит: "Начали!", прежде чем бросить мяч другому. Когда мяч получил последний игрок, он кричит: "Стоп!" Измерьте время между двумя этими сигналами.
  1. Теперь спросите группу, на сколько секунд она готова улучшить свой результат. Дайте группе время, чтобы обговорить стратегию.
  2. Если группе на первый круг понадобилось 12 секунд, тогда новая цель может быть, например, 9 секунд что вполне реально, даже если участники еще не поднаторели в игре.
  3. Побуждайте группу от круга к кругу улучшать свое достижение, но не помогайте ей. Ваша задача состоит именно в том, чтобы подбадривать игроков. Скажите, что наилучших результатов группа добьется тогда, когда освоит совершенно новые способы решения задачи.
  4. Лучший результат, который может быть достигнут, выглядит примерно так: участники встают в круг в том порядке, в котором они получали мяч. Если раньше игроки бросали его друг другу через весь круг, то в этом случае они могут просто передавать мяч соседу, быстро и легко. (Перемена мест участников не запрещена правилами!) Это решение может быть еще более оптимизировано, если игроки вытягивают руки в центр круга так что получается своеобразная площадка из рук, где мяч просто перекатывается с одной ладони на другую.


Содержание  Назад  Вперед