Развитие доверия


РАЗВИТИЕ ДОВЕРИЯ
Бутылочка
30 минут
Это упражнение развивает коммуникативные навыки, необходимые для выполнения других упражнений. В его основе лежит старая детская игра.
Материалы
Стеклянная пустая бутылка.

  1. Вся группа садится в круг, в центр круга ведущий кладет заранее приготовленную бутылку.
  2. Один из участников (все равно кто) выходит в центр круга, где лежит бутылка и объявляет задание: "Тот, на кого сейчас укажет бутылка, должен будет нам рассказать о том, чем он особенно гордится". Затем он раскручивает бутылку и ждет, пока та остановится и покажет на кого-нибудь. Участник, на которого оказывается направлено горлышко бутылки, должен выполнить задание. Затем он выходит в центр круга, дает свое задание, раскручивает бутылку и т. д.
  3. Поощряйте такие задания, которые облегчают и углубляют знакомство участников между собой. Приведите несколько примеров:

Тот, на кого укажет бутылка, должен:

  • сказать, каким было его первое впечатление обо мне (имеется в виду тот, кто спрашивает);
  • сказать, пришел ли он сюда по собственному желанию или его кто-то направил;
  • сказать о том, мешает ли ему своим присутствием какой-либо член группы;
  • сказать, готов ли он еще принимать участие в подобных мероприятиях.

4. Задания могут заключать в себе не только просьбы рассказать о чем-либо, но и показать. Например, можно попросить участника:

  • пройти через комнату, как прошел бы слепой;
  • изобразить какого-нибудь человека, которого многие знают;
  •  
  • сделать массаж спины своему соседу слева;
  • подмигнуть и улыбнуться кому-нибудь из участников доверительной улыбкой и т. д.

Замечания |
Подобные задания пробуждают творческую энергию участников и помогают им развивать в себе такие качества, как доверие. Команда, участники которой могут играть друг с другом, обычно бывает способна и к серьезной совместной работе.
Разожми кулак
15 минут
Эта игра рассчитана на двух человек. При этом оба, как правило, нео-жиданно хорошо узнают друг друга. Они могут многое увидеть в своем партнере: его восприимчивость, особенности поведения, прямоту или скрытность, склонность к манипулированию, стиль поведения в конфликтах.

Это упражнение является классическим, но оно не потеряло своей значимости. Оно очень простое и при этом предоставляет неожиданно широкие возможности узнать друг друга.

  1. Попросите группу образовать пары: "Найдите кого-нибудь, кто вам интересен или о ком вам трудно составить впечатление".
  2. Партнеры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто Б.
  3. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он выбирает любое средство (словесное или физическое воздействие), которое кажется ему подходящим, и пробует применить его, а партнер А решает, хочет ли он оказать сопротивление, как долго он будет это делать и когда он уступит партнеру.
  4. После этого партнеры меняются ролями. Теперь Б сжимает руку в кулак, и А пытается этот кулак разжать.
  5. Когда пара проделала эти действия, вся группа собирается вместе и обменивается опытом:
  • Какие средства только усиливали сопротивление?
  • Какие средства можно отметить как тактичные?
  • Пытался ли кто-нибудь проверить, как партнер реагирует на стресс?
  • Не отказался ли кто-нибудь выполнить задание, потому что оно показалось ему смешным или неестественным?
  • Играло ли какую-либо роль личное доверие партнеров друг к другу?
  • Как бы вы оценили атмосферу доверительности в группе в целом?
  • Есть ли среди членов группы кто-нибудь, с кем бы вы охотно повторили это задание?

Сквозь игольное ушко
10 минут
Цель этого упражнения воспитать у членов группы доверие к себе и другим, действовать внимательно по отношению к окружающим, никоим образом не оскорбляя их чувств.
Отодвиньте стулья и столы к стенам, чтобы в комнате было достаточно места.
1. Попросите участников равномерно разойтись по комнате. Скажите, что Вы хотели бы предложить им несложный эксперимент, который, тем не менее способен резко поменять их отношение к кому-либо из группы. Участники должны закрыть глаза.

  1. Скажите группе, что Вы будете видеть каждого из них и будете следить за тем, чтобы все соблюдали правила. Пусть игроки примут "позу безопасности": руки на уровне груди, ладонями наружу (это необходимо, чтобы столкновение не привело к травме).
  2. С закрытыми глазами игроки начинают медленно ходить по комнате и пытаются определить, что происходит вокруг: приближаются ли они к другим игрокам, идут к стене, туда, где находятся окна, столы и стулья, и т. д.


  1. Каждый должен пытаться увернуться от столкновения с другими людьми. Чтобы это получилось, движения должны быть медленные и точные (2-3 минуты).
  2. Теперь попросите игроков открыть глаза и определить, соответствует ли их реальное местонахождение в комнате тому, которое они представляли себе с закрытыми глазами.

5. Это была подготовка. Теперь начинается собственно эксперимент. Группа становится в круг.

Каждый снова закрывает глаза и ставит руки перед собой, принимая защитную позу. Задание состоит в том, чтобы все участники одновременно попытались достичь противоположной им стороны круга. Разумеется, что при этой попытке в центре круга очутятся сразу много людей. Задачей каждого становится пройти че
рез эту толпу, не наступив никому на ноги и ни с кем не сталкиваясь. Тот, кто достигает противоположной стороны круга, останавливается там, повернувшись лицом в центр круга и открыв глаза.

  1. Когда группа выполнит это задание, можно повторить его. Упражнение считается успешно завершенным, только если все участники группы выполнят задание без сильных столкновений друг с другом.
  2. В конце упражнения задайте следующие вопросы:
  • Что вы чувствовали во время упражнения?
  • Насколько вы могли доверять другим членам группы?
  • Выросло ли доверие членов группы друг к другу после выполнения этого задания?
  • Были ли критические ситуации во время выполнения задания?
  • Как вы ориентировались в пространстве?
  • Как вы охарактеризуете успехи всей группы?
  • Постоянно ли у вас были закрыты глаза или вы иногда открывали их?
  • Пригодится ли вам опыт этого эксперимента в вашей профессиональной деятельности?
  •  

Наша группа
30 минут
Это достаточно необычное упражнение, больше похожее на ритуал. Участники должны уже быть знакомы друг с другом, но упражнение поможет углубить знакомство. К тому же оно может помочь по-новому взглянуть на внутренние отношения в группе, прочувствовать энергию участников, отметить новые темы и задачи для дальнейшей работы.

Лучше всего, если группа не будет слишком большой примерно 8-10 человек.

  1. Группа удобно располагается по кругу. Начните с настройки на работу (см. главу 5, упражнение "Касабланка").
  2. Каждый участник произносит свое имя, а остальная группа повторяет его.
  3. Теперь все закрывают глаза. Участники опять называют свои имена, остальные также повторяют его; добавляется лишь то, что каждый член группы сопровождает повторение очередного имени каким-либо движением, которое в его понимании соответствует владельцу имени, олицетворяет его.
  4. Далее следует третий круг. Снова все по очереди произносят свои имена. Но в этот раз группа уже не повторяет имена вслух, а каждый старается нарисовать мысленную картину того, какой лично ему представляется энергия говорящего. Тот, кто увидел эту картину, описывает ее вслух. Например: "Коричневый медведь, ручей в горах, прохлада и т. д.". Отведите на этот этап достаточно времени. Следующее имя и соответственно следующие картины называются только тогда, когда полностью закончено описание предыдущего.
  5. После того как была охарактеризована энергия всех членов группы, участники должны сконцентрироваться на "центре" группы и постараться представить себе взаимодействие всех личных энергий: как они соотносятся между собой, как выглядят, как двигаются. Каждый участник описывает то, что он "видит". Так постепенно образуется общая картина, которая отражает совместную энергию группы и ее действие.
  6.  

Сделайте акцент на то, что описываться должны все картины, не только красивые и приятные для окружающих. Ведь возможно, что кто-то "увидит" отрицательные черты, но это тоже очень ценно.
6. Для создания такой общей картины группы вам потребуется много времени. Иногда случается так, что группа открывает свой общий символ, задачу, цель или предпринимает воображаемое путешествие в будущее. Если участники решили, что образ группы создан, упражнение можно заканчивать.

Каждый делает три глубоких выдоха, потягивается и открывает глаза. Теперь можно обсуждать получившийся образ и его значение для дальнейшей работы.
Совместная импровизация
5 минут
Короткое упражнение, которое помогает партнерам лучше почувство-вать доверие друг к другу. Кроме того, оно развивает фантазию и помогает найти общий язык.

  1. Группа делится на пары, которые распределяются по комнате так, чтобы не мешать друг другу.
  2. Партнеры встают друг напротив друга на расстоянии руки, ступни они держат вместе эту позицию они должны сохранять на протяжении всего упражнения.
  3. Оба партнера медленно отклоняются назад.


Содержание раздела