Сафари


Но теперь тот партнер, у которого глаза открыты, старается неслышно подойти как можно ближе к другому, вплоть до того, что он может коснуться его. При этом он может обойти партнера кругом и подкрасться к нему сзади, может останавливаться и вообще делать все, чтобы оставить партнера в неведении относительно своего местонахождения. Любой из двоих может закончить игру партнер с открытыми глазами, если выполнил задачу, или партнер с закрытыми глазами, если ему очень хочется узнать, где находится другой.

Знаком для окончания игры служит сигнал "Стоп". Сафари
60 минут
Это чрезвычайно интересная версия "доверительной прогулки", ко-торая потребует от Вас как руководителя группы тщательной подготовки. (Усилия оправдают себя!) Задача, стоящая перед всеми участниками группы, необычно сложна. Упражнение является прекрасной возможностью не только справиться с личными проблемами, но и развить в себе доверие к другим.
Это упражнение должно непременно выполняться на улице, лучше всего в лесистой местности. Выберите маршрут, который покажется Вам приемлемым. Единственное условие: на пути следования должны быть препятствия поваленные или упавшие деревья, под которыми надо проползать или по которым надо проходить, балансируя; какие-нибудь препятствия, по которым надо взбираться валуны или стена.

Будьте осторожны: препятствия не должны представлять опасности для участников.
Проведение занятия на воздухе имеет большое преимущество, потому что местность участникам незнакома и препятствия создают у них чувство риска даже при отсутствии реальной опасности. Выберите маршрут таким образом, чтобы он был одинаково сложным на всем своем протяжении (это необходимо, потому что в середине пути ваши участники "слепой" и "зрячий" меняются ролями в парах). Половина пути должна занимать по времени от 15 до 20 минут.

Подумайте о том, что "слепому" нужно намного больше времени на преодоление препятствий.
Вы приводите группу к началу маршрута и даете указания:
1. Скажите членам Вашей группы, что сейчас им предстоит принять участие в сафари. Участники будут работать в парах.
2. Один из партнеров получает повязку на глаза и изображает слепого, а второй партнер будет его сопровождающим. Сопровождающий отвечает за безопасность "слепого" он должен делать все, чтобы его партнер никак не пострадал. Сопровождающий должен всегда иметь физический контакт со своим партнером, но они по взаимной договоренности могут изменить характер контакта, если им так удобнее идти по маршруту.

Они могут, например, держаться за руки, а могут положить руки на плечи друг другу (кстати, этот способ Вы можете посоветовать как более предпочтительный).

  1. Сопровождающий должен обращать внимание на эмоциональные потребности партнера.
  2. Все действия совершаются молча. Молчание можно прервать только тогда, когда партнерам грозит опасность или когда "слепому" партнеру неудобно и что-то мешает, в этом случае упражнение можно остановить или даже закончить.
  3. Скажите группе, что сафари состоит из двух частей. В первой части группа делится на две подгруппы. Спросите, какая из них будет группой сопровождающих, а какая группой "слепых". "Слепым" раздайте повязки на глаза и попросите надеть их. Сопровождающих попросите выбрать себе партнера и взять его за руку или положить ему руку на плечо. Это означает, что сопровождающий обязан теперь заботиться об удобстве и безопасности "слепого".
  4. Теперь скажите о том, что на середине пути партнеры должны будут поменяться ролями.
  5. Обратите внимание сопровождающих на то, что они отвечают за безопасность "слепых".
  6. Вы идете вместе с группой. В начале первого этапа Вы возглавляете группу. Вы должны медленно идти впереди, постоянно следя за тем, чтобы никто не отстал. Следите за тем, чтобы Ваш темп соответствовал возможностям участников.
  7. Когда все дошли до середины маршрута (конец первого этапа), дайте сигнал остановиться. Попросите всех молча подождать отставших.

10. По Вашему сигналу "слепые" снимают повязки и точно так же выби-
рают себе пару, как и в начале сафари. Сопровождающий кладет руку

на плечо "слепому". Затем начинается второй этап сафари.
11. По окончании упражнения проведите опрос:

  • Как я чувствовал себя в положении ведомого?
  • Чувствовал ли я себя уверенно?
  • Испытывал ли я в какой-нибудь момент страх?
  • Что делал мой партнер, чтобы обезопасить мне путь?
  • Каким образом "слепой" и сопровождающий общались?
  • Чувствовал ли я себя одинаково уверенно на первом и втором этапах маршрута?

Щелчок
10 минут
Как видно из названия, речь пойдет о фотоаппарате, точнее о "чело-веческой" способности запечатлевать в своей памяти те или иные картины. В эту игру лучше всего играть на улице в саду или парке, но если в Вашей комнате для занятий красиво и уютно, то можно делать это упражнение и там.

  1. Лучше, если группа будет небольшой шесть-восемь человек. Все разбиваются на пары. Играют два человека, которые решают, кто из них будет фотоаппаратом, а кто фотографом.
  2. "Фотоаппарат" закрывает глаза, и Фотограф водит его по комнате и останавливает тогда, когда увидит какой-нибудь интересный предмет или красивый вид. Фотограф поворачивает голову "фотоаппарата", чтобы объект попал в поле его зрения, и мягко тянет "фотоаппарат" за мочку уха. По этому сигналу "фотоаппарат" начинает очень быстро открывать и закрывать глаза, чтобы запечатлеть картинку. Такие короткие взгляды помогают "фотоаппарату" тренировать память.
  3. Фотограф старается найти любые виды вблизи и вдалеке.
  4. Через 10 минут оба участника обмениваются опытом (5 минут).
  • Какие картины были особенно удачными?
  • Какие картины партнеру запомнились больше всего?
  • Насколько уверенно чувствовал себя "фотоаппарат", когда Фотограф водил его по помещению?
  • Насколько полно учитывал Фотограф вкус "фотоаппарата" при выборе картин?
  • Замечает ли "фотоаппарат" что-то общее во всех съемках?
  • В чем мнения Фотографа и "фотоаппарата" расходились?

5. Во второй части занятия участники меняются ролями.
Непростое задание
30 минут
ї то упражнение является интересным групповым экспериментом, в ко-Ib^j тором все зависит не только от выбранной стратегии, но и от степени доверия участников друг другу. Участники смогут успешно выполнить это задание, если будут часто обращаться друг к другу за помощью, а это не так просто, как может показаться. Многие неожиданно для себя попадают в стрессовую ситуацию. Задание выполняется с закрытыми глазами, участники должны попытаться не впасть в панику в новом для себя положении.

Этот эксперимент отличный тест на то, насколько хорошо члены группы могут взаимодействовать друг с другом для совместного решения проблемы в ситуации, где необходимо быть терпеливым и уметь размышлять.
1. Скажите участникам примерно следующее: "Я хотел бы пригласить вас на участие в эксперименте, в результате которого вы узнаете, насколько хорошо ваша группа работает в команде. Все вместе вы будете решать проблему в необычной ситуации. Сложность заключается в том, что вы должны делать это с закрытыми глазами.

Пожалуйста, не подглядывайте".

  1. Участники закрывают глаза или надевают повязки. Они начинают молча ходить по комнате. Попросите группу не разговаривать до тех пор, пока вы сами не объявите конец этого этапа. Чтобы не нанести друг другу травм при случайном столкновении, участники держат руки на уровне груди, ладонями наружу. Привыкнув к состоянию своей временной слепоты, они уже могут сравнительно быстро решить первую часть задания: образовать круг, встав друг за другом и положив руки на плечи соседа спереди.
  2. Теперь каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи и голову соседа спереди, чтобы впоследствии суметь узнать его (на этом этапе не разрешается разговаривать). Запишите по кругу имена участников, чтобы потом проверить, правильно ли решена задача (1 минута).
  3. Затем Вы даете команду разойтись. Участники должны снова ходить по комнате (1 минута).
  4. Когда Вы убедились, что все хорошо перемешались, Вы говорите "Стоп" и объявляете о втором задании. Группа должна снова образовать круг в прежней последовательности. Причем сейчас Вы даете группе право решать самой, могут ли участники на этом этапе разговаривать или будут решать задачу молча. Вы, со своей стороны, должны отметить время, которое потребуется группе, чтобы договориться по этому вопросу.
  5. Когда группа образует новый круг, Вы спрашиваете, считают ли все, что задание уже выполнено, или будут еще какие-либо изменения. Лишь когда вся группа решит, что эксперимент, по ее мнению, окончен, все могут открыть глаза.
  6. Теперь Вы рассказываете группе о том, насколько правильно она выполнила задание: кто в круге стоит на правильном месте, кто нет и сколько времени потребовалось для решения задачи.


Содержание  Назад  Вперед