Полоса препятствий


Если это упражнение заинтересовало группу, предложите ей повторить эксперимент и попытаться во второй раз сделать это быстрее и правильнее.
  • В конце упражнения обсудите с участниками следующие вопросы:
    • Какой была атмосфера в группе?
    • Была ли паника? Беспокойство?
    • Как участники общались?
    • Было ли достигнуто согласие в том, как поступать?
    • Работала ли группа как команда?
    • Кто взял на себя функции руководителя?
    • Получили ли его усилия поддержку или вознаграждение?
    • Выражались ли во время выполнения упражнения чувства и каким образом?
    • Возросло или снизилось доверие каждого участника к группе?
    • Испытывал ли тот или иной участник отрицательные или, напротив, положительные чувства в ходе выполнения упражнения?
    • Что стоило бы сделать иначе, если бы эксперимент повторился?

    Полоса препятствий
    60 минут
    Видящий участник должен провести своего "слепого" партнера сквозь полосу препятствий. Наиболее важными качествами, востребованными в данном упражнении, являются: коммуникация, концентрация на задании и мера доверия, которое испытывают партнеры друг к другу и которую соответственно могут развить.

    1. Участники выбирают себе партнера, которого они еще плохо знают или с которым они хотели бы улучшить отношения.
    2. Группа сама должна построить полосу препятствий: проложить путь, который должны пройти "слепые", и позаботиться о том, чтобы на нем было достаточно препятствий. В этом упражнении "слепой" должен

    ' не преодолевать препятствия, как в "Сафари", а пройти по маршруту так, чтобы ни до одного из них не дотронуться. Можно построить такие конструкции, чтобы "слепой" был вынужден проползать под ними, например под столом. Если группа сама строит маршрут, это повышает ее интерес к заданию и мотивацию к его выполнению.

    1. Начинает первая пара. Один игрок закрывает или завязывает глаза, а другой становится его ведущим. Оба игрока могут разговаривать друг с другом, но ведущий не может касаться "слепого".
    2. Ведущий игрок отвечает за безопасность "слепого". Он должен следить за тем, чтобы тот шел по правильному пути и не касался препятствий.
    3. Если "слепой" коснулся препятствия, то пара выбывает из игры, и в игру вступает следующая пара.
    4. Для каждой новой пары остальная группа слегка изменяет набор препятствий, чтобы никто не мог знать их последовательность.

    '· В конце маршрута положите на пол какой-нибудь предмет, который "слепой" должен поднять в знак выполнения задания.
    8. После того как все пары пройдут (или не пройдут) маршрут, задайте несколько вопросов:

    • Насколько уверенно чувствовал себя "слепой" во время проведения его по маршруту?
    • Было ли у "слепого" чувство, что партнер полностью сконцентрирован на нем и помогает ему изо всех сил?
    • Сообщал ли "слепой" о своих требованиях и пожеланиях?
    • Какой была атмосфера в отношениях партнеров? Теплой? Дружелюбной? Холодной? Отстраненной?
    • Отличались ли пары друг от друга по степени доверия?
    • Какие факторы привели к успеху команды?
    • Чья роль показалась сложнее: ведущего или "слепого"?

    Замечания
    Еще в начале упражнения обратите внимание группы на то, что здесь важно не только доверие, но и общение партнеров друг с другом. При этой игре не следует обращать особое внимание на соревнование между командами. Не столь важно, как быстро команда преодолела полосу препятствий, важно, насколько хорошо пары развили слаженность действий.

    Процесс важнее результата.
    Образовать круг
    5-10 минут
    Игра, которая хорошо подходит для разминки в начале занятия и требует согласованности действий, концентрации и доверия.

    1. Все участники ходят по комнате с закрытыми глазами, держа руки перед собой ладонями наружу. Скажите участникам, что разговаривать запрещено.
    2. Через некоторое время Вы говорите, что участники должны образовать круг, взявшись за руки.
    3. Теперь скажите группе, чтобы все продолжали держать правильный круг, и в такой позиции по Вашему сигналу все с закрытыми глазами

    ' должны сесть на пол, не отпуская рук.
    4. Теперь все открывают глаза и смотрят друг на друга. А Вы после этой
    разминки можете приступать непосредственно к занятию.
    Гуру
    10 минут

    Многие называют это упражнение напряженным, пробуждающим вни-мание и веселым. Но давайте не будем забывать, что даже многие взрослые люди в атмосфере общей "слепоты" чувствуют себя неуверенно. Поэтому рекомендуется предлагать это упражнение группе, участники которой уже хорошо знают друг друга. В ходе этого упражнения участники могут обнаружить у себя внутренние противоречия и проблемы, которых не было видно раньше. Помещение должно быть не слишком большим, чтобы играющие не потеряли друг друга.

    Вы сами можете установить границы игровой площадки.

    1. Участники закрывают глаза и начинают ходить по комнате, выставив руки перед собой в защитной позе (во избежание случайных столкновений). Прикоснитесь к плечу одного из участников. Этот участник становится Руру (учителем). Он открывает глаза. В этой игре Гуру делает то, что так или иначе делает настоящий Гуру: он молчит и смотрит.
    2. Все остальные участники ходят по комнате. При встрече участники спрашивают друг друга: "Ты гуру?" Если кто-то не получает ответа, это значит, что ему выпало неслыханное счастье встретить на своем пути гуру. В приливе благодарности он берет Гуру за руку и идет за ним, открыв глаза. С этого момента он тоже должен молчать и не имеет права отвечать на вопросы других игроков.
    3. Если встречаются два обычных игрока, на вопрос "Ты гуру?" оба отвечают: "Гуру!"; таким образом становится ясно, что никто из них на самом деле не является гуру, и оба продолжают поиски в одиночестве.
    4. Постепенно все больше и больше участников присоединяются к ГурУ-держась за руки и перемещаясь цепочкой.
    5. Постепенно в комнате становится все тише, поскольку число ищущих сокращается. Игра заканчивается, когда все игроки нашли Гуру и выстроились за ним цепочкой.

    Чего я избегаю
    20 минут
    Это вербальное упражнение, которое побуждает группу к большей от-крытости и взаимному доверию.

    1. Каждому участнику дается карандаш, бумага и 5 минут времени, чтобы написать список под общим заголовком: "Чего я избегаю". Это могут быть темы разговоров и чувства, личности и действия, точки зрения и мнения. Надо попытаться сделать это, не упрекая себя ни в чем и не думая о том, что скажет по этому поводу кто-либо. Скажите группе, что все люди чего-нибудь не любят и избегают, это совершенно нормальная ситуация. Это упражнение дает возможность задуматься над тем, насколько мы довольны своей жизнью. Список включает в себя столько пунктов, сколько участник успеет написать за 5 минут.
    2. Теперь все участники разбиваются на пары, и каждый беседует с партнером относительно своего списка. Однако этот разговор вовсе не обязывает участников изменить свое поведение и перестать избегать тех или иных вещей. Но когда мы знаем, чего избегаем, нам становится легче изменить ситуацию. Если человек осознает определенные барьеры, ему становится легче понять, откуда они возникли. Участники общаются в парах в течение 10 минут.
    3. После этого в краткой общей беседе поинтересуйтесь, каким был разговор в парах.
    4.  

    Артобстрел
    15 минут
    Это шутливая, очень веселая игра. При этом она имеет ценность не только как способ развлечения и расслабления, но и как обучающая процедура. Она очень уместна в ситуациях, когда группа устала, когда есть напряжение, агрессия и конфликты на бессознательном уровне.

    Это абсолютно безопасный способ развеять плохое настроение и преобразовать агрессию в полезное действие.
    Материалы
    Для каждой пары участников Вам понадобится пара мягких "метательных снарядов", например мягкие мячики, мягкие игрушки, свернутые шерстяные носки и т. д. Кроме этого, для каждой пары потребуется одна повязка на глаза, потому что во время игры достаточно трудно помнить о том, что надо держать глаза закрытыми.

    1. Позаботьтесь о подходящей площадке. Чтобы игра получилась живой, площадка не должна быть слишком большой. Участники должны иметь возможность достаточно быстро находить и подбирать упавшие метательные снаряды. Отодвиньте в стороны мешающую мебель.
    2. Участники разбиваются на пары. Один из партнеров надевает на глаза повязку и берет в руки два метательных снаряда. Другой партнер становится его тренером, но при этом ему не разрешено прикасаться к снарядам. "Слепой" должен делать следующее: бросать снаряды, подбирать их и при этом еще стараться, чтобы в него самого не попали снарядом. Тренер не может прикасаться к своему партнеру, но может разговаривать с ним, указывать ему направление броска и давать советы. "Слепой" также может разговаривать.
    3. У каждой пары есть цель поразить "слепого" из другой команды. Когда это происходит, тренер бросающего игрока кричит: "Попали!" В этот момент игра останавливается, члены выигравшей команды меняются ролями и играют еще раз.


    Содержание  Назад  Вперед