Кто это?


Приготовьте столько карточек, чтобы каждому участнику досталось по 3-4 штуки. Не беда, если некоторые вопросы будут повторяться. Вы можете взять вопросы из предложенного выше списка, а можете дополнить его вопросами, актуальными для вашей группы.

  1. Перемешайте карточки и положите их текстом вниз на табурет, поставленный в центре круга.
  2. Один за другим в порядке очереди участники отвечают на вопросы, при этом отвечающий сам не подходит к табурету и не берет карточку в руки за него это делает какой-нибудь другой участник, который должен взять верхнюю карточку и прочитать вопрос. Тот, кто на очереди, должен ответить как можно быстрее.
  3.  
  1. Ответы не должны комментироваться. Нельзя также задавать дополнительные вопросы.
  2. Играйте до тех пор, пока каждый участник по 3-4 раза не ответит на вопросы.
  3. В конце подведите итоги:
  • Как я себя чувствовал во время этой игры?
  • Что было для меня самым важным в это время?
  •  

Кто это?
30 минут
В этой игре мы осознанно не будем затрагивать глубинные личные воп-росы, хотя глубина откровений будет зависеть исключительно от желания самого человека поделиться чем-то личным. Упражнение построено так, что приводит группу к оживленной дискуссии по поводу участников их особенностей, поведенческих проявлений и пр. Таким образом, человек не только лучше узнает себя, но и понимает, насколько верно его воспринимают окружающие.

  1. Раздайте участникам карточки-бланки. Каждый должен написать на своей карточке три качества, которые, по его мнению, характерны для него. На карточках не надо писать свое имя.
  2. Затем все карточки перемешиваются.
  3. Каждый подходит, вытаскивает одну, читает то, что написано на карточке и высказывает предположение, каким должен быть человек, наиболее соответствующий написанным на карточке качествам: это мужчина или женщина, каковы его возраст, профессия, темперамент, семейное положение и т. д. Кроме того, этот участник пытается угадать, кто из группы мог описать себя этими качествами. Группа обсуждает возможные варианты.
  4. Каждый участник, естественно, знает, когда говорят о его собственной карточке. Он может сравнить свое представление о себе с представлениями всей группы, но может и не признаваться в своем авторстве, если этого не захочет. Однако если группа прямо спрашивает участника, не он ли является автором этой карточки, то обычно большинство участников признаются в этом.

{p}
Как меня видят другие
30 минут
Н
ам легче иметь дело ( в том числе работать) с людьми, если мы знаем, что эти люди о нас думают. В данном упражнении участникам предоставляется возможность описать себя с точки зрения другого.
1. Группа садится в круг. Скажите примерно следующее: "Каждый из вас
имеет определенное представление о себе. Причем ваш нынешний
взгляд на себя наверняка отличается от того, как вы видели себя пять
или тем более двадцать лет назад. На самом деле у каждого человека
множество образов себя, но и это еще не все. В дополнение к вашим
собственным представлениям существуют и представления о вас тех
людей, которые вас знают. Ваш партнер что-то думает о вас, ваш на-
чальник, ваш сосед и даже человек, с которым вы только что познако-
' мились, формируют представления о вас. И мы можем попытаться увидеть некоторые из них".
2. Один за другим участники делают устные наброски того, как, по их
мнению, их воспринимают конкретные люди. Это могут быть: отец,
мать, муж или жена, подчиненный, ребенок, сосед, хороший друг, по-
купатель, клиент, кто-нибудь из членов группы, руководитель груп-
пы. Каждый может по своему желанию усложнить и разнообразить
получившийся портрет. Главное, чтобы весь рассказ занял не больше
одной минуты. Порекомендуйте участникам выбирать персонажей
с такими точками зрения, которые будет интересно выслушать осталь-
ным.
" t
Рисуем дерево
60 минут
Д
анное упражнение позволит некоторым участникам увидеть себя с неожиданной стороны. Кроме того, у всех участников есть возможность лучше понять других членов группы, познакомиться с ними поближе и, возможно, задать самим себе вопросы, над которыми они раньше не задумывались. Для этого выбрана техника рисования. Дайте каждому члену группы лист ватмана формата A3 и фломастеры или маркеры.



За время рисования 3 минуты обычно получается спонтанная картина, и никто не успевает задуматься о качестве своего рисунка.

  1. Каждый берет лист бумаги и рисует "свое" дерево. Скажите примерно следующее: "Просто нарисуйте дерево, которое пришло вам в голову, всплыло из глубин вашей фантазии".
  2. Через три минуты все нарисованные картины раскладываются на полу, и группе дается 2 минуты, чтобы просмотреть их.
  3. Затем каждый участник представляет свою картину следующим образом (у него есть 5 минут на рассказ). Он отождествляет себя с деревом и говорит о нем от первого лица. Например: "Я огромное и сильное дерево, но у меня слабые корни. Мой ствол массивен и силен, но ветви у меня тонкие, моя крона не слишком густа".
  4. Вот вопросы, которые помогут дополнить описание:
  • Стоит ли дерево в одиночестве, рядом с другими деревьями или вблизи домов?
  • Есть ли у этого дерева листья, цветы или плоды?
  • Не потеряло ли дерево какую-либо из своих ветвей?
  • Есть ли на нем животные или птицы?
  • Насколько сильны его корни?
  • Каков поток энергии в этом дереве? Нет ли каких-нибудь препятствий для его свободного течения?
  • Это дерево похоже на другие деревья или отличается от всех?

5. Выслушав рассказ участника, группа может высказать свои впечатле-
ния о рисунке.
Жизненный путь
45 минут
Упражнение подходит для небольшой группы (восемь-десять человек). У каждого есть возможность по-новому осмыслить историю своей жизни и нарисовать ее. Рисование само по себе отличается от рассказа. Когда мы рисуем линию, очевидной становится ее прямизна или кривизна, наличие плавных изгибов или острых углов, а также сам собой возникает вопрос: "Что будет дальше?"

  1. Каждый участник берет большой лист бумаги и набор фломастеров или маркеров. На этом листе надо провести линию, которая символизирует всю жизнь этого человека с момента рождения до сегодняшнего дня. Это должна быть не шкала времени, а кривая линия, которая отражает динамику жизни со всеми ее взлетами и падениями. В нее могут встраиваться те события или ситуации, которые оставили особенно глубокий отпечаток в жизни этого человека. Они могут быть обозначены маленькими схемами, символами или словами (10 минут).
  2. После этого у каждого есть 5-10 минут времени, чтобы рассказать о своей линии жизни, почему она получилась именно такой. Можно говорить и о настоящей ситуации, и о том, что может случиться в скором времени.
  3.  

Я это...
60 минут
Это упражнение равным образом помогает взглянуть как на собствен-ное мировоззрение, так и на понимание жизненных установок другого человека.
Материалы

  1. Каждый на листе бумаги записывает десять предложений, которые начинаются одинаково: "Я это..." (нежелательно писать предложения, содержащие тривиальную информацию). На это отводится приблизительно 3 минуты.
  2. Три из этих предложений, которые, по мнению автора, содержат наиболее важные сведения о нем, помечаются крестиком (попросите участников никак не помечать свои листы ни инициалами, ни точками, ни кружочками).
  3. Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются, так что теперь уже трудно определить их принадлежность.
  4. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.
  5. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.
  6. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа так и не пришла к правильному решению.
  7. Всю процедуру имеет смысл завершить обсуждением:
  • Сложно ли мне было формулировать про себя эти десять предложений?
  • Какую информацию я выбрал для описания?
  • Какие предложения я пометил крестиком и почему?

Каждому участнику потребуются лист бумаги и карандаш.



Содержание раздела