Истории


Ответы необходимо записывать. Это могут быть как отдельные слова, так и предложения, картинки, краски, метафоры, сравнения, короче говоря, все, что имеет смысл. Каждый должен пытаться делать это быстро (как при мозговом штурме), не возбраняются и неожиданные или кажущиеся неподходящими ассоциации (10-15 минут).
  • Затем каждый анализирует собственные записи. Составьте список из трех пунктов, с которым должны сверять свои заметки участники:
    • Есть ли в ваших ответах повторяющиеся темы?
    • Не упустили ли вы чего-нибудь в описании себя? Желательно, чтобы ваши характеристики самого себя касались разных аспектов вашей индивидуальности: физических, душевных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных особенностей, а также особенностей вашего развития.
    • Какие общие высказывания вы можете сделать о том образе действий, которому вы следуете в настоящее время? (10 минут.)
    1. Теперь партнеры делятся друг с другом своими размышлениями (15 минут).
    2. После этого группа опять собирается вместе, и следует краткое подведение итогов:

    Какие из отмеченных мной особенностей являются для меня наиболее значимыми?

    • Развитию и культивированию каких сторон моего облика я отдаю больше сил и времени?
    • Увидел ли я какие-то неясности в моем облике?
    • Что именно в моем облике стало для меня самого неожиданным после обсуждения с моим партнером?
    • Что я получил от своего партнера в ходе выполнения этого упражнения?
    •  

    Истории
    60 минут
    Это упражнение лучше всего подходит для конца занятия. Предоставьте группе возможность рассказать о себе разные истории. Выберите какую-нибудь тему, которая кажется Вам подходящей, например:

    • мои корни семейное, религиозное, культурное происхождение,
    • мой опыт работы в команде,
    • мои успехи,
    • мои поражения,
    • мой опыт конфликтов,
    • неожиданные решения моих проблем,
    • мои незабываемые наставники,
    • кризисы моей жизни.
    1. Группа садится в круг. Сделайте мягче освещение и включите создающую соответствующую атмосферу музыку.
    2. Предложите группе подходящую тему для разговора, сделайте краткое введение и свяжите тему с содержанием того, чем Вы сейчас занимаетесь. Расскажите для примера сами какую-нибудь историю на выбранную тему (5 минут).
    3. Используйте "говорящую палочку" это может быть легкая палочка около 30 см длиной, корявая ветка или пестрая "волшебная палочка" из акрила. Эта палочка дается в руки тому, кто будет рассказывать историю. Время рассказа не более 5 минут.
    4. К вопросу об историях это могут быть личные впечатления. Рассказчик делает общий набросок своих переживаний, чувств и действий. Его личное видение событий является самым важным в рассказе. Истории не следует комментировать и задавать по ним вопросы.
    5. Закончите это упражнение выражением благодарности слушателям и рассказчикам.

    Мои трудности
    45 минут
    В этом упражнении мы попытаемся обратить внимание участников на теневые стороны их натуры. Всем известно, что люди совершают ошибки, жалеют себя и лишаются плодов своих достижений. Каждый из нас когда-нибудь вдруг понимал, что "древо успеха не растет прямо на небо".

    Но мы легче переносили бы собственные слабости, если бы не тратили столько сил на сохранение их в тайне от окружающих, если бы мы могли открыто говорить о них. Это упражнение дает возможность в спокойной и доброжелательной атмосфере поговорить о своих ошибках, трудностях и недостатках.
    1. Участники делятся на пары и садятся так, чтобы не мешать друг другу
    своими разговорами. Оба партнера должны получить по крайней мере
    ~ четыре ответа на следующий вопрос: "Как я отношусь к чувству разочарования?" (б минут.)

    1. Затем пары разделяются, каждый ищет себе другого партнера и с обсуждает с ним вопрос: "Насколько тяжело мне уговорить других дать мне то, что мне нужно?" На этот вопрос, так же как и на предыдущий, надо дать не менее четырех ответов (10 минут).
    2. Участники образуют новые пары. На этот раз обсуждается вопрос: "Что мешает мне достичь успеха?" (б минут.)
    3. Снова новый партнер, и четыре ответа на вопрос: "Что я говорю себе, когда сделал ошибку?" (10 минут.)
    4. С последним партнером четыре ответа на вопрос: "Что я могу сделать, чтобы получить то, чего я хочу?"


    6· В конце упражнения краткое подведение итогов во всей группе:
    Как помогли мне мои партнеры?
    * На какие вопросы было тяжело отвечать?
    Гнев
    15 минут
    Гнев, досада и разочарование могут блокировать продуктивную рабо-ту группы. Поэтому важным становится вовремя заметить эти эмоции и поговорить о них, чтобы принять во внимание желания ц потребности каждого человека. Как правило, руководитель группы старается не допускать таких ситуаций, опасаясь, что раздосадованный человек может оказаться в изоляции и осложнить отношения в группе.

    Это упражнение помогает участникам быстрее освобождаться от гнева.

    1. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них первым говорит на протяжении 4 минут фразы, которые всегда начинаются одинаково: "Если бы я сумел выразить свой гнев, я бы..."
    2. Затем роли меняются, и говорит уже второй партнер, причем его нельзя прерывать, задавать вопросы или сопровождать монолог комментариями (4 минуты).
    3. И наконец, они оба приходят к соглашению относительно вопроса: "Что в действительности бы произошло, если бы каждый из нас спонтанно выражал нахлынувший на него гнев?"
    4. Обсудите со всей группой, к каким выводам она пришла относительно выражения гнева:
    • Группа в целом ведет себя дружелюбно?
    • Могут выражать свой гнев только некоторые ее участники или все?
    • Можно ли в нашей группе выражать свой гнев так, чтобы не обидеть этим других?
    • Как можно в данном коллективе найти баланс между потребностью человека быть членом общества и его потребностью в личной свободе?

    Как я себя представляю,
    20 минут
    Это упражнение помогает участникам выяснить, насколько их представления о себе расходятся с мнением о них окружающих.

    1. Каждый берет бумагу и карандаш и описывает впечатление, которое, как ему кажется, он производит на других в группе. Все это должно писаться быстро, спонтанно и без изысков, без работы над оттачиванием текста.
    2. Участники разбиваются на подгруппы по три человека, и в течение 10 минут все трое должны прочитать написанное и выслушать комментарии от остальных.
    3.  

    Скрытая индивидуальность
    30 минут
    Когда группа уже хорошо познакомилась и провела вместе много вре-мени, решив множество задач, в ней устанавливается особая атмосфера. Члены группы хорошо чувствуют настроения друг друга и находят способы вести себя так, чтобы ни в коей мере не ущемить другого и не помешать ему. Но за такие отношения заплачено тем, что особенности, склонности и желания отдельной личности подавляются, чтобы не нарушать общий мир в коллективе. Это ведет к потере творческой энергии, спонтанности и оживления.

    Такая группа через некоторое время должна пойти по новому пути построения отношений, чтобы сломать устоявшиеся нормы и внести струю свежего воздуха в отношения, которым в противном случае грозит застой.

    1. Участники встают в круг. У каждого есть 2 минуты на то, чтобы подумать, что именно было ущемлено или задвинуто вглубь в нем самом? Какой аспект характера затушевывался, потому что человек хотел быть внимательным к другим, вписываться в коллектив и соответствовать стилю отношений в группе? Каждый пытается точно определить эту запрятанную часть себя.
    2. Затем по порядку каждый выходит на середину круга и говорит о себе как о человеке, которого остальные не знают, например: "Я Кристофер. Я происхожу из богатой буржуазной семьи. Я получил превосходное образование и нацелен на достижения и успех. И здесь я потому, что иногда от всего этого мне хочется уйти куда-нибудь подальше..." "Я Карен. У меня есть творческая жилка. Она и привела меня сюда..." "Я Лидия. Я вообще-то очень беспорядочна и легко поддаюсь своим настроениям. Мне стоит большого труда вовремя являться на занятия".
    3. В те минуты, когда каждый рассказывает о своих скрытых сторонах, не должно быть никаких комментариев и вопросов. После всех рассказов группа решает, как она будет пытаться приноровиться к потребностям своих членов, чтобы сделать общую работу продуктивнее и живее.
    4.  





    Содержание раздела