Упражнение 2. Точки зрения. Учтите, что Рефрейминг – это в первую очередь способ мыслить, воспринимать ситуацию с совершенно разных точек зрения. Поэтому первое упражнение на развитие различных способов оценки ситуации.
Выберите какой-то факт (без оценки), например: Стул стоит возле окна.
А теперь придумайте несколько суждений (5-7) оценивающих данный факт как положительно, так и отрицательно или нейтрально. 1.Когда сидишь возле окна читать достаточно светло. 2.Стул возле окна совершенно не нужен. 3.Если сидеть под окном, то можно простудиться. 4. Наверное кто-то хотел закрыть форточку и забыл это сделать. 5.Если ставить мебель возле окна, то она скоро развалится. Не менее 5 раз (то есть проработать не менее 5 фактов).
Упражнение 3. Назови по другому. Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот не долго думая пишет: Туп и упрям.
– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А что писать?
– Напиши: Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении.
Одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка. Одно время у нас говорили о Великой Октябрьской Революции, в начале 90-х начали говорить об Октябрьском бунте, а сейчас употребляют фразу Октябрьская Революция.
Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется.
Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной.
Задние.
Ваша задача – придумать как можно больше пар слов(фраз) обозначающих одно и то же действие (состояние, человека), но с разной оценкой: Лень – Экономия энергии, Жадность – Бережливость, Занудство – Настойчивость, Стукач – Социально ответственный.
Не менее 10 пар.
Упражнение 4. Я слишком... (Рефрейминг Контекста). Девушка приходит исповедоваться к Священнику:
– Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: Я слишком красива!
– Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.
Возьмите листик бумаги и напишите на нем любое утверждение типа Я слишком ...: Я слишком много времени трачу на компьютер. Я слишком рассеянна!
Я слишком ленив.
Я слишком доверчива.
После этого вам нужно написать не менее 5 ответов, начинающихся с Зато... Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок. Я слишком доверчива.
Зато ты доверяешь людям. Я слишком рассеяна.
Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.
Зато это уменьшает нагрузку. Не менее 7 раз.
Упражнение 5. Рефрейминг Смысла. Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: Я испытываю Х когда Y (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: Я слишком Z, и тогда вы можете сделать переформирование контекста.
Формальное разделение такое:
если фраза ответа может начинаться начинается «Зато...»,
то это рефрейминг контекста,
а если с «Это означает...» – то смысла.
Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.
Задание:
Вы пишите утверждение типа: Я чувствую X когда Y, (при чем Х – это что-то неприятное для вас) и пишите к каждому не менее 5 рефреймингов Смыла. Когда мужчины смотрят на мою прическу, я чувствую себя смущенно. Возможно ты им просто нравишься. Скорее всего они смотрят не на твою прическу, а на твое замечательное лицо.
Упражнение 6. Рефрейминг в группе. Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Рефрейминг содержания изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине, что не всегда люди хотят менять отношение.
Чаще для них важнее изменить поведение.
Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом.
Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.
Задание.
Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.
Водящий может сообщать, как о существующей проблеме, так и о возможной. Но постарайтесь подобрать что-то вам близкое, чтобы можно было проверить результат калибровкой невербальных реакций.
После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.
Вы можете задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.
Внешние признаки достижения результата: явная смена невербалики. 20 мин.
Упражнение 7. Рефрейминг с картами. Колода карт.
Я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Если позадавать вопросы, то можно свести к любому типу рефрейминга. Чем вы сейчас и займетесь.
Задание.
Аналогично как в упражнении 6, но каждому раздается по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо обязательно сделать:
1.Рефрейминг значения, если масть черная.
2. Рефрейминг контекста, если масть красная.
Вы имеете право задавать вопросы. Напоминаю, что при определенном желании любую проблему можно свести к одному из типов высказываний: Я слишком Х или Я чувствую X когда Y.
Это не является правдой, но если вы будете так думать то научитесь этой технике быстрее.
После каждого круга карты пересдаются. 20 мин.
Упражнение 8. Продажи. Для того, чтобы рефрейминг попал точно в цель, вам нужно знать карту Клиента, и особенности его ценности. Рефрейминг работает только в том случае, если он предлагает что-то достаточно важное для него.
Задание.
Покупатель высказывает негативные замечания по поводу товара, а Продавец должен их утилизировать рефреймингом. Для этого, вам нужно:
1) Откалибровать ценности Покупателя.
2) На возражение использовать рефрейминг с учетом ценностей.
Для того, чтобы определить какие слова говорить Клиенту, надо откалибровать его ценности.
При рефрейминге вы либо сообщаете, что данный признак обозначает (является критерием) совершенно другую ценность (Это значит...), либо ищете контекст, где данный признак имеет полезный смысл (в соответствии с ценностями Клиента). - Эта машине старая.
- Но это означает, что она обкатана. Да и стоит дешевле... 30 мин.