Репродуктивная тренировка


Дышится свободно и легко... Я спокоен, весь расслаблен. В любой обстановке я спокоен и расслаблен. В любом настроении моя речь свободная и плавная... В любой обстановке меня сопровождает хладнокровие и непринужденность...

Речь льется сама по себе. Мне легко не думать о речи. Она плавная, свободная, четкая" и т. д. По нашему мнению, предлагаемые формулы носят слишком прямолинейный и одновременно общий характер, что сближает их с ортодоксальным куэизмом.

Кроме того, терапия логоневрозов в таком виде вряд ли может быть достаточно эффективной, так как невротические расстройства речи, как правило, требуют комплексного воздействия. В этом комплексном воздействии существенную роль, как было показано в работах Н. П. Мировской и А. А. Мажбица, может играть и аутогенная тренировка. Нами уже отмечалось [Панов А. Г. и др., 1980], что выделение цисталгий ("системных нарушений функции мочевого пузыря") в самостоятельную специализированную группу вряд ли обосновано. Увлечение "группированием" может привести к практически бесконечному и в значительной степени искусственному дроблению методов применительно к отдельным синдромам. Выделяемая К. И. Мировским и А. Н. Шогамом "группа цисталгий" фактически представляет собой незначительно модифицированное 5-е стандартное упражнение по I. Schultz с акцентуацией на ощущениях тепла "над лобком и в промежности".

В группе "патология сна" предлагается использование приемов отвлечения, усиления общего успокоения в сочетании с транквилизирующим эффектом ритмического дыхания. Так же, как и P. Dubois, авторы рекомендуют избегать упоминаний о засыпании в связи с тем, что они вызывают непроизвольную отрицательную индукцию. Как отмечает К. И. Мировский, транквилизирующие приемы аутогенной тренировки не являются непосредственно "снотворными", а создают, по выражению автора, "своеобразный протез сна", устраняют препятствия к нормальному засыпанию.
Для снижения болевых ощущений в брюшной полости (группа "боли в животе") авторы предлагают выполнение дыхательных упражнений активное диа-фрагмальное дыхание (самомассаж внутренних органов). Эти рекомендации, по-видимому, более обоснованы теоретическими построениями, нежели клиническим опытом, который показывает, что при болевых ощущениях в брюшной полости наиболее эффек-тивным является редуцированное, медленное и поверхностное дыхание в сочетании с приемами общего успокоения, вызывания тепла и отвлечения. Старая истина "Больному органу покой" не утрачивает своей актуальности.
Представляют несомненный практический интерес результаты наблюдений К. И. Мировским и А. Н. Шогамом эффектов сочетанного применения аутогенной тренировки и некоторых фармакологических препаратов. В частности, отмечается взаимопотенцирую-щее позитивное действие сочетания аутотренинга с применением поддерживающих доз инсулина; указывается на снижение успешности освоения аутогенной тренировки при одновременном применении нейролептиков типа аминазина, так как, усиливая релаксацию, эти препараты оказывают отрицательное влияние на функцию внимания, его активную концентрацию. В отличие от нейролептиков антидепрессанты способствуют повышению концентрации внимания, но препятствуют релаксации.

Транквилизаторы обычно хорошо комбинируются с аутогенной тренировкой.
Так же, как и рядом других авторов, К. И. Мировским и А. Н. Шогамом рекомендуются использование гипноза для ускоренного освоения упражнения, применение музыкального сопровождения занятий и проведения гетерогенных тренировок с помощью магнитофонных записей. В разработанной авторами модификации самовнушение, хотя и является в отдельных случаях основным методом воздействия, в то же время не играет такой роли, как в классической методике или технике самовнушения по А. М. Свядощу А. С. Ромену.
Введение в методику тонизирующих упражнений послужило основой для широкого применения аутогенной тренировки в спортивной практике в целях мобилизации психофизиологического состояния спортсменов перед и в процессе соревнований. В частности, А. В. Алексеевым и Л. Д. Гиссеном была предложена "психорегулирующая тренировка" (ПРТ) для психологической подготовки к соревнованиям; отдельные элементы психотонической тренировки используются в более поздних модификациях А. В. Алексеева ("идеомоторная тренировка", "психомышеч,ная тренировка", 1978), А. Т. Филатова ("эмоционально-волевая подготовка", 1982) и некоторых других.

Коллективно-индивидуальный метод Г. С. Беляева. Несколько видоизменяя "первую ступень" аутогенной тренировки по I. Schultz, Г. С. Беляев предложил комбинированный "коллективно-индивидуальный метод". Учитывая, что пребывание больного в стационаре всегда ограничено временем лечения, целью предложенной модификации являлась интенсификация процесса обучения аутогенной тренировке, а также индивидуализация приемов самовоздействия в зависимости от особенностей личности больного и имеющегося заболевания.

Упражнения осваивались пациентами в процессе гетерогенных тренировок и закреплялись домашними занятиями после окончания стационарного курса или в амбулаторных условиях. Каждому больному назначались дополнительные упражнения с учетом особенностей и периода заболевания. Перед началом занятий в предложенной модификации не рекомендовалось применять формулы общего успокоения, так как, по мнению автора, в начале тренировки, при отсутствии терапевтического эффекта, это может приводить к дискредитации метода. Значительное место в данной модификации отводилось упражнениям, направленным на регуляцию дыхания, которые Г. С. Беляев (1973) определял как "важнейший компонент аутогенной тренировки".

Как и большинство авторов, Г. С. Беляев рекомендовал использовать формулы только утверждающего характера (без частицы "не"). Важными в этой модификации являлись направленность на активизацию личности больного и индивидуальный подход врача в каждом конкретном случае.
Репродуктивная тренировка. Комплексное исследование механизмов и терапевтической эффективности аутогенной тренировки послужило основанием для создания оригинальной методики, которая, с учетом основного реализующего приема, была названа нами "репродуктивной тренировкой". Эта методика подробно описывается во всех наших предыдущих изданиях [Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылова И. А., 1977; Лобзин В. С, Беляев Г. С, Копылова И. А., 1978; Панов А. Г., Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылова И. А., 1980] и является основой комплексной методики психофизиологической и личностной саморегуляции, которая излагается в гл.

5 настоящего руководства.
Репродуктивная тренировка включает подготовительные психотерапевтические мероприятия (изучениеличности больного и определение основных методов психотерапевтического воздействия), предварительные упражнения (дыхательная гимнастика, идеомоторные и релаксирующие тренировки мышечного аппарата) и собственно обучающий курс аутогенной тренировки. Началу занятий во всех случаях предшествует вводная беседа, целью которой является ознакомление больного или психотерапевтической группы с методом аутогенной тренировки и создание атмосферы оптимального внутригруппового взаимодействия. В процессе предварительного этапа у пациентов вырабатывается определенный стереотип дыхательных движений, целенаправленно развивается способность к "оживлению" следовых (гаптических) образов, формируются навыки волевого расслабления поперечнополосатой мускулатуры.

Значительное внимание уделяется управлению мимическими мышцами, как имеющими довольно обширное корковое представительство (упражнения "маска удивления", "маска гнева", "маска смеха", "маска трубача" и др.), а также управлению мышцами пальцев рук и кисти.
Необходимо подчеркнуть очень важное значение тренированной релаксации мышц лица, жевательных мышц и мышц кисти. При практическом проведении занятий с больными мы считаем целесообразным продемонстрировать рисунок, иллюстрирующий представительство движений в коре больших полушарий ("го-мункулюс" Пенфилда). На этом рисунке смещены все пропорции тела: огромная кисть и пальцы, огромное лицо. Остальные части тела представлены скупо. -Здесь важно рассказать больным о положительном влиянии не только общей релаксации, но и дифференцированного расслабления отдельных мышечных групп, подчеркнуть, что в эмоциональных выразительных движениях непременно участвуют мышцы лица, жевательные, кисти, пальцев.

Полезно сослаться на ряд примеров из обыденной жизни и из литературы. Так, можно посоветовать перечитать вновь новеллу Стефана Цвейга "Двадцать четыре часа из жизни женщины". Например, место, где описывается то, как миссис К. была поражена внешним выражением азарта игрока в казино. "Я не видела таких говорящих рук, где каждый мускул кричал, и страсть почти явственно выступала из всех пор". Лицо "...говорило на том же безудержном, немыслимо напряженном языке, что и руки... вокруг крыльев носа что-то непрерывно трепетало, словно под кожей перекатывались мелкие волны...

Даже на расстоянии десяти шагов можно было видеть, как лихорадочно стучат зубы".
Упражнения первой ступени аутогенной тренировки в этой модификации усваиваются в течение 910 занятий гетеротренинга; таким образом, общий курс, с учетом 2 3 занятий в неделю, занимает 46 нед.



Содержание  Назад  Вперед