Обзор низшей ступени аутогенной тренировки


Такое разочарование в методе само по себе представляет опасность. Точно так же, как руководитель курсов может представлять собой опасность, некоторые слушатели сами создают опасности для себя, избегая откровенных бесед с ним или тренируясь в скованном состоянии, а иногда и слишком интенсивно.
Любым хорошим методом можно злоупотребить. Чаще всего расстройства здоровья могут возникнуть при использовании неправильных методов дыхания. Участникам курсов следует при любой неясности обращаться непосредственно к руководителю.
О других опасностях, например, о внушении себе ложного ощущения здоровья здесь уже говорилось.
ОБЗОР НИЗШЕЙ СТУПЕНИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Вид упражнения
Формула
Общее воздействие
Побочные явления
+ Успокоение и собранность
„Я совершенно спокоен и расслаблен”
Общее успокоение тела и психики
Симптомы ожидания
1. Упражнение на тяжесть
„Моя рука тяжелая”
Расслабление мышц, общее успокоение
Эффекты аутогенной разрядки всевозможного рода. Остаточные явления при неправильном снятии
2. Упражнение
на тепло
„Моя рука теплая”
Расслабление стенок кровеносных сосудов, успокоение
Эффекты аутогенной разрядки
3. Упражнение
для сердца
„Сердце бьется спокойно и равномерно”
Нормализация сердечной деятельности, успокоение
Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы
4. Упражнение
для дыхания
Дыхание совершенно спокойное (и равномерное)"
Переход к гармоничному непроизвольному дыханию, успокоение
(см. выше)
5. Упражнение
для солнечного
сплетения
„По солнечному сплетению (животу) разливается тепло"
Расслабление и гармонизация всех органов брюшной полости, успокоение
(см. выше)
6. Упражнение
для головы
„Лоб приятно прохладный"
Холодная ясная голова, расслабление кровеносны] сосудов головы, успокоение
Эффекты аутогенной разрядки.
Иногда головная боль и головокружение
7. Упражнение
для шеи
и затылка
„Затылок приятно теплый"
Расслабление мышц
задней части
головы и шеи
Отмечаются редко

+ Успокоение лишь в отдельных случаях может рассматриваться как самостоятельное упражнение. Как правило, оно считается, по словам Шульца, „целеуказующей вставкой”.
ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Спонтанные красочные визуальные ощущения возникают у некоторых участников уже на низшей ступени. Поскольку мои занятия на курсах высшей ступени по времени проводятся раньше, чем занятия низшей ступени, я в конце занятия рассказывал начинающим о некоторых особенно ярких событиях из высшей ступени. В результате число проявлений эффектов высшей ступени у новичков возросло на 5-7 процентов.
На курсах медитации для молодых людей я заметил, что молодые начинающие слушатели испытывают почти столько же визуальных ощущений, сколько и опытные. И все же я требую от участников курсов высшей ступени „полного уверенного и быстрого владения техникой низшей ступени” (Шульц).
Что понимается под „быстрым владением”? Предпосылкой для участия в занятиях является реализация содержания формул примерно за одну минуту. Некоторым слушателям переключение удается практически моментально. Все они в один голос описывают состояние своего тела как „теплой и тяжелой массы, в которой выделяется холодная голова”.

Как правило, в наших курсах принимают участие от 12 до 18 слушателей, иногда меньше, иногда больше. Проведение тренировок за неудобными школьными партами практически не создает помех, хотя, конечно, лежа было бы тренироваться приятнее. Каждый из участников рассказывает о двух-трех своих впечатлениях, полученных на занятиях, а также об особенностях домашних тренировок. Если участник считает, что содержание его впечатлений носит слишком личный характер, он может по окончании занятий поговорить с глазу на глаз с руководителем курса.

Слушатели высшей ступени посещают занятия более регулярно, чем низшей.
В целом на верхней ступени практикуется более индивидуальный подход к слушателям. Они могут выдвигать предложения относительно содержания упражнений. Если кому-то из них известны схожие методики (формы медитации, йога, дзэн и т.п.), а это сегодня не редкость, то проводятся сравнения. Иногда в этих случаях тренировка осуществляется по другой методике.

В зависимости от состава и возраста участников предпочтение может отдаваться определенным упражнениям, и очередность их выполнения может меняться.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения начинаются с того, что, начиная произносить сокращенные и сжатые формулы, слушатель обращает свой взгляд внутрь себя и вверх, как это практиковалось в старых методиках погружения.


Близоруким при этом следует соблюдать осторожность. Им рекомендуется смотреть на кончик своего носа. Как только возникают неприятные ощущения, от этого вспомогательного метода следует отказаться.
Формула упражнений на всех семи (или восьми) занятиях, продолжающихся по два часа, одинакова:
„Спокойствие - тяжесть - тепло (я спокоен, расслаблен, мне тепло). Сердце и дыхание совершенно спокойны и равномерны. По телу разливается тепло. Лоб приятно прохладный.

Мышцы лица расслаблены. Спокойствие углубляется. Перед моим внутренним взором разворачивается картина...

Спокойствие все глубже и глубже. Краски и образы становятся четче - краски и образы совершенно ясные".
Снятие происходит всегда одним и тем же образом:
„Краски и образы постепенно отодвигаются - краски и образы становятся менее четкими - краски и образы совершенно исчезают".
Я снимаю:
„Выпрямиться - потянуться - вытянуть все конечности - громко зевнуть".
При таком снятии, которое применяется в медитативной форме психогигиенической тренировки, за многие годы не было случая, чтобы после медитации зрительные образы оставались дольше, чем на 1-3 минуты. Разумеется можно использовать и старую, более длинную формулу снятия из аутотренинга: „Я считаю до шести. При счете „шесть” я буду свободен, свеж и здоров - Один: мои ноги легкие - Два: мои руки легкие - Три и четыре: сердце и дыхание совершенно нормальные - Пять: лоб имеет нормальную температуру - Шесть: руки напряжены, глубоко вздохнуть, открыть глаза”. В целом тренировка продолжается от 10 до максимум 20 минут.

Снятие проводится немедленно при появлении неприятных ощущений. На наших курсах ни у кого не возникало желания тренироваться дольше 15 минут, но лежа это время часто превышается. Так, например, Шульц рассказывал о своем пребывании в состоянии погружения на протяжении 30-60 минут.
Первый час занятий мы начинаем с очень известного упражнения, предложенного К.Хаппихом, которое играет важную роль и в символической драме под названием „ка-татимное переживание образов”. В этой методике психиатр из Геттингена Х.Лёйнер предлагает представить себе зеленый луг, обращая при этом внимание на погоду, время года, животных и людей и, прежде всего, на ограждения. Слушателей просят пройти от луга к ручью, искупаться в нем и затем следовать по течению до самого источника.
Приведем два примера. 16-летняя девушка рассказала: „Луг был полностью огорожен колючей проволокой”. Ей посоветовали в следующий раз попытаться найти проход, но на этот раз она увидела, что луг был огорожен высоким дощатым забором.

На третьей тренировке она смогла, наконец, найти маленькую калитку и добраться до ручья. В конце курса ей представлялся уже ничем не огороженный луг, и она чувствовала себя „свободной и раскрепощенной”.
17-летний школьник писал: „Луг оказался сплошным болотом... я бросился в ручей, не раздеваясь... источник оказался настоящей клоакой". Как можно понять из этих образов, он не хотел обнажаться, то есть в переносном смысле раскрывать свою душу, и после этой тренировки больше не появлялся.
Уже из этих двух примеров даже непосвященному становится ясным символический характер всего того, что можно увидеть и пережить во время медитации. Образная медитация является хорошо зарекомендовавшим себя методом относительно быстрого оказания помощи при психических расстройствах.
В качестве следующего задания предлагается отыскать свой любимый цвет. Он не обязательно должен быть идентичен с тем цветом, который вам больше всего нравится в реальной жизни.
Второе занятие начинается опять с упражнения из области символической драмы. При этом может быть, например, поставлено задание исследовать пустой дом от подвала до чердака. Вот, например, переживания студента, проходившего в то время службу в бундесвере: „В доме я нашел сейф, разрезал его автогеном и увидел внутри множество маленьких золотых фигурок.

Я вытащил их, засунул в карман, вышел из дома и взорвал его".



Содержание  Назад  Вперед