Перспективы


Такие упражнения достаточно несложны, участники очень быстро обучаются толковать символическое содержание своих образов. В качестве следующего упражнения слушателям предлагается как можно рельефнее и объемнее представить себе конкретные предметы: цветы, фрукты, горящую свечу, якорь, людей или пейзаж. Иногда при этом рекомендуется ждать до тех пор, пока на экране закрытых век появится „что-то”. На третьем занятии мы переходим к рассмотрению абстрактных понятий. К. Томас попытался систематизировать упражнения высшей ступени.

Он различает упражнения, в которых слушатели образно представляют такие понятия, как мир, покой и тишина; упражнения на представление сущностных ценностей типа свободы, гармонии, силы, здоровья, жизни, радости и т.д.; упражнения на представление духовных ценностей - счастья, справедливости, доброты, красоты и т.д. и, наконец, упражнения на представление религиозных ценностей - любви, веры, милости и др. Религиозные образы обычно очень часто встречаются у глубоко верующих людей, но нередки они и у атеистов.
Четвертое занятие имеет целью формирование характера и личности. При этом под характером понимаются скорее статичные представления, а под личностью динамичные. Уже при освоении упражнений низшей ступени могут оказать помощь правильно подобранные формулы: „Я спокоен и расслаблен. Я уважаю себя и других” - „Пусть другие делают, что хотят, я руководствуюсь совестью” - „Обязанность - это радость” - „Я пробьюсь” - „Я принимаю решения быстро” и т. д.
Многим помогла формула: „Я смел, свободен и весел. Я спокоен и расслаблен. Так держать”.
Формула „я уважаю других” может при психических расстройствах иногда вызывать неприятные реакции. В этом случае ее приходится изменять на „Я не забываю о ближних” или „Я такой же, как ты”. Может быть использовано и библейское „Возлюби ближнего своего, как самого себя” или, в вольном переводе: „Я с уважением отношусь к другим, они такие же, как я”.
Однако на высшей ступени эти образы необходимо „увидеть”. В упражнениях, направленных на углубленное самопознание, которые проводятся на четвертом занятии, нужно представить себе образы, показывающие, „кто я такой", „как я должен измениться". Перефразируя девиз „Познай самого себя", можно назвать это упражнение: „Я познаю самого себя" или „Кто я?"
В качестве ответа на указанный вопрос можно увидеть образы, представляющие символических животных, людей или предметы. Один начальник отдела кадров увидел крадущуюся кошку, школьник - своего знаменитого деда, домохозяйка и школьница независимо друг от друга - раковину, в которой была большая жемчужина.
Очень важно при выполнении всех упражнений, чтобы из увиденного делались выводы. Без выводов, без последующих действий любая медитация в аутотренинге остается искусством ради искусства.
В ходе других упражнений четвертого занятия, посвященных самоутверждению, можно увидеть образы, показывающие, „как я охватываю мир в самом себе”, „как мне стать таким или иным”, „кем мне надо быть”, „кем мне надо стать” и т. д.
На пятом занятии слушателям предлагается „путешествие на дно моря”. Ввиду грозящих на этом пути опасностей, слушателям говорится, что в правой руке у них волшебная палочка, которая отводит любую опасность, превращает любых чудовищ и устраняет любые преграды. Также с помощью палочки слушатели могут добывать свет, освещающий любую тьму.

При необходимости они могут также воспользоваться водолазными костюмами или миниатюными подводными лодками. Таким образом, они настолько хорошо подготовлены к путешествию вглубь моря, что могут ничего не бояться на этом пути.
Из многих положительных впечатлений в ходе этого упражнения следовало бы прежде всего упомянуть о выходе агрессивности. Многие участники с успехом участвуют в подводных битвах, обращают в бегство гигантских спрутов, распарывают брюхо нападающим на них акулам и даже топят корабли. У некоторых эта агрессивность, в том числе и направленная на самих себя, находит более мирный выход.

Они собирают под водой водоросли или кораллы.
„Путь на вершину горы” на шестом занятии, так же как и морское путешествие, направлен по вертикали, что обычно легче всего реализовать. В качестве дополнительного задания выступает исследование пещеры, перед которой сидит старый отшельник. После того, как одного почтальона при входе в пещеру атаковала свора собак, я порекомендовал ему захватить с собой волшебную палочку.

Ему удалось добраться до вершины.
Беседа со старым мудрецом часто оказывает исключительно благотворное влияние, особенно на молодых людей. Одна 15-летняя девушка перед принятием всех своих личных решений советовалась с отшельником, который представлялся ей воплощением собственной совести. „Он единственный, с кем я могу поговорить откровенно", - рассказывала она. 17-летний ученик, принявший участие в занятиях из-за психических особенностей своего характера, описывал вершину горы как „темную липкую массу, из которой вырастал желтый конус, а на вершине его стоял крест”. Последнее занятие мы посвящаем фрустрациям, напряженным состояниям, являющимся истинными причинами расстройств, на которые жалуются слушатели. При этом возникают, например, следующие зрительные образы: „Перед моим внутренним взором разворачивается картина, показывающая мне причины моих страхов (разочарований и т. д.)”.

Далее можно воскресить в памяти ситуации из прошлого, например, родительский дом, или представить себе начало своей болезни, ее первое проявление, или понаблюдать за извержением вулкана, или увидеть себя в зеркале, или вступить в беседу со „Сверх-Я”, то есть провести внутренний диалог со старым мудрым человеком. Именно это последнее упражнение мы проводим дважды, чтобы участники как следует освоили его и при необходимости могли обратиться к данному методу.
Тот, кто хочет разглядеть сам себя, познать свои положительные и отрицательные стороны, вряд ли сможет сделать это каким-либо более эффективным способом, чем методика высшей ступени аутотренинга, затрагивающая глубины психологии. Это действительно „чистая форма глубинного психологического познания человека в его отношении к другим и к себе самому”, по словам гамбургского врача Х.Хенгстмана. С ним нельзя не согласиться, так как далее он пишет: „Заблуждения аутотренинга таятся не в том, что он говорит, а в том, о чем он умалчивает.

Его возможности значительно шире, чем мы предполагаем”.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Заболеваемость вряд ли снизится, если мы не будем проводить в жизнь действенные меры по воспитанию здорового образа жизни. Так называемые болезни цивилизации будут существовать и в будущем. Как мы увидели, аутотренинг может оказывать здесь разнообразную помощь. Он может поправить пошатнувшееся здоровье или восполнить его нехватку.

Он может, прежде всего, привести человека к пониманию самого себя и, таким образом, дать ему ключ для облегчения общения с другими людьми. И что еще важно: он может модернизировать „устаревшего” человека и позволить ему легче приспособиться к техническим достижениям современности.
РОДСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Жизнь, как и наука, развивается непрерывно. Новые идеи всегда основываются на мыслях других людей. Однако это не умаляет заслуг исследователей. Шульц никогда не скрывал, что аутотренинг ведет свое начало от гипноза. Он также никогда не отрицал, что на него оказали влияние исследования О.Фогта.

Здесь не представляется возможным отметить точки соприкосновения аутотренинга со всеми родственными методиками, основанными на внушении и разрядке. Ограничимся самыми известными из них.
КУЭИЗМ
Люди старшего поколения еще хорошо помнят систему французского аптекаря Эмиля Куэ (1857-1926). Она относится к „пассивным методам самовнушения и разрядки”, которые ранее играли очень большую роль. Значение метода Куэ основано на том, что он в очередной раз обратил внимание на важность самовнушения для здоровья.

Он добился, вне всякого сомнения, больших успехов, оказывая влияние на пациентов своей сильной личностью и формулами, которые они повторяли про себя перед засыпанием, а также в других ситуациях, так же как и в аутотренинге. Его фразы: „День за днём и во всём мне становится все лучше и лучше" или “Все пройдет, все пройдет” - обошли весь мир.
Как и все „массовые целители", он не обращал внимания на характер болезни. В этом заключался большой недостаток, от которого я уже предостерегал: начинающиеся тяжелые болезни могут таким путем оставаться нераспознанными в течение длительного времени, а благоприятное время для операции может быть упущено.



Содержание  Назад  Вперед