Характерные детали


Предположим, вы только что попробовали расколоть сложный поток образов, используя метод отправных пунктов. Возможно, вы повторили упражнение дважды или трижды, всякий раз получая череду новых образов, но ни на йоту не приблизившись к желанной цели.
Это означает, что самое время попробовать задать наводящие вопросы. Вот как это делается:
1. Определите для себя новый отправной пункт, как описано в главе 5.
2. Тепло поблагодарите ваше правое полушарие за то, что оно уже столько всего вам приоткрыло. Затем попросите его помочь вам и объяснить, что бы это значило?.
3. Отрешитесь и обратитесь к новому отправному пункту.
4. При этом произнесите про себя, но громко: Дай мне тот же ответ на поставленный вопрос, но представь его в совершенно другой форме.
5. Войдите в тесный контакт с отправным пунктом, используя при описании всю палитру ощущений.
6. Резко откройте доступ в пространство ответа соответственно конструкции вашего отправного пункта.
7. Войдите в пространство ответа и опишите все, что вы увидите, в мельчайших деталях.
8. Используйте метод индукции. Спросите себя, оглядев пространство ответа: Что осталось неизменным? Как бы ни отличалась открывшаяся картина от предыдущей, определенный элемент обязательно сохранится.

В нем и ищите ответ.
6.16. Характерные детали.
Вы можете задавать вопросы любому объекту и любому действующему лицу, появляющемуся в потоке образов. Предположим, вы только что индуктивно определили неизменную характерную деталь. Задайте ей любой из вопросов:
Зачем ты здесь?
Что символизирует твое расположение относительно тех объектов (деревьев, кустов, людей и т. д.)?
Почему ты такая (какого-то цвета или формы)?
Какова твоя роль в этой картине?
О чем ты должна сообщить мне?
В большинстве случаев ответом будет служить смена картины, которая откроет вашему вниманию новый набор образов. Что бы вам ни представилось, остановитесь и постарайтесь описать. В некоторых случаях, однако, неизменная деталь может ответить вам прямо словами.
6.17. В поисках настоящего ответа.
Иногда кажется, что слова яснее и определеннее зрительной картины, но так бывает редко. Как и визуальные отклики, лучшие устные ответы приходят абсолютно неожиданно и всякий раз удивляют. Разгадать такие загадки сразу - искусство: ведь ничем не легче интерпретировать слова лаковая шкатулка, чем сам образ лаковой шкатулки.
Тем не менее многие считают слова более удобным выразительным средством. Ничего плохого не случится, если вы потребуете устного ответа. Возможно, вам не будут возражать, а может быть, и возразят.

Следует иметь в виду, что вербальные ответы способствуют смещению восприятия в область аналитического левого полушария, подальше от распознающего образы правого, которое и управляет потоком образов. Такой сдвиг способен нарушить или ослабить его магическую силу.
Я встречал некоторых наставников и гуру, которые в процессе обучения своих учеников высшему подсознанию через управление потоком образов практически не понимали разницы между словами и мысленными образами. Если, например, ученик должен представить себя с книгой Вед*:
Ну, - говорит наставник, - и о чем же повествует эта книга?
(Молчание.)
Хорошо, - продолжает наставник, - открой книгу на любой странице. О чем рассказывается на ней?
(Молчание.)
Ну, какое там первое слово? Ты видишь первую букву?
И так далее. По-моему, такая тренировка может способствовать лишь отрыву незадачливого ученика от плодотворной работы с потоком образов, генерируемых правым полушарием, и возвращением назад, в вербальный мир левого. Таким путем никогда не достичь реальных результатов, и многим ученикам придется покривить душой, чтобы осчастливить своих гуру.
6.17.1. Превратите слова в картинки.
Язык правого полушария - это язык образов, символов и метафор. Даже если вам свойственно принимать сообщения вашего подсознания в устной форме, следует постараться описать картины или сцены, их сопровождавшие.
Например, если на ум приходит слово свобода, произнесите его, но затем опишите, скажем, орла, парящего знойным летним вечером над гребнем горы на фоне набухших грозовых туч, или любую другую картину, олицетворяющую для вас свободу.

6.17.2. Если без слов не обойтись.
Некоторые люди легко получают необходимую информацию, используя только вербальные ответы. Это нормально. Если вы чаще слышите слова, проверьте себя: попробуй те, переключаясь с вербальных ответов на визуальные, определить, какой тип обеспечивает вам более глубокое понимание проблемы.

Продолжайте работать с тем, что окажется эффективнее, но примерно раз в месяц проверяйте, по-прежнему ли избранный вами метод приносит лучшие результаты.
6.17.3. Сначала картины, а потом слова.
Безусловно, при работе с потоком образов можно использовать и слова и картины одновременно. Однако общее правило гласит: прежде картины, а уж потом слова. Применяя метод отправных пунктов или разбирая характерную деталь вашего потока образов, дожидайтесь вначале ответа в виде изображения.

Лишь после того как изображение полностью установится, следует прислушаться к устному ответу.
Когда картина уже сформирована, ваши сознательные ожидания не смогут легко повлиять на ее словесное воплощение. Слова пригодятся при уточнении моментов, которые имеют конкретное изображение.
6.17.4. Остерегайтесь букв.
Те, кто использует метод явных снов, рассказывают о странных вещах, происходящих, если они пытаются писать или читать во сне. Немецкий врач Харальд фон Моерс-Мессмер, экспериментировавший с явными сновидениями в конце 30-х годов нынешнего столетия, сообщал, что, как только он пытался во сне сфокусировать свое внимание на буквах, они сразу же превращались в иероглифы. Стефан Лаберже, современный популяризатор явных сновидений, заметил, что написанные слова меняют свою форму всякий раз, когда он смотрит на них.

По-видимому, осознанное появление слов по воле спящего является уникальной особенностью метода явных снов.
Я полагаю, что, практикуя этот метод, так же как и при работе с потоком образов, человек находится под слишком сильным влиянием правого полушария, чтобы адекватно воспринимать написанное. Эти две функции, скорее всего, взаимно исключают друг друга: когда используется одна, другая автоматически выходит из игры. По этой причине вербальные ответы следует искать в устной, а не в письменной форме.

Я считаю, что устная речь способствует установлению более благоприятного равновесия между различными функциями мозга.
6.18. Аналитик - шутник.
Во всякой шутке есть только доля шутки, - гласит новая версия старой пословицы. Чувство юмора обязано своим существованием тому же самому правому полушарию, что ответственно за значительную часть сложных и тонких функций, служащих источником потока образов. Иногда юмор способен породить ту самую дополнительную связь, которая так необходима для увязки деталей и осмысления потока в целом.
Раскрепощенное состояние помогает расстаться с охранником и позабыть о том, что ты всегда прав. Все это открывает более широкие возможности.
Когда ваш спонтанный поток образов иссякнет, не приведя ни к какому результату, обратитесь к инструменту, называемому аналитик-шутник. Последовательность ваших действий должна быть следующей:
1. Представьте себя в роли Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Милтона Эриксона или какого-нибудь другого выдающегося представителя гуманитарной науки о символах, а поток образов, о котором вы только что рассказали, - сновидением одного из ваших пациентов.
2. Запишите на магнитную ленту или на бумаге свои пространные рассуждения о смысле сна.
3. Во время беседы с воображаемым пациентом постарайтесь в наиболее смешном свете воспроизвести жаргон, мимику и манеры великого психоаналитика.
4. Представьте, пусть даже утрируя, что каждый фрагмент сновидения буквально заряжен смыслом и несет в себе какую-нибудь метафору.
5. Радуйтесь жизни! Помните, что, выполняя это упражнение, гораздо важнее быть веселым, нежели чувствовать свою правоту.
6. Говорите быстро, как это только возможно, чтобы забить своего внутреннего Редактора.
7. Поддерживайте поток слов в течение нескольких минут.
8. Еще раз мысленно пробегитесь по заметкам, сделанным вами в качестве аналитика-шутника, или прослушайте магнитофонную запись. Если вам по-настоящему удалось войти в роль, ваш монолог, несомненно, будет содержать ключевые моменты, необходимые для интерпретации потока образов.
6.19. Рефлекс дознания.
Когда вы свободно овладеете языком правого полушария, прогоны образов станут походить на активные диалоги между сознанием и подсознанием. Вы будете рефлекторно использовать методы отправных пунктов, наводящих вопросов и выявлять характерные детали, при этом реагируя почти на каждую нештатную ситуацию, возникающую во время сеанса просмотра потока образов. Вы сможете делать это мимоходом в самый нужный момент.
Чтобы развить рефлекс дознания, постарайтесь выработать привычку в моменты, когда поток образов становится запутанным и неясным, задавать себе следующие вопросы:
Пожалуйста, покажите мне на следующем рисунке то, что я не смог полностью понять из предыдущего.
Какой еще вопрос мне следует задать сейчас?
6.20. Будьте Гедеоном.
Хорошо известная библейская история рассказывает об Ангеле Господнем, посетившем однажды человека по имени Гедеон, призывая его, вооружившись мечом, освободить Израиль от ига мадианитян. Однако Гедеону не верилось, что Господь мог действительно выбрать его для исполнения сказанного. Вместо того чтобы слепо следовать указаниям, Гедеон подверг свое видение проверке, с уважением попросив Его дважды подтвердить свои указания чудотворным знамением.
Господь не стал казнить Гедеона за его неверие, а ниспослал ему чудеса, сначала - низведя с небес огонь, который поджег жертвенник, а затем - даровав военную победу. Гедеон разгромил армию мадианитян, имея всего 300 воинов, установил мир на 40 лет и был почитаем впоследствии как могучий воин. В более поздней библейской легенде Томас, усомнившийся и потребовавший доказательств воскрешения Христа, был причислен церковью к лику святых.
Библию часто неверно трактуют как призыв к слепому повиновению. На самом же деле, я полагаю, что сюжеты с Гедеоном и Томасом поощряют верующих перепроверять и подвергать сомнению то, что считается Словом Божьим. Поступая таким образом, мы подвергаем проверке не Бога как такового, а полноту и правильность нашего собственного восприятия.
Поэтому я настоятельно советую вам проверять любую информацию, извлекаемую из вашего потока образов. Не может быть ничего опаснее и страшнее, чем уверенность, что подсознание никогда не ошибается. Оно остается загадочной и малоизученной силой - мы все еще далеки от понимания даже незначительной доли его механизмов и мотивации.

Сообщения, исходящие из потока образов, в лучшем случае следует рассматривать как пищу для размышлений, - идеи, которые надежны настолько, насколько мы способны проверить их в действии.
Мое золотое правило гласит: чем яснее кажется сообщение, полученное из области подсознания, тем настойчивее следует быть Гедеоном. Спросите свой поток образов: Как мне убедиться, что ваша информация соответствует действительности? или Как мне проверить, что это правда?
Другой путь - подвергать проверке результаты просмотра потока образов путем раздумий и действий - точно так же, как вы поступили бы с любой вдохновенной идеей, пришедшей вам в голову. Будьте активным скептиком. Никогда не принимайте безоговорочно какое бы то ни было развитие событий или действия, представляющиеся вам сомнительными или неверными, только потому, что ваш поток образов потребовал этого.

Опирайтесь на собственные суждения.

Доверяйте своей интуиции.
6.21. Благородное дело.
С незапамятных времен умение толковать сны и видения высоко ценилось королями и императорами. И по сей день виртуозное владение языком правого полушария остается редким и драгоценным даром, придающим его обладателю необыкновенную силу. Изложенные в данной главе подходы помогут вам достичь высокой ступени этого искусства самым естественным путем и причем за короткое время.

Я советую читателю проявлять настойчивость при выполнении упражнений. Интерпретация может оказаться более сложным делом, чем остальные методы, однако никакое другое мастерство не принесет вам в будущем столь богатого урожая.
Несравненное преимущество иметь между ушей всегда готовый к работе портативный механизм решения задач, которые по зубам лишь гениям, наверняка стоит ваших усилий и внимания.



Содержание  Назад  Вперед