Страх перед болью и неопределенностью


И теперь, с этой новой точки зрения, мы можем понять, почему многие святые сознательно поддерживали в себе чувства страдания, унижения, мысли о смерти. А когда жизнь сама, без их согласия, приносила испытания, они пытались не осудить никого за перенесенные страдания, достичь смирения и принять жизнь такой, какая она есть. "С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения". (Иаков 1:2.) "Для меня все прекрасно, что прекрасно для тебя, о, Вселенная. Ничто не может для меня прийти слишком рано или слишком поздно, все своевременно для тебя". (Марк Аврелий). "Вы не грешник, вы невежда. Вам не мстит Бог, вы просто познаете его". (Ницше.) "Со смирением принимай свою судьбу как вызов, а не как повод для сожаления". (Кастанеда.) Никакие мистические переживания не имеют ценности, если их результаты не отражаются на обыденной жизни. Поэтому со временем бдительность от формальных медитаций переносится на всю повседневную жизнь. Когда человек чем-то занят, будь то общение с другом, просмотр телевизора или прием пищи, то он автоматически отождествляется со своим тоннелем реальности. Нужно во все эти моменты сохранять внимательность и наблюдать за ощущениями, как за энергией. Постепенно человек приходит к тому, что сохраняет наблюдение за собой и в более сложные жизненные моменты.

Именно жизнь с ее проблемами становится лучшим полем для практики внимательности. По мере развития способности к самонаблюдению, мы превращаем жизнь в беспрестанное упражнение или магическое бытие. Рассказ страдалицы за религиозные убеждения. "Вошли шесть женщин с ивовыми прутьями. Последовал приказ: "Разденьтесь!" Я разделась. "Снимите и рубашку", сказали мне.

Они были так нетерпеливы, что сами сорвали ее с меня, и я осталась обнаженной по пояс. Привязывая, стягивая веревки изо всей силы, они насмешливо спрашивали меня: "Не больно ли тебе?" И затем стали истязать меня с яростью, приговаривая при каждом ударе: "Молись теперь своему Богу!" И в это мгновение я ощутила величайшее утешение, подобного которому я никогда не испытывала, при мысли, что я подверглась бичеванию во имя Христа, и что его милосердие пребудет со мной. Как жаль, что я не могу описать то чувство непостижимой силы, утешения и мира, какое я ощущала внутри себя. Это чувство было до такой степени сильно, что привело меня в состояние восторга". (У.

Джемс). Здесь мы наблюдаем спонтанное создание женщиной текучести энергии во время кризисного эпизода, приведшее к состоянию просветления.
"Освобождение от страданий доступно всем, кто пойдет по пути внимательности. С расцветом правильной бдительности ваш ум достигает совершенства". (Будда.) "Мы должны отрешиться от понятий дни и часы, а зорко всматриваться в каждую минуту". (Лао Цзы.) Даосы считают, что пока человек отождествляется, он спит. И только постоянное самонаблюдение способствует пробуждению. "Мы находимся в ловушке сна. Если человек принимает этот сон за действительность, его поступки полная глупость.

Нельзя добиться власти над сном, не пробудившись". (Толтеки.) Хорошо иметь учителя, говорят они, который бы постоянно напоминал тебе: "Проснись!" Но жизненные проблемы самый лучший учитель. Неприятности мотивируют и напоминают, что нужно работать над собой. "Мудрец не раб страхов и желаний. Он им не подчиняется, не избегает их и не подавляет. Он с ними играет". (Дзен-буддизм.) "Умереть легко, трудно победить или жить проигравшим. В этом вызов.

Воин не стремится закончить битву, а использует каждое мгновение для получения даров силы". (Толтеки.) "Я делю ситуации только на приятные и полезные". (Доктор Синельников.) Люди, которых внутренний дискомфорт заставляет жить стремлением к чему-то, надеяться на будущее, с нетерпением спешить, не замечая настоящего, похожи на ослов, идущих за пучками сена, привязанными к ним же с помощью палки.
Что заставляет нас так себя вести? Страх! Страх перед болью и неопределенностью.
Следующий отрывок из книги Уильяма Джеймса "Многообразие религиозного опыта" показывает пример осознанного вхождения в состояние неопределенности, что приводит к текучести энергии.


"Человек, возрождение которого не началось, все еще доверяет своим собственным средствам. Вот почему в анналах святой жизни звучит одна и та же нота: положитесь на промысел божий, не оставляйте для себя никаких лазеек, не думайте о завтрашнем дне, все, что имеете, раздайте нищим. Только тогда вы достигнете полной безопасности, когда ваша жертва не оставит о себе сожаления.

Как пример я приведу отрывок из биографии Антуанетты Буриньон, необыкновенной женщины, которая в свое время подвергалась гонениям со стороны церкви за то, что не хотела принимать религии из вторых рук.
Молодой девушкой она жила в доме своего отца. Она проводила целые ночи в молитвах, непрестанно повторяя: "Господи, что ты хочешь, чтобы я сделала? У меня нет никого, кто бы наставил меня. Говори к моей душе, и она будет слушать тебя". В этот момент она услышала, как кто-то произнес внутри нее: "Покинь все земные вещи.

Откажись от привязанностей к существам сотворенным. Откажись от самой себя". Она была очень удивлена, так как не могла понять смысла этих слов, и долго размышляла над ними, над теми тремя пунктами, стараясь понять, каким образом она может выполнить сказанное ей. Сначала она решила поступить в монастырь, надеясь там отказаться от мирских вещей. Но настоятель Кармелитского монастыря сказал, что они принимают только тех девушек, кто может внести деньги на монастырские постройки.

Это ее очень удивило.
Она продолжала молиться и однажды задала Богу вопрос: "Когда я буду полностью принадлежать тебе?" "Когда у тебя не будет ничего, и когда ты умрешь для себя" "Где я могу сделать это, господи?" "В пустыне". Это произвело на нее огромное впечатление, и она стала готовиться к уходу в пустыню. Ей было всего восемнадцать лет, она никогда не покидала надолго родительского дома. Однако она отложила все сомнения в сторону и сказала: "Господи, веди меня, куда пожелаешь". В это время родители задумали выдать ее замуж за богатого купца, но она надела одежду отшельника, отрезала косу и в день Пасхи ушла из дома.

Она захватила с собой всего несколько копеек, чтобы купить хлеба на этот день, но, отойдя несколько шагов от дома, сказала себе: "На что ты возлагаешь упование? На эти жалкие деньги?" И тотчас отбросила в сторону все монеты, прося у Бога прощения за свой поступок и говоря: "Нет, Господи, я каждую секунду своей жизни вверяю воле твоей. Ты один знаешь, что мне необходимо: осыпать меня дарами или отнять у меня все".
Вернемся к аутогенной тренировке. Освоив первый этап, практикующий переходит к высшей ступени. Она не столь широко распространена и разрекламирована по сравнению с первой, хотя в ней-то как раз и заключены все возможности, которых ждут и не получают от первой ступени.

Как это часто бывает со всеми глубоко проработанными практиками, широкому распространению они всегда обязаны именно своей примитивной составляющей, той, что доступна массовому сознанию.
Войдя с помощью первой ступени в состояние глубокой релаксации, занимающийся при закрытых глазах отводит глазные яблоки слегка вверх и как бы смотрит в одну точку, расположенную чуть выше надбровья. Смысл данного упражнения воспитание устойчивого внимания. Необходимо смотреть в одну точку, ни на что не отвлекаясь, не позволяя уводить внимание в сторону ни внешним раздражителям, ни мыслям, ни фантазиям. Выполняется данное упражнение в течение шести месяцев. Рекомендуется довести длительность этого упражнения до 3060 минут.

Это первый этап высшей ступени аутотренинга. Чтобы понять смысл этого этапа, рассмотрим для примера буддистскую практику.
Самое сложное во всех медитациях, но именно то, что приносит реальный эффект, это удержание внимания на объекте медитации в течение длительного времени. Объектом внимания может быть что угодно, это не суть важно: внешний предмет (цветок, пламя свечи, камень и тому подобное), какая-либо часть тела или часть его внутреннего пространства: чакры, рука, нога, солнечное сплетение, "третий глаз"), ритм дыхания, молитвы, мантры, понятие Бога, чувства, ощущения вкуса, боль, желания, эмоции. Существуют сотни, если не тысячи видов медитаций, но в основе всех лежит работа с вниманием.

Наиболее продвинутые формы медитаций приводят к представлению относительности всего того, что мы воспринимаем как реальный мир. Понятия и чувства, все общепринятые представления о мире объектов и человеческом сознании можно изменить посредством медитации на любые представления. Можно создать такое восприятие себя, что зрение, например, будет располагаться в руке, а сознание своего Я практикующий может переместить в отдаленный объект. Можно научиться ощущать себя деревом или камнем и со стороны камня наблюдать за самим собой как за человеческим существом.

В общем, все то, о чем уже было написано в этой книге в разделе о шизофрении или видениях на сеансах ЛСД, можно сознательно и управляемо создать с помощью медитаций.
Начальный этап большей части психотехник медитация на безмолвие, когда ученик пытается удержать внутреннюю пустоту ума, не допуская мыслей, воспоминаний и фантазий, то есть всего того, что составляет внутренний диалог.



Содержание раздела