В чем смысл двигателя внутреннего сгорания?


Все превращается в свою противоположность, когда уровень силы не соответствует уровню поставленной задачи. "Больше еды вместо здоровья болезнь, больше тренировок вместо рекордов инвалидность, хотели чайку попить и воду вскипятить она вся выкипела". (Веллер.) Фрагмент третий. Деятельность в физическом мире необходима, но любые мотивы этой деятельности по большому счету бессмысленны.
Желание это и мотив нашей деятельности, и проклятие нашего существования. Мы хотим освободиться от неудовлетворенности, от страхов. А именно они и являются главными мотиваторами для наших действий. Нет мотива нет деятельности.

Отсутствие деятельности приводит к снижению уровня выживаемости, вплоть до смерти. Одновременно в задачу каждого живого существа входит максимальное повышение уровня выживаемости. В пределе любому нашему выбору невозможно найти смысл при помощи чистой логики.
"Куда? Зачем? Для чего?
В чем смысл двигателя внутреннего сгорания? Из банки бензина выделяется куча энергии, она может совершать работу.
В чем смысл этой работы? Автомобиль может двигаться быстрей и на большее расстояние.
В чем смысл такого передвижения? Гора кирпичей будет перемещена быстро и легко, всего одним человеком. В чем смысл этой перевозки?

Рабочие быстро построят огромный дом.
В чем смысл этого строительства? Сто семей будут жить в комфорте.
В чем… и так далее, и так далее, и все они умрут. Вот черт! Так на хрена нам этот двигатель и эти кирпичи… Просто пожить послаще и все? Так зачем мы тогда мучились, любили, работали, квартиры украшали, детей растили, если конец один?" (Веллер.)
Все стремления жизни при глубоком анализе выглядят полной нелепостью. "Кто не замечает суеты мира, тот суетен сам". (Паскаль.) Поэтому любое интеллектуальное обоснование мотивации будет ущербно. Действительно, наш ум не может представить себе активность без желания и проявление усилий без мотива.
Страсти, чувства и ощущения единственные мотиваторы, доводы которых неоспоримы, но от них надо отвязываться. Чем же руководствоваться? Ведь если лишены смысла победы и поражения, лишены смысла и поступки.
Больной перед операцией: "Доктор, я буду жить?" Доктор: "А смысл?".
Об этом парадоксе повествует Бхагават-гита, памятник древнеиндийской культуры.
"И Арджуна увидел в обеих армиях своих отцов, дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и благожелателей.
"Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о, Кришна, как я могу желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которое оно мне принесет?
О Говинда, зачем мне царства, счастье и даже сама жизнь, если те, ради кого мы могли бы этого желать, выстроены сейчас против нас в боевом порядке на этом поле? О Ты, поддерживающий жизнь во всех твоих созданиях, я не готов сражаться с ними, даже в обмен на все три мира, не то что за эту землю. Какую радость принесет нам убийство сыновей Дхритаташтры?
Лучше жить нищенствуя, нежели существовать ценою гибели великих душ, моих учителей. Пусть ими овладела мирская корысть, они все равно остаются моими учителями. Если они будут убиты, все наши радости будут окрашены кровью.
Слабость заставила меня утратить всякое самообладание; я уже не вижу, в чем мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я твой ученик, поручаю тебе душу мою. Прошу, научи меня.
Я не в силах успокоить боль, иссушающую мои чувства. Ее не утолит даже процветающее царство, не имеющее себе равных на земле, и верховная власть, подобная той, которой обладают полубоги на небесах.
Говинда, я не буду сражаться".
Верховная божественная личность произнес: "Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.
Поэтому сражайся, о, потомок Бхараты. О Партха, как может человек, знающий, что душа неразрушима, вечна, нерождена и неизменна, убить кого-либо или заставить кого-либо убивать?
Зная это, не следует скорбеть о теле.
Если же ты полагаешь, что душа однажды рождается и навсегда умирает, все равно нет причины для скорби, о сильнорукий Арджуна.
Все сотворенное существует вначале в непроявленном состоянии, проявляется в промежуточной стадии и опять уходит в непроявленность после уничтожения Вселенной. Так зачем же печалиться?


Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться, служа собственному предназначению. Поэтому не надо колебаться. О сын Кунти, либо ты будешь убит и достигнешь небесного царства, либо ты завоюешь царство земное и будешь наслаждаться им.
Ты имеешь только право исполнять свой долг, но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей деятельности и не пытайся уклоняться от исполнения долга.
Будь уравновешен, Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.
Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, в которой заключено все искусство деятельности. Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности, даже на мгновение.

Исполняй свой долг, ибо это лучше, чем не работать. Без работы невозможно поддерживать свое материальное тело. Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их.
Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о плодах своей деятельности, ибо, действуя так, он достигает Всевышнего.
Поэтому, о Арджуна, посвятив Мне все свои действия, полностью осознавая меня, не желая выгоды, без притязаний на собственничество и стряхнув апатию, сражайся. Даже умные люди не знают, что есть действие и что бездействие. Теперь Я объясню тебе, что есть действие, и, зная это, ты освободишься от всех несчастий.

Все хитросплетения деятельности очень сложны для понимания.
Тот из людей разумен, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии; его положение трансцендентально, хотя он и занят разнообразной деятельностью. Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности, всегда удовлетворенный и независимый, он не совершает действий, приносящих плоды, хотя и занят всевозможными делами.
Тот, кто довольствуется прибылью, которая приходит сама собой, кто свободен от двойственности, свободен от зависти, кто сохраняет твердость как в успехе, так и в неудаче, тот никогда не запутывается в сетях кармы, хотя и совершает различные действия.
Итак, встань и приготовься сражаться и завоевать славу. Победи своих врагов и вволю наслаждайся процветающим царством. По Моему замыслу все они уже погибли; ты же, Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этом сражении.
Если ты не способен следовать этому, тогда посвяти себя получению знаний. Однако лучшие знания медитация, а лучше медитации отречение от плодов своего труда, ибо через такое отречение можно достичь спокойствия разума". Так внимал я беседе двух великих душ Кришны и Арджуны.

И столь удивительно то, что я услышал, что волосы у меня встают дыбом".
Несколько высказываний дополнительно.
"По разумным причинам никогда ничего не делается". (Закон Мерфи.)
"Если действовать не будешь, ни к чему ума палата". (Руставели.)
"Выполнять долг это рента за право жить на земле".
"Если я обречен, то только на смерть, но и обречен на сопротивление до самой смерти". (Кафка.)
"Этот мир лишен смысла, и кто это осознал, обретает свободу". (Камю.)
"Желать чего-то и добиваться этого свойство сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться того это свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом". (Ницше.)
Притча, объясняющая действие без привязанности. "Два шаолиньских монаха путешествовали от монастыря к монастырю. Как-то раз на берегу ручья им повстречалась девушка и попросила перенести ее на другой берег. Один из монахов взял ее на руки и перенес.

После этого двое монахов продолжали путь. Через некоторое время один из них сказал: "Как ты мог так поступить? Ведь нам запрещено прикасаться к женщинам". "Я оставил женщину на берегу, а ты продолжаешь нести ее", ответил другой". (Лавский.)
Фрагмент четвертый.
С одной стороны, привязанность к цели является препятствием, а с другой, только наличие цели и страстное желание достичь ее делает человека действительно эффективным.
Тому, как привязанность к цели мешает достижению этой цели, я посвятил целую главу первой книги "Управление реальностью". Но именно наличие цели и позволяет к ней идти. Как же это совместить? Поговорим о намерении или о том, почему люди недалекие, глупые и нехорошие часто добиваются успеха, в то время как добрые и умные (не всегда, но часто) живут намного скромнее.

Напомним, что в этой книге под словом "намерение" мы подразумеваем "желание без желания". Попробуйте это понять. А потом попробуйте понять слова "страстное намерение".

Страстное намерение способно решить очень многие вопросы.
Однажды лягушка попала в колею. Как ни старалась выбраться, ничего не получается.



Содержание раздела