Физиологическая реакция страха


Физиологическая реакция страха, например, очень полезна для выживания. При страхе повышается свертываемость крови, учащается сердцебиение, происходит освобождение кишечника и мочевого пузыря. В джунглях это поможет выжить, а на школьном экзамене? Интересно также рассмотреть работу мышц-антагонис-тов. Сгибатели и разгибатели работают в противоположных направлениях. Отсутствие их согласования это отсутствие управления телом.

И только их тончайшее взаимодействие приводит ко всему многообразию движений, начиная от ходьбы и бега и заканчивая сложнейшими номерами гимнастов, грациозными движениями танцовщицы, мастерством рук пианиста или рабочего.
Работу мышц-антагонистов мы можем брать за пример всегда, когда обсуждаем вопросы сочетания труда и отдыха, активности и пассивности, интересы мужа или жены в семье, личных интересов и морали, даже добра и зла. Здесь мы увидим бесконечные типы сочетаний и весь диапазон силы напряжений.
Муж и жена всегда спорили по поводу расходования денег. Она обвиняла его в скупости, а он ее в расточительности. И каждый находил своему поведению убедительные оправдания. Наконец, устав от споров, они обратились к мудрецу, чтобы он помог решить, кто из них прав. Мудрец показал им открытую ладонь и спросил: "Как вы назовете человека, у которого ладонь не сгибается?" "Инвалид" ответили супруги.

Тогда мудрец показал им сжатый кулак: "А так?" "Тоже инвалид" ответили муж и жена. И через мгновение все поняли. (Лавский.)
А сколько людей мечтает о безграничной свободе и вечном счастье. Допустим, приятные события породят ощущение счастья. Но если эти события будут происходить постоянно, это повысит уровень наших ожиданий и нам все труднее будет получать ощущение счастья от событий одного уровня. "Такова природа человека, что за первый твой подарок он падает перед тобой ниц, за второй целует руки, за третий подлизывается, за четвертый лишь кивает головой один раз, за пятый становится фамильярным, за шестой оскорбляет тебя, за седьмой судится с тобой за то, что ты дал недостаточно". (Гурджиев.)
Мы повышаем уровень наших запросов и страдаем, если не получаем желаемого. Таким образом, предыдущее счастье стало причиной нового несчастья. Чтобы остаться на том же уровне удовлетворения, надо напрягаться все сильнее.

А несчастья, наоборот, снижают уровень притязаний так, что человек может быть счастлив уже от самой малости. Так что для частого ощущения счастья необходимо так же часто быть несчастным.
"Всегда наслаждаться это значит вовсе не наслаждаться". (Вольтер.)
"Счастье, как и здоровье; если их не замечаешь, значит, они есть". (Тургенев.)
"Свободу невозможно определить из самой себя, она существует только как отрицание препятствия".
"Удовольствие состоит только в прекращении всякого страдания".
"Клиент больше доволен не тогда, когда его просто хорошо обслуживают, а тогда, когда он получает больше, чем ожидал". (Форд.)
Свобода это миф. Птица в полете не свободна от законов аэродинамики, желающий иметь раба не свободен от того, чтобы не кормить его. Желающий властвовать над народом не свободен от того, чтобы потакать его потребностям.

Чтобы быть свободным, необходимо подчиниться законам более высокого уровня. Чтобы получить свободу на высоком уровне, надо стать зависимым от требований еще более высокого уровня.
В воспитании детей, как мы помним, постоянное потакание ребенку, как и политика тирании, строгости и ограничений, одинаково приводят к формированию ущербности его личности. В этом плане я всегда вспоминаю дочку Онассиса самого богатого человека в мире в середине прошлого века. У нее было все, в ее честь даже назывались корабли. Но в возрасте двадцати восьми лет она покончила жизнь самоубийством. "Привилегии рождения губительны, нужен великий стимул". (Ницше.)
Перейдем к социальным законам. Излишний контроль государства ослабляет экономику, но отсутствие контроля ослабляет государство. Только тонкое сочетание свободы и контроля сделает государство сильным. Около двадцати лет назад в Италии развернулась кампания против коррупции. Экономическую деятельность, решения чиновников и совершение сделок стали жестко контролировать.

Усилили наказания за нарушение законов. В итоге все стали бояться работать. Экономика резко пошла вниз.

Правительству пришлось вернуться к более либеральной политике. Конечно, при ней процент незаконных сделок высок, но зато все работает. Экономика взаимосвязана.

Незаконно заработанные деньги все равно участвуют в обороте, производстве, занятости населения, тесно сплетаясь с законной экономической деятельностью и являясь важной частью общегосударственного оборота. В то же время нельзя дать полную свободу, так как ничем не ограниченные частные интересы разрушат государство изнутри, и общественное богатство поделят между собой преуспевающие и наглые авантюристы. Государство и личность необходимы друг другу, при этом их интересы часто вступают в конфликт.
Вспомним кармические законы. Допустим, сегодня ты в чем-то победил, и ты наслаждаешься. Проигравший страдает. Тогда в следующей жизни, наоборот, тебе придется пострадать в качестве проигравшего. Это поможет стать победителем в третьей жизни, чтобы снова быть проигравшим в четвертой.

И так бесконечно? Где же смысл? Замкнутый круг.
От непонимания того, что все переходит в свою противоположность, многие впадают в заблуждение. Подобно персонажам Уильяма Джеймса в книге "Многообразие религиозного опыта". "Величайшим утешением монашеской жизни, говорит один выдающийся иезуит, служит убеждение, что, повинуясь другому, мы не можем совершить ошибку. Ваш начальник может ошибаться, приказывая вам сделать то или другое, но у вас есть уверенность, что, повинуясь ему, вы свободны от ошибки, потому что Бог спросит у вас только, исполнили ли вы как следует его приказание.

И если вы будете в состоянии дать в этом отношении удовлетворительный отчет, вы совершенно свободны от ответственности. Правильно ли вы поступили или вам следовало бы поступить иначе, это будут спрашиваться не с вас, а с вашего начальства. Раз вы совершили то, что вам было назначено, Бог снимет с вас ответственность за ваш поступок и возложит ее на вашего начальника. И святой Иероним был вполне прав, восхваляя в следующих словах преимущество послушания: "Какая безбрежная свобода!

Какое блаженное ощущение уверенности, при которой человек делается почти безгрешным!" Святой Иоанн Климах придерживается того же мнения относительно послушания, называя его оправданием перед Господом. Поистине завидный удел переплыть бушующее море на плечах и руках другого человека, и милость эта даруется Богом только тем, кто принял обет послушания".
Как незаметно смирение из духовного упражнения превращается в обыденный уход от ответственности.
Следуя такой логике, все подсудимые нацистские преступники на Нюрнбергском процессе в 1945 году были невинны. Ведь своим основным оправданием они считали то, что выполняли приказ. Значит, эти "святые", считавшие духовным ростом умение переплыть бушующее море на руках и плечах другого человека, в других исторических условиях вполне могли стать основателями концлагерей и нацистскими министрами.

А последних обвиняли, ни много ни мало, в преступлениях против человечества. Пока у подчиняющегося есть свобода выбора между неповиновением и смирением, он несет ту же ответственность, что и его начальник.
Гессе являлся начальником концентрационного лагеря Освенцим. Он всегда старался быть исполнительным человеком. Сначала он слушался своих родителей, а затем и своих начальников. Исполнительность была его сильным качеством.

Именно исполнительность и высокая ответственность заставила его сделать Освенцим безупречным предприятием по уничтожению человека. "Как это трагично; я, от природы спокойный, добродушный и всегда отзывчивый, стал величайшим убийцей", писал он в тюрьме.
Недавно разговаривал с другом. Он подарил бывшей жене машину, через месяц она сбила ребенка. "Она на меня сильно давила психологически, говорит он, требовала, изматывала нервы. Я подумал, что, отдавая машину, освобождаюсь от привязки к собственности и, делая доброе дело, зарабатываю хорошую карму.

Другой бы человек злорадствовал после аварии, я же переживал. Получается, что я сделал не добро, а зло. Следовательно, терпеть ее недовольство, чувствовать себя плохим, не отдавать ей машину было бы лучшим и для меня, и для нее.

Тогда в плохом поступке, в жадности и заключается истинная святость и доброта". "Во многой мудрости много печали".
Или поразмышляем о сложности выбора по мотивам книг одного из наиболее выдающихся российских исследователей сознания С.Н. Лазарева "Диагностика кармы". "Сначала отработайте тему гордыни, пройдите по жизни, сохраняя любовь. Примите крах вашей судьбы, воли, способности и возможности управлять. Почувствовали, отпустило, переходите к теме ревности.

Крах отношений, измены, унижение желаний". Логически продолжаю. Научитесь сохранять любовь, когда вас убивают, насилуют ваших жену и детей.

Готовы отрабатывать гордыню до этого уровня? В линейности не найдем ответа. Смирение становится потаканием злу.



Содержание  Назад  Вперед