Ритуал


4. Ритуал.
*****
Первая фаза. Приглашение бессознательного.
Существует несколько вариантов включения в активное воображение. Можно просто освободить ум, наблюдать за внутренним пространством и ожидать. Начинать работать с тем, что появится.

Как писательница Э. Блайтон: "На несколько минут я закрывала глаза и делала свой ум пустым и ждущим и тогда… мои персонажи возникали перед моим внутренним взором. Я не знала, что именно кто-нибудь из них скажет или сделает. У меня была счастливая возможность: сочинять историю и одновременно ее читать. И я подумала: "Думай я хоть сто лет, я не смогла бы придумать такого". А потом подумала: "Хорошо, ну а кто же тогда все это придумал?" Российская писательница Дарья Донцова, автор нескольких десятков популярных романов, пользуется тем же способом: "Наверное, в ваших глазах я сейчас буду выглядеть психопаткой.

На самом деле, передо мной просто несется картинка. Герои сами ссорятся, знакомятся, влюбляются. Я только записываю то, что вижу". С помощью активного воображения можно вернуться в сон, который вы видели ночью, заново пообщаться с участниками сна, разрядить негативную эмоцию сна, попытаться изменить сюжет (если не возникает внутреннего сопротивления) либо просто получить дополнительные сведения для анализа.

Сразу после пробуждения вхождение в энергетические области последнего сновидения происходит очень легко.
Можно просто придумать произвольный мир, в который вы будете регулярно мысленно возвращаться, и в который будут постепенно вовлекаться ваши внутренние персонажи.
Полезно обращаться к бессознательному с помощью вопросов: "Что мне следует делать? Чего я хочу? Как решить какую-либо проблему? Как вести себя на завтрашней встрече?

Как поступить в той или иной ситуации?" И наблюдать за ответом бессознательного, разбираться с ощущениями, интерпретировать их, анализировать, вступать в общение и разрешать в символической форме внутренние конфликты.
Входить в активное воображение можно с помощью различных органов чувств. "Четыре года назад я не мог увидеть ни одного образа. Я думал, что люди обманывают, говоря, что им помогает направленная визуализация. У меня и мысли не было о том, что они видят картины.

Конечно, когда я впервые пытался создавать образы, я пошел тем же путем, что и все люди, которые испытывают трудности в этом плане. Они говорят себе: "Ну, еще упорнее смотри на это!" Конечно, чем больше я говорю себе и чем больше чувств я испытываю, тем менее я способен что-либо увидеть. Я выучился делать это по принципу наложения: беря чувство или звук, а потом добавляя к этому визуальное измерение!". (Бендлер, Гриндер.)
Вы можете использовать принцип наложения, чтобы натренироваться. Допустим, у вас хорошо развита тактильная система, но вы совершенно не можете визуализировать. Тогда представляйте себе, какова на ощупь кора дерева.

Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую галлюцинацию на коже пальцев. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости или твердости, шершавости или гладкости, температуры). Если же вы, наоборот, легко визуализируете и хотите развить звуковое восприятие, вы можете увидеть машину, заворачивающую за угол, а затем попытаться услышать соответствующие звуки.
Вторая фаза. Диалог и ощущения.
Нам не следует руководить внутренними личностями и происходящими событиями, мы должны следовать им. Не надо пытаться определить или предсказать, что произойдет или будет сказано, пока этого не случится. Никогда не следует работать по заранее написанному сценарию. Погружаясь в воображение, мы не можем знать, как поведет себя и что скажет внутренний персонаж. Сценарий сам разворачивается в глубинах бессознательного и иногда приносит нам сюрпризы и неожиданности.

Необходимо дать внутренним фигурам жить своей жизнью. Слушать и наблюдать. Запишите диалоги, пожелания, споры участников событий, все перипетии внутренних путешествий и приключений.

Обращайте особое внимание на ощущения. Вы должны ощущать чувства персонажей так же явственно, как свои собственные.

Важное замечание. Создание образов процесс бесконечный. Сначала мы визуализируем какие-то эмоции, персонифицируем их, то есть начинаем воспринимать их в виде сущностей и образов.

Затем между внутренними персонажами возникает общение, они сами начинают испытывать эмоции, которые мы снова можем персонифицировать. Появляются новые сущности. И так далее. Не стоит увлекаться, необходимо держаться золотой середины между удержанием первоначально возникающих образов и необходимыми более глубокими включениями, если этого требует ситуация. Придерживайтесь того образа, что появился первым.

Сюжет должен быть закончен, начиная от завязки, проходя через конфликт к гармонизации, к выводу и разрядке. Не позволяйте разуму часто перескакивать на другие образы, которых в процессе внутренней работы появляется достаточно много. Вы работаете со своим первоначальным ощущением так же, как психоаналитик работает со своим пациентом: следуете за его подсказками и ассоциациями, но не забываете о цели, придерживаетесь направления.

В противном случае каждая промежуточная эмоция стремится превратиться в основную сущность. "Стремясь к средствам, не забывайте о цели".
Легендарный психотерапевт Милтон Эриксон образно описал этот процесс так. "Однажды я возвращался из колледжа и вслед за нашей компанией на фермерский двор забрел чей-то потерянный конь, видимо, в поисках воды. Конь был весь в поту. Фермер сказал, что это не его конь, и мы привязали его в углу. На нем была уздечка, я сел на него и сказал "Но", и повернул его головой к дороге. Я не знал, какое направление правильное.

И конь потрусил и поскакал галопом по дороге. Временами он забывал, что надо бежать по дороге и сворачивал в поле. Тогда я тянул его немного за повод и обращал его внимание на тот факт, что дорога была там, где и ему надо быть. Наконец, через 231 четыре мили конь повернул в фермерский двор и фермер сказал: "Вот как ты вернулся!

Как вы узнали, что ему нужно сюда?" Я сказал: "Я не знал. Конь знал. Я просто обращал его внимание на дорогу".

Так мы работаем: необходимо удерживать направление, одновременно позволяя бессознательному свободно самовыражаться. В самом правильном исполнении активное воображение не должно плодить лишних сущностей, а работать только с теми персонажами, которые могут принести из бессознательного нужные ответы на наши сегодняшние вопросы.
Активное воображение отличается от позитивного программирования. В своем коммерческом виде методики самопрограммирования потакают нашему Эго (эгоистичному сознанию). Они создают впечатление, что человек сам контролирует и направляет свою жизнь. Публике это нравится; людям нравится думать, что они обладают свободой действий.

Бессознательное программируется на выполнение команд осознающего разума. Вы закрываете глаза и представляете, что вам хочется: новую машину, новую должность, новый дом или более высокую зарплату. И вы представляете это. Либо представляете себя обладающим определенными качествами: стройным, привлекательным, энергичным, уверенным и тому подобное.

Другими словами, хотите сделать идеальным себя или свою жизнь. Вы пытаетесь изменить свою судьбу, затрагивая глубинные основы психики, и при этом совершенно не желая замечать других аспектов своей личности, находящихся в этих глубинах. В этом случае, как правило, желаемые позитивные образы не становятся реальностью, а мечты так и остаются мечтами. "Мечты, мечты, где ваша сладость? Ушли мечты, осталась гадость!"
Активное воображение строится на более всеобъемлющем представлении о человеке и Вселенной. Бессознательное обладает собственной мудростью, своей точкой зрения, которая более реалистична, чем узкое понимание Эго. Цель не программировать, а сотрудничать. Если вы будете слушать бессознательное, то оно будет слушать вас.

Если вы будете давить на него, не замечать его, то оно не откроет вам смысл возникающих препятствий и сопротивлений на пути к желаемым образам.
Вместе с тем утверждение о том, что мы должны пассивно следовать бессознательному и принимать его команды и подсказки, не отрицает того, что активное воображение должно быть целевым. Вспомните Эриксона: кто-то должен возвращать коня на дорогу. С этой точки зрения, позитивная визуализация может быть полезной. Она задает направление. Ведь бессознательное бесконечно, затеряться там проще простого.

Если у нас задано направление, то на пути к желаемой цели нам будут показаны подсознательные программы, которые мешали нам иметь то, что мы хотим. Мы можем ощущать эти программы в виде возникающих страхов, болей, стыда, вины, гнева, потребности контролировать и тому подобное. Прорабатывая все это в активном воображении, мы гармонизируем энергии и расширяем сознание.

Это единственный правильный способ применения визуализации и мысленного программирования.
Говоря о целевом использовании активного воображения, мы возвращаемся к теме деяния в недеянии; мы вспоминаем утверждение некоторых мудрецов о том, что любая цель не имеет смысла, но она должна существовать.



Содержание  Назад  Вперед