Но многовековой народный опыт (и достаточное количество успешных экспериментов, проведенных уже в наше время) заставляют внимательно отнестись, например, к такому методу определения благоприятных для жизни мест, как лозоходство (биолокация). С помощью лозы (металлической рамки) можно не только обнаружить подземные воды, залежи ископаемых, но и достаточно четко очертить патогенные места, оказывающие отрицательное воздействие на живые организмы. Интересную методику по определению "опасных зон" разработали специалисты Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и прогноза геофизических процессов (Москва). С помощью специальной аппаратуры они обнаружили, что концентрация гелия ("солнечного газа") значительно изменяется, перед различного рода катаклизмами.
И речь здесь идет не только о землетрясениях.
Время от времени через земные разломы выбрасывается "излишняя" энергия недр. По мнению Кандидата геолого-минералогических наук Игоря Николаевича Яниц-кого (руководителя Центра), эти так называемые геодинамические солитоны способны нарушать работу приборов, инициировать штормы и цунами и, безусловно, весьма негативно отражаются на здоровье людей.
Но и биолокация, и гелиометрические оценки места проживания доступны пока не всем. И знать о них - еще не значит иметь возможность использовать для определения благоприятного места проживания.
А вот "маленькие секреты улучшения мира вокруг нас", предлагаемые древнекитайским "искусством гармонии с окружающим миром" и внутри себя, не только доступны большинству людей, но и способны, как утверждают китайцы, совершить чудо, защитить от негативного влияния окружающей среды, принести удачу и в корне изменить течение нашей жизни.
Искусство фэн-шуй родилось в Китае. Доподлинно известно о его существовании три тысячи лет назад, но корни этой традиции уходят в гораздо более далекое прошлое.
Название фэн-шуй возникло в те времена, когда человек обожествлял силы природы, поэтому "фэн"-ветер и "шуй"-вода играли в его жизни немаловажную роль.
Фэн представлял поток энергии, а Шуи питала землю.
Было время, когда в Китае это искусство, считалось, чуть ли не государственной наукой. Основные его принципы содержатся в древних текстах, таких как "Ши Цзин" ("Книга Песен"), первые варианты которой известны еще с начала IX века до нашей эры.
Китайцы оставались верны своим традициям. Во времена династии Хань (206 г. до н. э. - 224 г. н. э.) появилась "Ли Цзы" ("Книга Ритуалов"), в которой использованы методы фэн-шуй для поиска места и расположения семейных захоронений.
Учитывая огромное значение вопроса "жизни после смерти" для китайцев, следует отдать должное той степени доверия, которое они испытывали к фэн-шуй.
А во времена более поздней династии Сун (960 - 1279 гг.) эти методы стали применяться в архитектуре.
Именно этот факт дал мощный толчок к изучению наиболее благоприятных мест и условий для строительства храмов и дворцов. Мастера фэн-шуй были нарасхват.
К их услугам прибегали императоры и жрецы.
Обеспеченные люди щедро оплачивали их советы при строительстве своих домов и планировке владений. Досконально изучив местность, мастера давали указания, не только где, и как следует вести строительство, но и когда его начинать.
Первыми пропагандистами искусства фэн-шуй были мудрецы и философы Древнего Китая. Ведь в нем концентрировался философский подход к целенаправленной жизни, к существованию в гармонии с собой и окружающим миром.
Если человек подобен Вселенной в миниатюре - считали китайские философы - то для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, он должен сначала обрести ее в самом себе.
Мы не случайно акцентируем ваше внимание на фэн-шуй. Эксперименты с пирамидами, проведенные нами в рамках проекта "Колесо Фортуны", показали, что различные геометрические формы способны оказывать влияние на окружающий мир. И хотя природа этого воздействия еще непонятна, сам факт его существования был зафиксирован нами с достаточной определенностью.
И фэн-шуй - одно из немногих, а во многом и единственное направление, содержащее методики, которые используют форму предметов для улучшения благоприятных условий существования человека.
Вполне можно допустить, что древние китайцы эмпирическим путем действительно подобрали достаточно эффективные приемы гармонизации среды, оказывающие положительное влияние на живые организмы. Так что, с нашей точки зрения, правила фэн-шуй вполне достойны самого пристального внимания и изучения.
(Более подробно о некоторых "рецептах" фэн-шуй вы сможете прочитать в "Дополнительном материале".)
IX.4. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Но можно сказать с полной уверенностью: наше умение общаться с себе подобными - одно из важнейших условий для достижения жизненного успеха.
Коммуникативные способности человека особенно наглядно проявляются для окружающих в вербальном общении, рождая доброжелательность или антипатию, которые способны как повысить, так и понизить вероятность успешности его действий.
Вербальное общение проявляется, прежде всего, в диалогах, и конкретно в таких его формах, как Переговоры, прения, полемика, дебаты, дискуссии и споры, в ходе которых в зависимости от целей реализуются разные задачи. Это может быть поиск истины, убеждение собеседника в своей точке зрения, стремление одержать над ним верх.
Надо заметить, что, хотя мы проводим, в такого рода, беседах всю свою сознательную жизнь, большинство людей делают это весьма и весьма неумело.
Между тем формулировка "слово - это оружие" вполне соответствует истине. И психологи давно уже довели до совершенства принципы "словесного фехтования".
Поскольку далее речь пойдет об удаче, необходимо понимать, какие формы диалогов способствуют повышению или понижению вероятности ее проявления. Сразу оговоримся: под "спором" мы понимаем не склоку, а диалог, цели которого, при наличии предмета спора, могут быть самыми различными.
И в дальнейшем будем пользоваться для простоты именно этим понятием, так как оно хотя и условно, но в достаточной мере представляет все другие формы диалога.
В зависимости от цели спора различаются три его разновидности. Чтобы не совершать ошибок, надо хорошо усвоить разницу между ними.
Аподистический спор. Его цель - нахождение истины на основе законов и правил формальной логики. В ходе его оппоненты не ставят перед собой задачу убедить друг друга или победить, пользуясь уловками, и не защищать свою точку зрения, а иметь о ней четкое представление.
Главное - доказывая или опровергая что-либо, твердо знать суть своих тезисов и не подменять их содержание в процессе спора.
При этом быть готовыми отказаться от своей точки зрения или внести в нее коррективы.
Эристический спор. Его цель - убеждение собеседника, для чего используются средства эристического воздействия: убедительность; доказательность; качество последовательных умозаключений; убедительные, но не доказательные аналогии; доказательные, но не убедительные силлогизмы.
Софистический спор. Его цель - победить, разгромить и уничтожить оппонента.
При этом нет ни поиска истины, ни стремления убедить его.
Цель определяет и выбор средств (уловок), которые можно поделить на два вида: софизмы и психологически непозволительные с точки зрения нравственности ("хамские") приемы.
Софизмы- это намеренные, сознательные логические ошибки в рассуждениях. Их следует отличать от паралогизмов, где логические ошибки возникают ненамеренно.
Психически непозволительные приемы ("хамские") применяются с целью причинить ущерб делу или имиджу оппонента. Их цель - вывести его из равновесия, а следовательно, "выиграть" [56].
Каждый из нас может припомнить в своей жизни такие споры, а значит, и их результаты.
Сделаем выводы.
Аподистические споры сближают нас с оппонентом и служат началом будущих искренних отношений. Более того, после таких споров люди чувствуют себя "сообщниками", партнерами, друзьями.
А это само по себе (удвоенное общее желание) - заявка на удачу.
Эристические споры приносят состояние душевного и физического подъема (спор - это ведь тоже стресс!), радость в случае удачного исхода, уважение к себе и оппоненту даже при неудачном исходе. Ведь, используя Эристические средства воздействия, чтобы убедить того, кто не хочет принять вашу точку зрения, ему надо понравиться, а чтоб понравиться кому-то, надо прежде всего нравиться себе самому.
А такое состояние - тоже заявка на удачу.
Софистические споры, как говорится, до добра не доводят. Но, как показывает жизненный опыт, они наиболее употребимы в человеческом обществе. "Победить", "разгромить", "поставить на место" - в такого рода беседах отчетливо просматривается не созидательное (антиэнтропийное), а разрушительное (энтропийное) начало.
И в конечном итоге такие "победы" не приносят ни пользы, ни радости.
Как говорила одна известная актриса про съеденное пирожное: "Пять минут удовольствия и всю жизнь - на боках".